Урок МХК для учащихся 11-го класса по теме: "Поиски экспрессии в искусстве фовизма. Творчество А.Матисса, А. Дерена, А.Марке"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: познакомиться с новым направлением в изобразительном искусстве – фовизмом как одним из проявлений авангардизма в искусстве, выявить особенности этого направления и рассмотреть их на примере творчества художников, которые определенный период жизни были последователями этого направления; расширить кругозор учащихся; активизировать их познавательную активность в области мирового искусства.

Оборудование: иллюстрации полотен художников А.Матисса, А.Дерена, А.Марке:

А.Матисс “Обнаженная в мастерской”, “Красные рыбки”, “Танец”, “Музыка”, “Радость жизни”, “Роскошь, спокойствие и наслаждение”, “Красная комната”, “Клоун”, “Натюрморт с раковиной”, А.Дерен “Лодки в Колликуре”, “Гавань в Провансе”, “Мост на Темзе”, “Пейзаж”,

А.Марке “Новый мост”, “Пристань в Ментоне”, “Дождливый день в Париже”.

Ход урока

“…Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение...”

А.Матисс.

Звучит музыка А.Берга “Лирическая сюита для струнного квартета”.

Идет демонстрация картин художников-фовистов:

Марке “Дождливый день в Париже” <Рисунок 1>,

А.Дерен “Лодки в Колликтуре” <Рисунок 2>,

А. Матисс “Обнаженная в мастерской” <Рисунок 3>,

А.Матисс “Красные рыбки” <Рисунок 4>,

А.Марке “Пристань в Ментоне” <Рисунок 5>,

А.Матисс “Танец” < Рисунок 6>,

А. Матисс “Музыка” <Рисунок 7>,

А.Дерен “Пейзаж” <Рисунок 8>,

А.Марке “Новый мост” <Рисунок 9>,

А.Матисс “Красная комната” <Рисунок 10>,

А.Матисс “Роскошь, спокойствие и наслаждение” <Рисунок 11>,

А.Дерен “Гавань в Провансе” <Рисунок 12>,

А.Матисс “Клоун” <Рисунок 13>.

Учитель: Мы с вами находимся на осенней парижской выставке. Идет 1905 год. Посмотрите внимательно на работы, представленные вашему вниманию.

Чем они вас поражают, что в них необычно, непривычно?

Учащиеся: несоответствие цвета некоторых предметов реальности, упрощенность фигур, отсутствие объемов и перспективы, деформация фигур.

Учитель: давайте определим, что объединяет эти картины, выбрав из следующих характеристик нужные:

(при этом картины демонстрируются еще раз)

1) постепенное сгущение и смягчение цветов при переходе от одного оттенка цвета к другому; 
2) сочные, яркие кричащие краски;
3) несоответствие цветов некоторых предметов реальности;
4) лепка предметов с помощью светотени;
5) упрощенность и деформация фигур;
6) передача внутреннего мира образов; 
7) отсутствие объемов, светотени и, чаще всего, перспективы;
8) реалистичность изображения; 
9) отход в некоторой степени от реальности.

Учащиеся: сочные, яркие краски, иногда даже кричащие, звучные сочетания цветов, несоответствие цветов некоторых предметов реальности, уход от действительности в некоторой степени, отказ от натурализма, упрощенность и деформация фигур, нет постепенного сгущения и смягчения цвета, отсутствие светотени, объемов и, чаще всего, перспективы.

Учитель: как вы думаете, что же стремились выразить в этих работах художники?

Учащиеся: они, скорее всего, выражали свои чувства, ощущения, а не отражали реальный, окружающий их мир. Мир только служил толчком, поводом для выражения мыслей и чувств художников средствами цветовой гармонии.

Учитель: действительно, этих художников не интересовала форма предметов, поэтому они отказались от объемно-пространственного построения композиции и передачи световоздушной среды.

Глядя на эти работы, определите, что являлось основным художественным средством для этих художников? Если затрудняетесь, попробуйте выбрать правильный ответ из предложенных вариантов:

1) объем,
2) цвет,
3) перспектива,
4) линия,
5) форма.

Учащиеся: прежде всего, цвет и линия.

Учитель: действительно, один из ярких художников, некоторые работы которого мы с вами видим на нашей выставке, Анри Матисс, считал, что исходным пунктом этого направления в живописи является “решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин” [1].

Давайте попытаемся придумать эпитеты к картинам, которые мы с вами увидели.

Учащиеся: яркие, кричащие, картины-настроения, ирреальные и т.д.

