Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Наш город Норильск, в котором мы живем, называют жемчужиной Заполярья. Зимы у нас длинные, а лето короткое, но от этого здесь не менее интересно. Природа Таймыра - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота.
Однако наши дети из-за климатических условий ограничены в общении с объектами природы. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В нашем детском саду организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.
При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Это определило тему моего проекта: “Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста”.
Цель проекта: Формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
Задачи проекта:
I. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
II. Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.
III. Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный – 2 младшая группа (2005-2006 учебный год).
II этап – Организационный – средняя группа (2006-2007 учебный год).
III этап – Преобразовательный – старшая группа (2007-2008 учебный год).
IV этап – Рефлексивный – подготовительная группа (2008-2009 учебный год).
Участники проекта:
- Дети.
- Педагоги.
- Музыкальный руководитель.
- Специалисты ДОУ.
- Заведующий учреждением.
- Заместитель заведующего по УВиМР.
- Родители.
- Сотрудники МУ “Норильская художественная галерея”.
- Сотрудники МУ “Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района”.
- Сотрудники комплекса “Арктический музей заповедной зоны”.
Принципы реализации проекта
В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Перечень форм и методов реализации проекта:
- Кружок “Чу-де-са!”.
- Экологические, поисково-познавательные занятия.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Экологические сказки.
- Познавательное чтение.
- “Уроки доброты”.
- Конкурсы и викторины, экологический КВН.
- Природоохранные акции.
- Продуктивная деятельность.
- Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
- Ведение календаря природы.
- Коллекционирование.
- Экологические выставки и экспозиции.
- День (неделя) экологического творчества “Волшебная экология души”.
- Инсценировки и театрализации.
- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. Работа с детьми | 1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. | в течение уч. года |
2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. | 2 раза в год октябрь, апрель | |
3. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования. | в течение уч. года | |
4. Цикл наблюдений за живой и неживой природой. | в течение уч. года | |
5. Проведение опытов и экспериментов в лаборатории “Опыты без взрывов”. | в течение уч. года | |
6. Чтение художественной и познавательной литературы. | 1-2 раза в неделю | |
7. Продуктивная деятельность детей. | в течение уч. года | |
8. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику. | в течение уч. года | |
9. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. | в течение уч. года | |
10. День (неделя) экологического творчества “Волшебная экология души”. | в течение уч. года, июнь-август | |
11. Проведение “Уроков доброты”. | 2-3 раза в год | |
12. Эколого-познавательные праздники и развлечения. | в течение уч. года | |
2. Сотрудничество с родителями |
1. Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ). | май, июнь |
2. Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”. | сентябрь | |
3. Участие в конкурсе “Осенняя сказка” (поделки из овощей). | сентябрь | |
4. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе. | в течение уч. года | |
5. Изготовление атрибутов для экспериментирования. | в течение уч. года | |
6. Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”. | январь | |
7. Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки). | в течении реализации проекта | |
8. Конкурс на лучшую поделку из бросового материала “Обыкновенное чудо”. | март-апрель, август | |
9. Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу. | июнь-август | |
10. Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике). | в течение уч. года | |
11. Участие в викторинах и конкурсах, экологических КВН. | в течение уч. года | |
12. Участие в фотовыставка, фоторепортажах (“Вот оно какое наше лето”, “Мой четвероногий друг” и т.д.). | в течение уч. года | |
13. Беседы из рубрики “Это интересно”. | в течение уч. года | |
14. Родительское собрание. | 1 раз в год | |
3. Сотрудничество с социальными “институтами детства”. |
1. Планирование экологической работы на год. | сентябрь-октябрь |
2. Организация выездных занятий МУ “Норильская художественная галерея” в ДОУ. | в течение уч. года | |
3. Проведение тематических, познавательных игр-занятий (“Хейро”, “Каменная сказка”, “Животные Таймыра” и т.д.). | 2007-2009 г.г. | |
4. Организация просмотра тематических видеофильмов, слад фильмов (“Флора и фауна Таймыра” и т.п.). | 2007-2009 г.г. | |
5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками МУ “Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района”. | 2007-2009 г.г. | |
4. Методическое сопровождение |
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов. | в течении реализации проекта |
2. Картотека дидактических игр по экологии. | в течение уч. года | |
3. Картотека опытов. | в течение уч. года | |
4. Картотека экспериментов. | в течение уч. года | |
3. Подборка наблюдений в природе. | в течение уч. года | |
5. Цикл наблюдений за животными и растительным миром для детей дошкольного возраста. | в течение уч. года | |
6. Подборка художественной литературы по экологии. | в течение уч. года | |
7. Подборка литературы познавательного характера. | в течение уч. года | |
8. Конспекты эколого-познавательных занятий, бесед. | март-апрель | |
9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера. | май | |
10. Консультационный материал для педагогов. | в течении реализации проекта | |
11. Консультационный материал для родителей. | в течении реализации проекта |
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок экологии и экспериментирования в группе.
- Центр экологии и экспериментирования в ДОУ.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
- Библиотечка юного эколога.
- Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
- Картотека опытов и экспериментов “Опыты без взрывов”.
- Сотрудничество с социальными “институтами детства”:
- МУ “Норильская художественная галерея”;
- МУ “Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района”;
- Комплекс “Арктический музей заповедной зоны”.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Сформированность положительной мотивации на природу.
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация.
Для родителей:
- Повышение уровня экологического сознания.
- Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.