Тестовый контроль знаний по математике в 9-х, 11-х классах

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В Законе Российской Федерации “Об образовании” (1992) под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней.

Образовательные уровни определяются на основе разрабатываемых и вводимых государственных образовательных стандартов, а констатация опирается на результаты аттестационных мероприятий.

Образовательные стандарты и способы оценки их достижения являются ключевыми моментами, определяющими качество образования и процедуры его оценки.

Перед педагогами школ поставлена задача подготовки детей к тестированию.

Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях.

Этот метод диагностики качества обученности, по мнению многих авторов, один из наиболее достоверных и объективных.

Объективность достигается путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Форма оценки, используемая при тестировании, позволяет соотнести уровень их достижений по предмету с требованиями ГОС.

Выполняя свои многогранные функции (контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую) тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование наряду с традиционными методами контроля используется в целях и внешнего, и внутреннего мониторинга.

Цель данной работы: разработать примерные тесты для подготовки обучающихся к аттестации образовательного учреждения, к сдаче ЕГЭ.

Задачи представленного материала: знакомство с историей, классификацией, достоинствами и недостатками тестов; оказание практической помощи учителям математики.

Из истории тестирования.

Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Ввели его в конце XIX и начале XX веков психологи для определения физических, физиологических и психических особенностей человека.

Слово “тест” английского происхождения, означает измерение.

Англичанин Френсис Гальтон определил основные принципы в развитии теории тестов.

  1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.
  2. Статистическая обработка результатов.
  3. Выделение эталонов оценки.

Французский психолог Альфред Бине считается родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта.

Особым путем шло проникновение тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание. Практическое значение тесты получили после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже весной 1926 года вышли такие тесты, созданные на основе американских. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося.

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: С. Г. Геллерштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, А. М. Шуберт.

В 1927 году вышла книга С. М. Василевского “Введение в теорию и технику психологического, психотехнического исследования”, где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов. Это был первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов, методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента.

В Ленинградском научно-педагогическом институте разрабатывались тесты на одаренность и тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ.

В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками.

По мнению П. П. Блонского огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика “Так мне кажется” заменить словами “Я это знаю” или “Я это не знаю”.

Классификация тестов.

“Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках”.

/В. И. Лизинский/

Существует два подхода в классификации тестов. Тесты, ориентированные на критерий (критериально-ориентированные) и тесты, ориентированные на норму (нормативно-ориентированные).

Кроме приведенных подходов, тесты можно классифицировать по целому ряду оснований.

1. По процедуре создания: могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты.

Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые приводят к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.

Не стандартизированные тесты для целей итоговой аттестации обучающихся использовать не рекомендуется.

2. По средствам предъявления:

- бланковые с использованием тестовых тетрадей
с использованием бланков
- предметные – результативность их выполнения зависит от скорости и правильности выполнения задания.
- аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления.
- практические,
- компьютерные.

3. По направленности тесты бывают

- тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

- личностные тесты предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности;

- тесты достижений.

4. По характеру действий:

- вербальные;

- невербальные.

5. По ведущей ориентации:

- тесты скорости;

- тесты мощности;

- смешанные тесты.

6. По степени однородности задач:

- гомогенные включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;

- гетерогенные позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию;

- интегративный направлен на оценку “общей подготовленности выпускника образовательного учреждения”.

7. Широкоориентированные тесты позволяют оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей.

8. Узкоориентированные тесты направлены на выявление достижений обучающихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем.

9. По целям использования:

- предварительный определяющий тест предназначен для оценки начальных способностей, охватывает очень небольшой диапазон знаний;

- формирующий тест затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел);

- диагностический тест больше фокусируется на распространенных ошибках;

- суммирующий тест обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.

10. По широте использования:

- для использования учителем;

- для использования группой учителей или администрацией ОУ;

- для аттестации учащихся.

При подготовке к аттестации мы рекомендуем использовать тесты учебных достижений. Тестовые задания носят “базовый” характер. Основное требование к тестовым заданиям: оно должно иметь однозначный правильный ответ. Существует два типа тестовых заданий, которые объединяют шесть видов.

Типы и виды тестовых заданий представлены на таблице 1:

Таблица 1

 

Мною предлагаются тестовые задания, применяемые в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Обучающийся должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых только один правильный.

Плюсы и минусы тестового контроля.

Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Тестирование вполне соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.

Тесты – более емкий инструмент. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков обучающихся, а не на констатацию наличия определенной совокупности усвоенных знаний.

Тесты – более объемный инструмент. Каждый испытуемый выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривает учебная программа.

Тесты – широкий инструмент. Он дает возможность обучающемуся показать свои достижения на широком поле материала.

Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности (единая процедура проведения, единые критерии оценки).

Недостаток тестового контроля – в отсутствии информации о ходе размышлений ученика и в возможности прямой подстановки вариантов ответов без решения поставленной задачи.

При применении тестов не учитывается скорость мышления обучающихся, легко можно подобрать правильный ответ или даже его просто угадать.

Однако, большое разнообразие тестовых заданий дает возможность учителю выявить результаты усвоения обучающимися разных компонентов содержания математического образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и творчески применять знания.

Анализ работы учителей математики и личный опыт использования тестов в учебном процессе показывают, что систематический учет знаний по тестовой методике в сочетании с традиционными формами контроля значительно активизирует умственную деятельность обучающихся, повышает культуру логических преобразований и письменных вычислений.

Таким образом, тестовый контроль при грамотном использовании является одним из инструментов управления учебным процессом, позволяя определить достижение каждым учащимся обязательного уровня овладения учебным материалом, а также его готовности к дальнейшему изучению последующих разделов программы по математике.

Система тестовых заданий может быть рекомендована как для проверки знаний по основным темам курса математики 9,11 классов, так и для подготовки к аттестации образовательного учреждения.

Приложение. Тезисы по алгебре 9-й класс