Учитель: а вот один из посетителей выставки в 1905 году, критик Луи Воксель, шокированный этими яркими, кричащими красками, назвал картины “дикими”. По-французски “дикий” - fauve, от него образовалось слово фовизм. Этот эпитет и вошел в историю искусства в качестве названия направления в живописи, которому следовали художники, чьи картины мы с вами сейчас видели, и к чьему творчеству мы сегодня обращаемся. Луи Воксель, описывая впечатление от работ фовистов, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, выполненная в стилистике итальянского Возрождения, поразила своей наивностью, словно “Донателло среди диких зверей”.

Может быть, кто-нибудь из вас знает, работы каких художников мы увидели?

(Возможно, учащиеся смогут назвать некоторые фамилии фовистов).

Учитель, (демонстрируя портреты художников): крупнейшими представителями фовизма считались

А.Дерен <Рисунок 14>,

А. Марке <Рисунок 15>,

А. Матисс <Рисунок 16>,

М.Вламник <Рисунок 17>,

Ж.Роу <Рисунок 18>,

Кис ван Донген <Рисунок 19>.

Мы с вами обратимся к творчеству только трех мастеров: А.Матисса, А.Дерена и А.Марке.

Представив свои работы на Осеннем салоне в Париже в 1905 году, фовисты произвели настоящую сенсацию. При этом ранее неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося течения. До этого мастеров не объединяли ни теоретические платформы, ни совместная выставочная деятельность. Собственно, не было раньше и группы как таковой. Однако, общее стремление к новому эмоционально-яркому живописному языку сделало их очень похожими на некоторое время. Были у них и общие корни: увлечение живописью Гогена с его своеволием в колорите и Ван Гога с его неистовой манерой письма, творчеством дивизионистов и их теорией чистого цвета, восточным и примитивным искусством.

“Вообразить мир таким, как нам хочется” [2] - под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники-фовисты, стремившиеся к самовыражению. Однако каждый из художников обладал яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Поэтому после краткого совместного звучания их хор распался на отдельные голоса – фовизм как течение просуществовал всего несколько лет. Но он открыл целый ряд направлений и течений, возникших в начале XX века, являющимися авангардистскими по отношению к ранее существующему взгляду на искусство. В сравнительно небольшой промежуток времени (два-три десятилетия) появлялись и угасали различные творческие объединения, школы, методы. Наряду с развитием реалистического искусства, шел поиск новых, отличных от реалистических художественных средств постижения действительности.

Познакомиться глубже с творчеством фовистов, тем, как они воплощали свои идеи в живописи, мы с вами сможем, рассмотрев работы каждого их художников отдельно.

Учитель: первым среди фовистов был Анри Матисс, который в принципе был единственным, кто остался верен идеям фовизма в творчестве до конца.

<Рисунок 16>

Как Матисс пришел к фовизму?

Анри Эмиль Бенуа Матисс, французский художник, график, скульптор родился в 1869 году в городке Като-Камбрези на севере Франции. Его отец, торговец зерном и владелец лавки, мечтал видеть сына адвокатом. Получив юридическое образование в Париже, Матисс до 1891 года работал адвокатом в Сен-Кантене. Но успехи на курсах рисования и поддержка учителей убедили отца Матисса дать сыну разрешение посвятить себя живописи. К тому же в руки Матиссу попадает трактат о живописи Тупиля и желание запечатлеть с помощью кисти все, что он видит, овладевает Матиссом полностью. С 1891 года Анри приезжает в Париж и начинает заниматься изобразительным искусством в академии Жюлиана. Позднее он поступил в Школу декоративных искусств, затем в Школу изящных искусств. Все свободное время Матисс проводил в Лувре, копируя произведения великих мастеров. А уличные зарисовки Матисса, сделанные быстро, но удивительно точно, воспитали в художнике умение упрощать линию.

Матисс был наиболее ярким представителем фовизма. Давайте попытаемся из следующего ряда картин выбрать полотна, принадлежащие Матиссу.

Демонстрируются: А.Матисс “Роскошь, спокойствие и наслаждение” <Рисунок 11>,

Матисс “Обнаженная в мастерской” <Рисунок 3>, А.Дерен “Лодки в Колликтуре” <Рисунок 2>, А.Матисс “Танец” < Рисунок 6>, Марке “Дождливый день в Париже” <Рисунок 1>,

А. Матисс “Музыка” <Рисунок 7>, А.Матисс “Красные рыбки” <Рисунок 4>,

А. Матисс “Красная комната” <Рисунок 10>, А.Матисс “Клоун” <Рисунок 13>.

