Приглашая на занятия кукольных героев сказок, гостей теневого театра, пальчикового, картинного театра игрушек, мы вовлекаем детей в игру. Условность нашего театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям игры. Такой театр доставляет дошкольникам большую радость, помогает в усвоении программного материала. Например, став героями сказки “Колобок” дети, помогая колобку, успешно усвоили составление слов из слогов, чтение и анализ предложений, образование притяжательных прилагательных. Театр, в который мы играем с детьми, как говорит М.И. Царенко: “Помогает ребенку узнать себя, поверить в себя, ощутить силу слова “действовать словом”, учиться создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью”. Вводя малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи через элементы театральной деятельности, мы реализуем одновременно три цели:
- Погружаем детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятий.
- Развиваем в детях полезные для учебы психологические функции (внимание, мышление, память, воображение).
- Придаем учебному процессу привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
В “театре игрушек” обычно все внимание сосредотачивается на игрушке. Дети с увлечением следят за происходящим действием на столе. Как интересно, когда любимый зайчик превращается в актера и выступает перед ними. Например, зайчик просит вспомнить:
- Какие иголки дети знают и для чего они нужны?
- Что можно шить?
- Кто из зверей защищается иголками от врагов?
- У каких деревьев есть иголки?
Дети ведут диалог с зайцем, называют чем похожи все иголки.
Дети: Они острые, гладкие, колючие,
Заяц: А какие вы знаете иглы?
Дети: Швейные, медицинские, еловые,
сосновые.
Заяц: Отгадайте загадку: под соснами,
под елками ползет клубок с иголками.
Дети: Ёж.
Заяц: А теперь расскажите мне про
иголку, что с ней можно делать, а я угадаю про
какую иголку вы рассказываете.
Так с помощью зайца, дети в игре
усвоили слова-признаки, слова-действия, и
расширили представления о многозначных словах
омонимах. А в процессе игровой деятельности
закрепили навыки коммуникативного общения.
В коррекционной работе мы используем и элементы
теневого театра. В театре теней герои сказок
инсценируются с помощью плотных картонных
силуэтов, масок, изображающих фигурки животных,
людей, растений.
Изучая тему: “Одежда”, мы используем теневые
силуэты двух платьев, ведущих спор п своей
красоте. Дети, подключая фантазию, воображение
описывают фасон платья, его детали, образуют
относительные прилагательные, согласуют
существительные с прилагательными.
Мы заметили, что самой любимой формой театра,
применяемой на индивидуальных занятиях являечся
пальчиковый театр. Он создает благоприятный
эмоциональный фон, обеспечивает хорошую
тренировку пальцев. Автоматизируя звук [ж| в речи
дети перевоплощаются в жука, надевая на пальчик
его маску. А жук, естественно, жужжит правильно, и
желание сыграть эту роль хорошо придает ребенку
чувство уверенности и самоконтроля за своей
речью. Также наши дети могут “конструировать”
из пальцев предметы и объекты. Изображая зайцев,
собак, кошек, деревья, дети стараются быстро и
точно воспроизвести пальцевую фигурку,
запомнить ее. Такая необычная игровая
деятельность вызывает у них интерес, яркий
эмоциональный настрой и предельную мобилизацию
их внимания.
“Театр картинок” наиболее прост для показа.
Приведем фрагмент занятия по теме “Овощи и
фрукты”.
В гостях Яблоко и Лук (картинки):
Мы пришли с друзьями помидорами и огурцами.
Бананы, груши, апельсины есть,
Всех их надо перечесть.
Выбирайте, кто смелее?
Фрукты к яблоку кладите.
Ну, а овощи все к луку положите.
Яблоко (Луку): Давай проверим,
какие ребята у нас внимательные.
Лук: Давай! Ребята, запомните все
выставленные картинки. (Картинки постепенно по
одной убираются). А теперь скажите, чего не
стало? (Груши, яблока, огурца, апельсина,
помидора и т.д.)
В этой игре дети показали умение
дифференцировать овощи и фрукты, а также
научились употреблять существительные
родительного падежа единственного числа.
Проводя экспериментальную работу в этом
направлении, мы периодически отслеживали
развитие словаря, приняв в качестве оценки такие
критерии, как умение образовывать:
- слова-предметы;
- слова-действия;
- слова-признаки;
- обобщающие слова;
- синонимы;
- антонимы;
- омонимы;
- понимание речи.
В ходе проводимого мониторинга на начало учебного года получены такие данные:
октябрь:
- высокий уровень развития словаря - 7 человек (51%),
- средний уровень развития словаря - 4 человека (26%),
- низкий уровень развития словаря - 3 человека (23%).
январь:
- высокий уровень развития словаря - 8 человек (57%),
- средний уровень развития словаря - 4 человека (26%),
- низкий уровень развития словаря - 2 человека (20%).
Анализируя результаты, мы обнаружили увеличение количества детей в группе с высоким уровнем развития словаря (с 51% до 57%) и уменьшение количества детей с низким уровнем (с 23% до 20%). Мы пришли к выводу, что использование данной технологии приводит к увеличению словарного запаса детей, а значит, ее применение является достаточно эффективным.
Литература:
1. Ю.Г.Карманенко, Т. А. Карманенко “Кукольный театр дошкольника”. М., 1982.
2. Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. М.: “Прометей”, 1997.
3. М.Б.Межиковская, М.Т.Скрипченко “Логопедические занятия в специализированных детских садах”. Ташкент, 1989.
4. Т.Б.Филичева, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
5. М.И.Царенко “От потешек к Пушкинскому балу”. М.: Линка-пресс, 1999.