Урок повторения по теме: "Квадратные уравнения"

Разделы: Математика


Тема урока: Квадратные уравнения.

Тип урока: урок повторения (2 часа).

Цели:

  • Образовательные:
    • создать условия для применения знаний по теме “Квадратные уравнения”, “Квадратичная функция”, “Решение неравенств”;
    • создать условия для овладения учащимися различными способами решения задач и закрепления ранее приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме.
  • Развивающие:
    • развивать умения делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию, рассуждать, строить гипотезы, применять идеи на практике;
    • развивать способности высказывать определенные идеи;
    • развивать креативное мышление.
  • Воспитательные:
    • воспитывать волю и настойчивость в решении поставленной задачи;
    • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
    • воспитывать аккуратность.

Оборудование: тесты по теме “Квадратные уравнения”; таблицы: “Квадратные уравнения”, “График квадратичной функции”, карточки для групп; сборники заданий для проведения письменного экзамена.

Мизансцена урока:

На доске:

1. Эпиграф к уроку: “Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия”. Д. Пойа

2. Запись темы урока – “Квадратные уравнения”

Структура урока:

  1. Организация урока и активизация УПД. (5 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (20 мин.)
  3. Работа в группах. (20 мин.)
  4. Проверка и обсуждение полученных результатов. (28 мин.)
  5. Рефлексия. (7 мин.)

ХОД УРОКА

I. Организация урока

Приветствие.

Учитель. Тема сегодняшнего урока: “Квадратные уравнения”. (Записывает тему урока на доске.)

– Ребята! Как вы думаете, почему наш урок называется “Квадратные уравнения”?

– Я предложу вам задания, вы попробуете найти ответы на них, указать способы решения. Если вы сможете сделать это, то тема действительно вам знакома.

– Предлагаю познакомиться с заданиями (выборочно).

  1. Решите уравнения.
  2. Решите неравенство.
  3. Вычислите координаты точек пересечения параболы и прямой.
  4. Решите систему уравнений.
  5. Найдите область определения функции и постройте график.
  6. Имеет ли корни уравнение?

II. Актуализация знаний

Учитель: Предлагаю приступить к работе, я уверена, что у нас все получится.

– Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Проверка домашнего задания. (Домашнее задание было дано по группам).

Устно.

1. Какое из данных уравнений является квадратным:


2. Назовите коэффициенты квадратного уравнения:

1)

а)1;–4;5;
б)–4;5;1;
в)1;5;–4;
г) другой ответ.

2)

а)–6;3;–1;
б)3;–1;–6;
в)–6;–1;3;
г) другой ответ.

3. Найдите сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения.

1)

а)–2;1;
б)1;–2;
в)2;–1;
г) другой ответ.

2)

    а) 1; 3;
    б) –4; 1;
    в) 4; –1;
    г) другой ответ.

4. Решите уравнения:

1) ;

2)

III. Пока класс работает устно, трое учащихся на доске оформляют решение домашнего задания.

1.

а) Решите уравнение

б) Постройте график функции . Укажите промежуток, в котором функция возрастает.

2.

а) Решите неравенство

б) Вычислите координаты точек пересечения параболы и прямой . В каких координатных четвертях находятся эти точки?

3.

а) Сократите дробь

б) При каких значениях k уравнение имеет два корня? Запишите пример такого уравнения.

IV. Тестовая работа “Квадратные уравнения”

1. Какое из уравнений не является квадратным?

2. Найдите коэффициенты a, b, c квадратного уравнения:

а) 1; –2; 7;
б) –2; 1; 7;
в) 0; –2;7;
г) другой ответ.

а) 2; 0; 9;
б) –1; 2; 9;
в) 2; –1; 9;
г) другой ответ.

3. Решите уравнение:

а) 2; 0, 2;
б) корней нет;
в) – 2; 0,2;
г) другой ответ.

    а) 3; – 1,5;
    б) корней нет;
    в) – 3; 1,5;
    г) другой ответ.

4. При каких b уравнение имеет два корня?

а) ;
б) ;
в) ;
г) другой ответ.

При каких c уравнение имеет два корня?

а);
б);
в);
г) другой ответ.

V. Работа в группах

Учитель визуально оценивает уровневый состав групп и в соответствии с этим присваивает группе номер от 1 до 4.