Учитель: помогут нам выбрать работы Матисса следующие характеристики творчества этого мастера:

  • стремление передать максимально обобщенный образ;
  • упрощенность живописи и плоскостность фигур;
  • использование синтеза природных и орнаментальных узоров;
  • проявление восточных мотивов в полотнах;
  • яркость красок и лаконизм форм;
  • соединение реальности с фантастическими деталями;
  • отказ от смешения цветов и светотени;
  • живопись музыкальная, дающая успокоение и радость.

Учащиеся должны выбрать: “Роскошь, спокойствие и наслаждение” <Рисунок 11>, “Обнаженная в мастерской” <Рисунок 3>, “Танец” < Рисунок 6>, “Музыка” <Рисунок 7>, “Красные рыбки” <Рисунок 4>, “Красная комната” <Рисунок 10>, “Клоун ” <Рисунок 13>.

Учитель при этом озвучивает название картин.

Учитель: становление Матисса как художника проходило под влиянием живописи Ж.Б.Шардена, импрессионистов и постимпрессионистов.

Какая из представленных картин отражает влияние импрессионистов?

(Учащиеся должны прийти к выбору картины “Обнаженная в мастерской” <Рисунок 3> т.к. мазки крупные, смешение цветов происходит в восприятии зрителя, передано короткое мгновение жизни и т.д.)

Учитель: а после встречи с П. Синьяком в 1904 году Матисс осваивает приемы дивизионизма, появляется точечная живопись. Какая из представленных картин отражает это?

(Учащиеся должны прийти к выбору полотна “Роскошь, спокойствие и наслаждение” <Рисунок 11>).

Учитель: и вот в начале 1904 года именно Матисс объединяет вокруг себя фовистов, уже через два года он открывает свою мастерскую, где обучает молодежь. В этом же году Матисс публикует “Заметки живописца”, в которых художник изложил свои взгляды на искусство: отказ от символического содержания, раскрепощение цвета, его высвобождение из-под власти объекта, передача света посредством ярких и чистых красок. Одно из таких высказываний стало эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Давайте обратим на него внимание еще раз.

Как вы думаете, каким настроением должны быть наполнены картины, чтобы вызвать у зрителя отдохновение при их созерцании?

Учащиеся: радостью, оптимизмом, спокойствием и т.д.

Учитель: а теперь давайте найдем картину, в которой есть восточные мотивы.

(Учащиеся должны прийти к выбору полотна “Красная комната” <Рисунок 10>, т.к. орнаментальный узор в этой картине действительно уводит нас в мир культуры Востока)

Учитель: а откуда же восточные мотивы в живописи Матисса?

Матисс посещал Алжир, Морокко, знакомился с негритянской скульптурой, был потрясен выставкой исламского искусства в Мюнхене. Все пережитые впечатления находили отражение в творчестве. И вот Матисс с полной свободой в полотне “Красная комната” соединяет поверхность стола и стену в единую, ровную плоскость. Так художник понимал композицию – размещение декоративным образом различных элементов для выражения своих ощущений. Эти изгибающиеся линии, при этом, подчиняются определенному ритму. А пространство как бы сплющивается, и предметы словно становятся частью орнамента. Матисс любил говорить, что линия играет в картине огромную роль, ибо “цвет и линия – это силы и в игре этих сил, в равновесии их скрыта тайна творения” [1].

А в 1910 году появились знаменитые шедевры Матисса “Танец” <Рисунок 6> и “Музыка” <Рисунок 7>, предназначенные для парадной лестницы особняка С.И.Щукина в Москве (ныне картины хранятся в Эрмитаже).

Идет демонстрация этих картин.

Учитель: как вы думаете, что хотел показать, выразить Матисс?

Учащиеся: он выразил идеи танца и музыки в предельно обобщенной форме.

Учитель: три цвета – зеленый, синий и красно-коричневый использовал Матисс. И вот мы видим танец как неистовый хоровод, как бурное движение фигур, не являющихся конкретными людьми, а данными как отвлеченные существа. Ритму движения подчиняется форма хоровода – овальное кольцо, образованное сплетением рук. Мы словно переносимся в мифические дали первобытной эпохи, где танцы были проявлением магии, воплощением торжества жизнью над смертью. Как подчеркивает Матисс стремительность движения?

Учащиеся: деформацией фигур, нарушением пропорций, экспрессивностью жестов.

Учитель: Матисс был убежден, что, отступая от натуры, художник может добиться большей красоты и величия. Вот она та дикость, которая породила термин фовизм, дикость как признак страсти, здоровья, молодости.

