Уроки духовной жизни по Амонашвили "Доброречие"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • воспитывать у младших школьников интерес к родному языку, слову;
  • дать представление о слове с нравственно-эстетической точки зрения(слово как живое существо).

Содержание.

  1. Слово – единица речи.
  2. Слова друзья и враги.
  3. Душа родного слова.
  4. Слово – ключ сердца.

Оборудование:

  • плакаты с пословицами: “Мудрость в коротком слове”, “Слово – серебро, молчание золото”;
  • карточки со знаками “плюс” и “минус”;
  • предметные картинки;
  • листы – поиски.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

А вот и мой секрет сегодня. Отгадайте, кто сможет, и шепните мне на ухо.

<Рисунок 1>.

Ученики (хором). Слово.

II. Вступительная беседа.

Учитель. Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. Слово – самое точное обозначение любой вещи, любого действия. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать – без него не возможна была бы мысль. Слова можно повторять, декламировать, петь, ими даже можно играть. Народная мысль гласит: “Слово дано человеку, животным - немота”.

Что же такое слово? В 4-х томном “Толковом словаре” под редакцией Д.Н.Ушакова сказано “Слово – единица речи, представляющая собой звуковое выражение предмета”. Почему единица? Потому что язык состоит из слов.

III. Раскрытие темы.

Учитель. Родное слово помогает человеку жить. Поэтому и говорят: язык один и в будни, и в праздники. Прочитайте мудрые слова Л.Н.Толстого “Слово великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей”. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Учитель. Да! Главное в нашей речи – слово. Но слова бывают добрыми и злыми, жестокими и коварными. Слова бывают друзья и враги. Сегодня на занятии мы об этом поговорим. Дети! Подумайте и скажите, почему слово в одном случае человеку – друг, а в другом – враг. Когда так происходит? (ответы детей)

Учитель. Послушайте, поучительное предание. Оно подведет нас к правильному ответу.

Звучит аудиозапись.

“Магомет и Али встретили человека, который, считая, Али своим обидчиком, начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании довольно долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошел от них. Когда Али подошел опять к Магомету, он с обидой сказал ему: “Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?

Магомет ответил: “Когда человек бранил тебя, а ты молчал, я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать бранью ангелы оставили тебя”.

Учитель. Давайте обсудим смысл этого предания. Какая из этих пословиц помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось его врагом.

Пословицы на доске.

Мудрость в коротком слове.

Слово – серебро, молчание – золото.

 

Учитель. Ребята, давайте представим, что слово – это живое существо, которое подобно человеку может радоваться, обижаться, ругаться. Как у людей, так и у слов свой характер. Как в жизни, так и в языке есть слова добрые и слова злые. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком “плюс” и “минус”. А теперь поиграем.

Игра “Слово “плюс” и слово “минус”. Учитель показывает предметные картинки, например: лес, цветы, доброта, улыбка, пожар, слезы и т.д. Дети показывают условный математический знак “плюс” и “минус”.

 

Учитель. Вот так с помощью знаков мы выяснили характер некоторых слов. И большую убедительность поможет придать вашим рассуждениям стихотворение Ф.Васильева.

“Слово”.

1 ученик.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг подумай не спеши:
Оно бывает со свинцово,
То рождено теплом души.

2 ученик.

Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.

3 ученик.

Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.

4 ученик.

Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

IV. Работа в творческих тетрадях.

Учитель. Запишите в тетрадях отрывок из стихотворения поэта Д.Кугультинова “Душа слова” и постарайтесь запомнить последние строки.

Оттенков множество в себе тая,

Звучание не больше, чем одежда…

У каждого из слов душа своя;

На душу говорящего похожа.

А сейчас прослушайте разговор двух невидимых, совсем незнакомых лиц.

- Как живешь? – спросили у него.

- Живу? Ничего, - ответил он.

- Что ты делаешь? – спросили у него.

- Я? Так, ничего, - ответил он.

- посмотри на себя в зеркало, - что за вид? – сказали ему.

Он заглянул, а там ничего.

Учитель. Какое из слов в речи говорящих вам показалось самым неприятным, обидным, даже оскорбительным? Почему? Есть ли душа у слова?

Вывод. Да, ребята, плохо быть человеком, о котором другие говорят. Что он из себя ничего не представляет.

V. Чтение вслух.

Поучительная история, описанная Л.Н.Толстым в его книге “Путь жизни” (М., 1904).

“Было большое собрание людей, больше тысячи в большом театре. В середине представления один человек вздумал пошутить и крикнуть одно слово: “Пожар!” Народ бросился к дверям. Все столпились, давили друг друга, а когда опомнились, было раздавлено насмерть 20 человек и больше 50 поранено. Такое великое зло может сделать одно глупое слово”.

VI. Беседа по содержанию истории.

Учитель. Ребята! Бережно, обдуманно, осторожно обращайтесь со своей речью, своим словом. А сейчас нас ждет поисковая работа.

VII. Работа в листах – поисках.

Соедините стрелками части пословиц.

На словах и так, и сяк….. покажи делом.
На словах города берет…. а на деле ни шагу.
Не храбрись словом,…. да скупа на деле.
Щедра на слова,…… а на деле никак.

VIII. Практическая работа.

Давайте все вместе пополним нашу копилку “Самые дорогие слова”.

Дети пишут слова на листочках и кладут их в копилку.

IX. Игра “Круглый стол”.

По кругу сидят дети вместе с ними учитель. Дети произносят слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Учитель создает речевую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние.

Например:

Вам принесли подарок, выразите свое удовольствие.

Вы на берегу реки; окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места, выразите свою радость.

Вы видите котенка, он ещё беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите своё чувство.

X. Творческая страничка.

Учитель. Ребята, а теперь проявите свои творческие способности и придумайте небольшой рассказ на тему “Какое слово меня больше всего обижает?”

Прослушивание 2 – 3 мини-рассказов.

XI. Итог.

Учитель. Заканчивая занятие, я предлагаю вам прочитать зашифрованную пословицу. <Рисунок 2 >.

Рисунок 2

Учитель. Верно “Слово – ключ сердца”. Нет оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.

Светлое слово – бесстрашье людей,
Им, как оружьем, повержен злодей,
В дом горемычный является вдруг
Светлое слово – защитник и друг.