Уроки духовной жизни по Амонашвили "Человеколюбие"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • научить детей, как жить среди людей с пользой для себя и для других;
  • развивать и воспитывать такие качества души и сердца, как: любовь к человеку, долг и ответственность, уважение, терпение и сострадание.

Содержание.

  • Человек – кто он?
  • Человек среди людей, люди вокруг человека.
  • Высшие и низшие качества человека.
  • Разговор о вечном, о любви.

Оборудование:

  • зеркало;
  • плакат с изображением человека на ярком фоне, которого окружают много людей и человека на сером фоне в окружении единиц;
  • блокноты “Познаю себя”;
  • карточки для групповой работы с использованием материалов сказок; плакат “Чудо-дерево”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята! Я знаю, что все вы любите играть, поэтому и предлагаю начать занятие с игры.

Игра. Ведущий встаёт в центре круга, показывает детям всевозможные движения и жесты. Ученики воспроизводят эти движения.

II. Вступительная беседа.

Учитель. Ребята, а кто скажет, на какой предмет вы были похожи во время игры.

Дети. На зеркало.

Учитель. Верно. (показывает большое зеркало) А посмотрите внимательно в него. Кого вы видите?

Дети. Себя. Соседа по парте. Мальчиков и девочек. Учителей.

Учитель. Сейчас я побываю в роли “Волшебника” и покажу вам чудо (учитель с зеркалом проходит между учеников и даёт возможность каждому ребёнку увидеть себя в зеркале). Увидели ли вы чудо?

Дети. Нет.

Учитель. Нередко бывает так: чудо находиться среди нас, надо только обнаружить его. Открою свой секрет: я в мире не видела и не знаю такого беспредельно удивительного создания, как вы, ибо чудо – каждый из вас.

Люди – это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.

Каждый человек появляется на свет, как нечто новое, ещё никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера. Сегодня у нас необычная тема. Мы будем говорить о любви к человеку, поэтому наше занятие так и называется “Человеколюбие”.

III. Раскрытие темы.

1. Чтение и обсуждение стихотворения С.Михалкова “Будь человеком”.

2. Учитель. Какого сознание – таковы и поступки гласит народная пословица. Ведь сознание воздействует на поведение, а на сознание влияет общение. Такова общественная природа человека. Она заключается в том, что человек – это существо, нормально развивающееся только в обществе, только в общении с другими людьми.

Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино, ходит в гости к другим людям. Человек общается. Именно эта возможность, общаться с другими людьми, способствует достижению согласия между людьми.(учитель вывешивает плакат с изображением человека на ярком фоне, которого окружают много людей и человека на сером фоне в окружении единиц)

Учитель. Как вы думаете, ребята, какому человеку живётся легко? (Ответы детей)

А почему вы так решили? А какими качествами обладает первый человек, ведь его окружает так много людей? (дети называют качества, а учитель крепит стрелки с надписями к человеку: доброта, любовь, терпимость, вежливость, уважение и т.д.)

Учитель. Я с вами согласна. Если человек обладает такими прекрасными качествами, он никогда не будет одинок, его будут уважать и любить.

Но люди на протяжении веков встречались и со злом. Злой человек не может радоваться жизни и поэтому люди пришли к выводу: злой человек – это человек несчастный. Злого считают человеком жестоким. Такого человека легко отличить от других. Он радуется, когда ему удаётся увидеть чужие страдания. Ему нравится доставлять неприятности. Он не протянет руку нуждающемуся. Такие люди с удовольствием доставляют моральную и физическую боль другим.

А ещё злые люди очень мстительны. Причём делают это из подтишка. В ход идёт клевета, и обман, и ябедничество, и другие пакости. Вот такова характеристика нашего второго героя на плакате. Поэтому его и окружают единицы людей. Таких людей не любят и стараются не общаться с ними.

3. Практическая работа “Познаю себя”.

Учитель. Мы с вами выяснили, что люди все разные, у них бывают положительные и отрицательные черты характера. Давайте, выполним задание в блокнотах “Познаю себя”. Задание “Волшебная ручка”

Ученики обводят на листке свою руку. На пальцах пишут хорошие качества, которые присущи им, а на ладошке то, что хотелось бы изменить в себе.

Учитель. Одинаковых людей не бывает. Когда человек рождается, то его непохожесть на других фиксируется в специальном документе свидетельство о рождении. Всю жизнь человек развивается и меняется. По поступкам и по поведению можно определить, какой характер у человека.

4. Работа в группах.

Каждая группа детей получает карточки с заданиями, в которых используются материалы сказок.

1-я группа.

Доказать, что люди и звери были добрыми и отзывчивыми в сказке “Петушок и бобовое зёрнышко”.

2-я группа.

Показать доброту и отзывчивость в сказке “Волк и Журавль”.

3-я группа.

Показать, где люди проявили доброту и любовь в сказке “Снегурочка”.

Каждая группа детей высказывает своё мнение о сказке и проигрывает ситуации, делает вывод.

5. Проверка домашнего задания.

Учитель. Ребята, вам было дано домашнее задание: найти пословицы и поговорки о человеке, о людях и объяснить их смысл. Давайте послушаем их.

  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Людей не суди, на себя погляди.
  • Злой человек не проживёт добром век.

6. Поговорим о вечном, о любви.

Учитель. Наше занятие я хотела бы продолжить разговором о вечном, о любви к человеку. (Звучит тихая музыка, учитель рассказывает сказку).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю
отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не
просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник - одну зовут Радость, другую - Удача,
третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще
встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит тихая музыка и продолжение сказки)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы детей)

Учитель. А каких подруг вы бы ещё предложили девушке по имени Любовь?

Дети.

  • Терпимость
  • Уважение
  • Симпатия
  • Взаимопонимание
  • Милосердие
  • Помощь и т.д.

7. Творческая работа “Чудо-дерево”.

 

Учитель. Давайте, вместе обобщим всё сказанное и изобразим ваши ответы в виде “Чудо-дерева”. (Ученики на листках бумаги в форме листьев пишут свод правил, чтобы мир, лад и любовь царили между людьми. Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев). <Рисунок 1>

Рисунок 1

(Л) Уважительно относиться к любому человеку.

(Ю) Быть внимательным к людям.

( Б) Учитывать интересы других людей.

(О) Принимать любого человека таким, какой он есть.

(В) Терпимо относиться к окружающим, к их мнению и поступкам.

(Ь) Уметь понимать и познавать других людей.

IV. Заключение.

Учитель. А в заключении я хочу предложить вам прослушать китайскую притчу “Ладная семья”. (Звучит аудиозапись)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель. Какие три слова стали законом в семье, где цари мир и согласие? Давайте, ребята, хором повторим эти три слова.

Дети. Любовь. Терпение. Прощение. (хором)

Заключительное слово учителя.

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!