А на полотне “Музыка” мы словно видим остановленный кадр киноленты. Каждая из фигур написана отдельно, существа словно сжались в комочки и разметались по зеленой поверхности холма.

Два полотна вместе выглядели очень контрастно: движение и покой, порыв и скованность. Неистовство на картине “Танец” могла уравновесить только неподвижность фигур в “Музыке”. В “Танце” фигурам словно не хватало места, они словно пытались раздвинуть границы холста, а синий фон рождал космические ассоциации, в “Музыке” царит гармония между зеленым цветом травы и красными обожженными на солнце телами, а их статичность рождает ощущение покоя и наслаждения.

А теперь попытайтесь найти картину Матисса, в которой сочетаются объемные предметы с плоским фоном.

(Учащиеся должны прийти к выбору картины “Красные рыбки” <Рисунок 4>).

Учитель: уютная терраса, на круглом садовом столике аквариум с рыбками. Они двигаются по окружности. Этому движению словно вторят и форма стола, и цветущие кусты вокруг столика, и плавный контур плетеного кресла. Посмотрите, сам аквариум дан объемно, мы видим дно его сквозь водную среду и пучеглазых рыбок. А стол, контрастируя, дан плоско.

Что здесь является композиционным центром?

Конечно же, рыбки. Их ярко – красный цвет притягивает наш взгляд, а зеленые листья вокруг заставляют лишь ярче гореть красные пятна. Матисс считал, что картина не может повторять то, что есть в природе, что она способна сама обогатить реальный мир. Матисс создавал действительно яркие, жизнеутверждающие полотна. Лишь на небольшой период краски на его картинах потемнели, когда шла первая мировая война, оставившая глубокий след в душе художника.

Поселившись с 1918 года в Ницце почти безвыездно, мастер вновь утверждает жизнь в своем творчестве, занимаясь не только живописью, но и литографией, скульптурой, оформлением театральных постановок. В 1941 году Матисс перенес тяжелую операцию, здоровье его сильно пошатнулось, но даже когда болезнь приковала художника к постели, он не бросил творить. Правда, возможно сберегая силы, Матисс больше стал заниматься декупажем – составлением композиций из фигур, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. Какая из работ выполнена в этой технике?

(Учащиеся должны прийти к выбору картины “Клоун” <Рисунок 13> из серии “Джаз”)

Учитель: Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета. Персональные выставки Матисса проходили ежегодно, мастера знали во многих странах. Даже в годы Второй мировой войны Матисс продолжал восславлять красоту и ценность жизни. Скончался Анри Матисс в Ницце в 1954 году.

А теперь давайте еще раз освежим в памяти просмотренные картины Матисса, вспомнив название каждого из представленных полотен:

Демонстрация:

<Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>,

<Рисунок 13>.

Учитель: также одним из ярких последователей фовизма был Андре Дерен.

<Рисунок 14>

Андре Дерен, французский живописец, иллюстратор, гравер и скульптор родился в 1880 году в Шату. Первые уроки живописи он начал брать в 1895 году у провинциального художника Жакомена. В 1898 году Дерен поступил в академию Карьера в Париже, где и познакомился с А.Марке, А. Матиссом. Через два года юноша оставил академию и начал учиться самостоятельно.

Давайте выделим группу картин Андре Дерена из следующего ряда полотен:

Демонстрируются: Дерен “Гавань в Провансе” <Рисунок 12>, А.Матисс “Танец” <Рисунок 6>, А.Дерен “Пейзаж” <Рисунок 8>, А. Марке “Дождливый день в Париже” <Рисунок 1>, А.Марке “Пристань в Ментоне” <Рисунок 5>, А.Дерен “Лодки в Колликтуре” <Рисунок 2>.

При выборе картин мы будем опираться на следующие характеристики творчества Дерена:

  • яркие, гармоничные пейзажи, отражающие тонкое чувство цвета;
  • передача атмосферы в написании городского пейзажа;
  • глубоко продуманная композиция и колорит, внимание к форме.

Учащиеся выбирают картины: “Гавань в Провансе” <Рисунок 12>, “Пейзаж” <Рисунок 8>, “Лодки в Колликуре” <Рисунок 2>.

Учитель: Дерен, как и Матисс, внимательно изучал работы старых мастеров, а путешествие на юг Франции выплеснулось в виде ярких пейзажей, выполненных в технике дивизионизма.

Определите, какое из полотен Дерена показывает влияние на его творчество дивизионизма?

(Учащиеся должны прийти к выбору картины “Лодки в Колликуре” <Рисунок 2>, т.к. живопись точечная.)

