Цели:
- Раскрыть понятия “вежливость”, “невежество”.
- Создать условия для разрешения проблемы.
- Воспитывать культуру поведения учащихся.
- Формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других.
- Совершенствовать умение эффективно взаимодействовать в группе сверстников.
Ход занятия
У: Сегодня поговорим о вежливости. А что такое “вежливость”?
Раскройте понятие “вежливость”.
Д: высказывание предположений.
У: Вежливость - это правила приличия (понятие выносится на доску).
В гостях у нас Вежливый Индюк. Вот у него-то мы и поучимся вежливости.
Учитель читает стихотворение Я. Бжехви (в переводе Б. Заходера)
“Очень Вежливый Индюк”.
Объявился в доме вдруг очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день, не меньше
Он кричал:” Эй вы, невежи! Заходите, что ли в гости поучиться вежливости”.
“Я и сам, - кричал Индюк, - Доктор Вежливых Наук
И жена моя пример замечательных манер.
Даже, когда спит она видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осел. Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньёй, Свинья. Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло”.
Как ни бился он, однако к Индюку никто не шел.
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости:
“Не идут, нахалы, в гости! Зря пропали все труды.
Все они балда-балды!”
И добавил свысока своего величия:
“Не усвоили, скоты, правила приличия!”
Рисунок №1.
У: Будем, ребята, учиться у индюка вежливости? Почему?
Детские ответы.
У: Какие противоположные понятия вам встретились на занятии? Покажите в тетради.
У: Что такое вежливость мы знаем, а что такое невежество? Раскройте понятие “невежество”.
Предположения детей.
У: Невежество - это грубость, хамство, невоспитанность. Тот человек, который не соблюдает правила приличия – невежливый человек.
Какая проблема у нашего индюка?
Работа с таблицей.
У: Запишите, ребята, проблему индюка и постарайтесь решить ее.
Проблема | Последствия | Решение |
Обсуждение мнений.
У: А что может случиться, если проблему не решать? Можно найти в этом хорошее и плохое?
У: Вы знаете много вежливых слов. Давайте их вспомним.
Дети друг за другом называют вежливые слова.
У: Ребята, вы умеете использовать вежливые слова правильно? А как вы понимаете слово “правильно”?
Ответы детей.
Чтение стихов С. Я. Маршака (читают дети).
Еже ли вы вежливы и к совести не глухи,
То место без протеста уступите старухе.
Еже ли вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И еже ли вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
Еже ли вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
И еже ли вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмете не на веке.
И еже ли вы вежливы, вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном и целом переплете.
И еже ли вы вежливы тому, кто послабее,
Вы будете защитником пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик и право, очень мил.
Отняв у младших мячик, он их благодарил,
“Спасибо”, - говорил.
Нет, еже ли вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите.
У: Как, по-вашему, какой это мальчик в стихотворении?
Дети показывают свое отношение на круге, раскрасив выбранную половину.
У: Поясните свой выбор.
Дети объясняют свой выбор.
У: Да, иногда встречается вежливая грубость. В каких строках стихотворения это выражено? Вежливые слова превращаются в грубость в определенных ситуациях и это неприятно. По-моему, два таких слова не могут сочетаться.
Творческое задание: придумать ситуацию, когда вежливое слово помогло бы решить проблему, т.е. даже сильно обиженный человек мог бы простить.
Дети работают в творческой четверке.
Рисунок №2.
Выступление. Обсуждение.
У: Заштрихуйте ту часть круга, которая больше по поведению подходит к вам. Поставьте * в той части круга, которой вы хотите подражать.
Рисунок №3.
Обсуждение результатов. Совпадение: что ты хочешь улучшить? Ведь ты и так вежливый?
Расхождение: зачем тебе становиться лучше?
Рисунок №4.
Вывод: чтение стихов, подготовленных детьми.
Настанет, друзья, счастливое время, настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.
Не будет детей нехороших, придут золотые года.
И в комнату в калошах не будут входить никогда.
Подует ветер свежий, фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи, навеки пропадут.
Пусть грубость исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей
появятся в каждой аптеке лекарства для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле, шумел и ко всем приставал.
Ему прописали пилюли. Он выпил и вежливым стал.
Грубить не будут дети, не будут грызть ногтей,
И станут все на свете любить таких детей.
Подует ветер свежий, фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи, навеки пропадут.
Рисунок №5.