Дает общие инструкции к работе:

  1. Номер группы соответствует степени сложности заданий.
  2. Работу группы будем считать успешной, если решена хотя бы одна задача.
  3. Решение нужно оформлять аккуратно, чертеж строить аккуратно.
  4. В случае необходимости группа имеет право на консультацию.
  5. Время на решение и оформление задач – 20 минут.

(Раздаются инструкции группам).
Учащиеся приступают к работе. Оформляют решение заданий и готовятся к защите.
Задания взяты из сборника заданий для проведения письменного экзамена.
По истечении времени, отведенного на решение, задания оформляются на доску.

Пока представители от групп оформляют решения на доске, с классом проводится устная работа.

Устно.

  1. На рисунке изображен график функции . Используя график, решите неравенство: .
  2. На рисунке изображен график функции . Используя график, решите неравенство: и .
  3. На рисунке изображен график функции . Используя график, решите неравенство: .
  4. На рисунке изображена парабола и прямые , , . Укажите систему уравнений, не имеющую решений.

Г) Все три указанные системы.

VI. Проверка и обсуждение полученных результатов по группам

Учитель организует обсуждение результатов по группам.

I группа

1. Решить уравнение № 405, 424, с.156

    а) (по общей формуле)

    б) (по формуле корней уравнения с четным вторым коэффициентом)

2. Решите задачу: № 244 (1), с. 135

Катер, собственная скорость которого 8 км/ч, прошел по реке расстояние, равное 15 км по течению и такое же расстояние против течения. Найдите скорость течения реки, если время, затраченное на весь путь, равно 4 ч.

II группа

1) Решите систему уравнений:

№100, с.105

2) При каких c уравнение не имеет корней? Укажите одно из этих значений с. № 95, с.104

3) Докажите, что при любом значении х квадратный трехчлен принимает положительные значения. № 136, с.110

III группа

1) При каких значениях x имеет смысл выражение :

№158, с.112

2) Найдите область определении функции и постройте ее график :

№182 (2), с.116

3) Решите уравнение:

IV группа

1) Найдите значение c, при котором парабола целиком расположена выше оси Х. №189, с.118

2).Парабола пересекает ось абсцисс в точке (–2; 0), а ось ординат в точке (0; 8). Найдите p и q и постройте эту параболу  № 197, с.120

3). Решите графически систему уравнений:

№204, с.121

VII. После обсуждения заданий учитель предлагает рассмотреть следующее задание:

Имеет ли корни уравнение ?

(Решение объясняет ученик, проявляющий интерес к математике).

Решение.

Понятно, что можно ответить на вопрос, вычислив дискриминант квадратного трехчлена, стоящего в левой части уравнения (или же, применив оценку, определить его знак.). Однако такое решение весьма громоздко и некрасиво, в то время как, опираясь на графические представления, задачу можно решить практически устно.

Рассмотрим функцию

Ее график – парабола, ветви которой направлены вверх. Подставим вместо х какое-нибудь “удобное” число, например 1, и путем оценки сравним результаты с 0.

1234 – 4231 + 2413< 1300+2500 – 4231< 4000 – 4231<0

Итак, функция может принимать отрицательные значения. Это означает, что парабола опускается ниже оси абсцисс и пересекает эту ось в двух точках. Отсюда следует, что данное уравнение имеет два корня.

Учитель. Я предлагаю вернуться к эпиграфу нашего урока. Рассматривая последнее задание, мы нашли простой способ его решения. Разве это не открытие?

VIII. Рефлексия

Учитель. Итак, задания выполнены. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Как вы считаете, зачем нам нужен был этот урок?
  • Какие ранее полученные знания помогли нам?
  • Чему новому научились?
  • Какие задания были интересными?
  • Где было трудно?
  • Над какими заданиями необходимо еще поработать?

(– Увидели различные способы решения задач с использованием знаний по теме “Квадратные уравнения”.
– Оценили возможность умения решать квадратные уравнения.
– В процессе решения задач можно прийти к открытию новых знаний.)

Вы – молодцы! Приобретенный сегодня опыт поможет вам при выполнении домашнего задания, которое находится на доске:

1). Решите графически систему уравнений:

2). Между какими целыми числами находится каждый корень уравнения:

Приложение