Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Как создаются мультфильмы". Сказка-сценарий А.Курляндского "Ну, погоди!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу над развитием читательской деятельности: выразительности, осознанности, беглости чтения;
  • формировать у учащихся понятие “мультипликация” на основе создания мультфильма;
  • воспитывать положительные отношения к героям сказки, к профессиям людей, создавших мультфильм;
  • развивать умение самостоятельно мыслить, развивать речь, умение выделять главное, делать вывод

Оборудование: дополнительная литература, лента кадров диафильма, рисунки детей, маски героев сказки ВОЛКА, ЗАЙЦА, МЕДВЕДЯ, титры к кадрам, аудиозапись, проектор, фотографии А.Курляндского, иллюстрации к разным сериям мультфильма “Ну, погоди!”

Ход урока

I. Пятиминутка чтение (режим жужжащего чтения, с использованием дополнительной литературы). Использование метода “Я – расту!”

II. Проверка д/з.

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке.

- Вспомните самые интересные моменты.

- Чем Волк и Заяц из мультфильма отличаются от своих собратьев из русских народных сказок?

- Волк и Заяц – друзья или враги? (докажите, зачитайте)

Выборочное чтение.

- Почему Волк и Заяц вместе смотрели телевизор? Что значит “как друзья?”

- Что увидели герои на экране телевизора?

- Что хотел доказать волк после увиденного? Как?

- Как понять “Водичка-блеск! Парное молоко”.

2. Постановка проблемного вопроса.

- А сейчас я предлагаю на несколько минут побыть вам учителем. Продолжите опрос по сказке.

Примерные вопросы детей.

  1. Что такое ТРОПИКИ?
  2. Какие интересные превращения происходят на экране?
  3. Откуда взялись крокодилы?
  4. Как Заяц предупредил Волка об опасности?
  5. Волк как отреагировал?
  6. О чем мечтают крокодилы? А волк?
  7. Как Заяц помог волку?
  8. Поблагодарил ли Волк Зайца?
  9. Что пообещал многозначительно Волк Зайцу?
  10. Какими словами заканчивается сказка?

3. Составление диафильма по тексту и подбор титров.

(из рисунков детей составляется диафильм и подбираются титры к каждому рисунку)

III. Постановка учебной задачи.

IV. Объяснение нового материала.

1.Чтение рассказа о создании мультфильмов (по цепочке).

Рассказ о создании мультфильмов. (у каждого ребёнка индивидуально на парте лежит распечатка текста)

Мультфильмы - это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране.

Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые. Они радуются, грустят, действуют. С ними происходят невероятные чудеса.

2. Комбинированное чтение.

Из словаря русского языка слово “мультипликация” означает – “съёмка отдельных рисунков, изображающая последовательность движений, что создает иллюзию движения неподвижных объектов”.

Как же это чудо происходит на экране?

3. Театрализованное представление.

- В гостях в нашем классе находится корреспондент одной из школьных газет “Почемучка” Кузьмина Елена.

Появляется корреспондент.

- Я корреспондент школьной газеты “Почемучка” Кузьмина Елена. Знает ли кто-нибудь из вас, как создаются мультфильмы? (Нет!) Тогда нам необходимо отправиться в Москву на киностудию СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ.

(звучит CD- запись из мультфильма “Ну, погоди!”, мимо проходит девушка (роль исполняет Владимирова Настя) деловая, работающая на данной киностудии. Корреспондент преграждает ей дорогу.)

- Здравствуйте! Я корреспондент школьной газеты. Вы не могли бы подсказать, как и когда в вашей киностудии был создан мультфильм “Ну, погоди!”?

- Одним из одарённых мастеров мультипликации считается Вячеслав Михайлович Котёночкин. Он поставил популярный многосерийный мультфильм “Ну, погоди!” на киностудии “СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ” в Москве. Впервые с персонажами серии “Ну, погоди!” зрители познакомились в 1969 году.

- А кто помогал создавать этот мультфильм?

- Обратитесь лучше к самой творческой группе.