Учитель: посмотрите, насколько удачно сочетаются красные мачты морского залива с желто-зеленой высокой травой на берегу. Все пространство картины пронизано светом солнца Средиземноморья.

Почему же всего через два – три года живопись Дерена меняется, становится несколько наивной, практически без фигур? Найдите картину “Гавань в Провансе”.

(Учащиеся находят <Рисунок 12>).

Учитель: объясняется это знакомством Дерена с П. Пикассо и его окружением, влиянием раннего кубизма на творчество Дерена. В результате мы видим на полотне “Гавань в Провансе” голубую полоску залива, белоснежные здания на берегу, зеленоватые горные склоны, большую скалу, закрывшую небо и редкие на скале деревья, данные в несколько упрощенном виде. Ландшафт безлюден: у причала качаются лодки, на плывущих яхтах не видно команды. Но все пространство картины заполняет прозрачный воздух.

Потом Дерен оставит пейзажи и обратится к портретному жанру и композициям с человеческими фигурами. Изменения восприятия художника произойдут потому, что в годы Первой мировой войны Дерен был на фронте, и трагические картины действительности не могли оставить художника равнодушным.

После войны Дерен стилизуется под старинную живопись, рисует обнаженную натуру, танцовщиц. Постоянно совершенствуя свои художественные методы, Дерен много изучает работы мастеров Возрождения. Последние творения Дерена наполнены одиночеством, мир в них кажется ирреальным и непрочным, как, например, на полотне “Пейзаж”. Найдите эту картину:

(Учащиеся находят <Рисунок 8>).

Учитель: умер Андре Дерен в 1954 году.

А мы, в качестве закрепления знакомства с творчеством этого художника, давайте вспомним названия следующих полотен Дерена:

Демонстрация:

<Рисунок 2>, <Рисунок 8>, <Рисунок 12>.

Учитель: остались у нас работы еще одного интересного мастера – Альберта Марке

(1875 – 1947гг.)

< Рисунок 15>

Родился художник в Бордо. Учился в Париже в Школе изящных искусств. В мастерской Гюстава Моро познакомился с Матиссом. И хотя ранние работы Марке выдают академическое образование с опорой на живопись XVIII века, живопись Марке быстро эволюционирует.

Давайте посмотрим на полотна этого художника.

Демонстрация: А.Марке “Дождливый день в Париже” <Рисунок 1>, А.Марке “Пристань в Ментоне” <Рисунок 5>, А.Марке “Новый мост” <Рисунок 9>.

Учитель: что вы можете сказать об этих пейзажах? Выберите нужные характеристики из предложенных:

1) умение, используя чистые и контрастные цвета, делать тонкие и изысканные сочетания;
2) восточные мотивы в картинах;
3) следование больше реальности, нежели воображению;
4) предельная упрощенность образов;
5) динамичность композиции;
6) скромность, лиричность пейзажей;
7) изображение доков, гаваней.

Учащиеся: этот художник умел, используя чистые контрастные цвета, делать тонкие и изысканные сочетания. Марке больше следовал в своем творчестве реальности, нежели воображению. Пейзажи, как правило, скромные, спокойные и лиричные. Любимая тема художника – доки и гавани.

Учитель: пейзажи Марке так завораживали зрителя своими качествами, что у тех, кто видел их и смотрел на реальные виды моря, неба и лодок, рождалась мысль: “Как у Марке!”.

Мы с вами рассмотрели полотна лишь некоторых представителей фовизма. Все художники - фовисты были яркими личностями, остро чувствовавшими потребность в создании новых способов отражения окружающей действительности. Разговор о фовизме мы начали с высказывания Анри Матисса, закончить мы можем тоже его мыслью, которая отражает суть духовных исканий фовистов:

“Нужно уметь сберечь ... … в восприятии вещей, не утратить наивности” [2].

В эту фразу вы должны попытаться вставить недостающие слова, используя предложенные варианты:

1) трезвость ума,
2) богатое воображение,
3) свежесть детства.

(Учащиеся должны выбрать вариант № 3).

Список литературы

  1. Бейль Ф. Лучше понять живопись в музее Орсэ. Artlys, 2002 год.
  2. Дятлева Г. В., Хворостухина С.А., Семенова О.В. Популярная история живописи. Западная Европа. М.: 2001 год.
  3. Думова Н. Московские меценаты. М.: 1992 год.
  4. Гомбрих Э. История искусства. М.: 1998 год.
  5. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.: 1999 год.
  6. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. М.: 2003 год.