4. Первичное чтение (чтение детьми информационного текста по ролям “В гостях у творческой группы на киностудии СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ”)

А.Курляндский. Я - сценарист Александр Курляндский. Сначала, мы – сценаристы, пишем сценарии. Обдумываем сюжет, читаем, поправляем написанное. Опять читаем, поправляем. Мы же определяем цветовую гамму мультфильма (цветной или чёрно-белый). А также мы определяем поведение героев, звук, диалоги, внешний вид – всё то, что помогает создать образ героя.

А теперь обратимся к режиссёру фильма.

В. Котёночкин. Я - режиссёр Вячеслав Котёночкин. После того, как сценарий написан, нам режиссёрам необходимо его разработать. Мы берём лист бумаги, графим его на 6 столбиков:

1 – номер сцен (по порядку); 2 – количество кадров; 3 – съёмочные планы и технические приёмы; 4 – содержание сцен и надписи; 5 – звук (реплики, музыка, шумы); 6 – примечания. Такую разработку мы называем режиссёрским сценарием.

А дальше чудо совершают художники-мультипликаторы.

А. Давыдов Я один из художников-мультипликаторов фильма “Ну, погоди!” - Алексей Давыдов. Под нашими руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Оживить персонаж непросто. Мы создаем образ героя из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. Для 10 минутного фильма их надо нарисовать около 15 тысяч.

Музыка и оформление.

Г. Крылова А вот теперь всё это попадает ко мне, Крыловой Галине, в студию звукозаписи. Мы занимаемся музыкальным оформлением. Нам необходимо создать музыку, шумы, всплеск воды, треск деревьев, шум дождя, шаги и т. д.

- Да… Это, оказывается, не так просто создать мультфильм.

А ещё я узнала, что в этом году 70-летний ЮБИЛЕЙ! – праздник для всех любителей мультипликации. Ведь впервые мультфильмы появилист на экранах в 1936 г.

V. Физминутка (звучит CD – запись из мультфильма “Ну, погоди!”, на экране иллюстрируются фрагменты, детки мимикой и движениями изображают увиденные действия героев.)

5. Рассказ учителя

Сценарист Александр Курляндский сочинил продолжение приключений Волка и Зайца. Если вас заинтересовало, то предлагают вашему вниманию эту книгу. Здесь вы встретились с родителями Зайчика – папой-врачом, мамой- воспитательницей, бабушкой фермершей. И с обманщицей Лисой, и самым настоящим Серым Волком, которого зовут Кузьма, и с Бабой-Ягой, тоже самой настоящей.

Эта книжка о совершенно новых, никому ещё не известных приключениях Волка и Зайца.

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Инсценирование фрагмента. (звучит аудио-запись из мультфильма “Ну, погоди” в течении 2-3 минут. Дети инсценируют при помощи мимики, движения, жестов, музыки и различных звуков данный фрагмент)

Волк за решеткой. Сержант Медведев охраняет. Наконец –то Волк пойман (Бабушку съел? Красную шапочку? 7-х козлят? А 3-х поросят?).

- Я не ел, никого, - плачет – я рыбу с пивком люблю, а бабушек, козлят – нет. За кого вы меня принимаете? Медведев не верит.

Заяц идет с газетой “Заячья правда”, разворачивает и видит “Волк за решеткой”. Ахнул. Это не его волк ел в сказках героев. Расстроился заяц. Пошел в участок к сержанту. Умолял, доказывал Медведеву о невиновности его Волка.

Наконец-то поверили!

Дружба и вера помогли доказать невиновность Волка.

2. Показ через проектор 17 серии мультфильма А.Курляндского “Ну, погоди!”

(5-7 минут)

VII. Итог урока:

- Много ли в этой сказке диалогов?

- А разве весь мультфильм идет без звука?

- Чему учит нас мультфильм?

VII. Оценивание знаний.

Учитель раздаёт жетоны детям.

IX. Домашнее задание.

- Пересказ любой серии мультфильма А. Курляндского “Ну, погоди!”

Использованная литература:

  1. С. Асенин. “Мир мультфильма”. М:, “Искусство”., 1986; стр.71
  2. Н. Халатов. “Мы снимаем мультфильмы”. М:, “Молодая гвардия”; 1986 год.
  3. А. Курляндский. “Ну, погодите! или двое на одного”. М:, 2005 г.