Тема урока: "Коррекционная работа с элементами театральной деятельности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Приглашая на занятия кукольных героев сказок, гостей теневого театра, пальчикового, картинного театра игрушек, мы вовлекаем детей в игру. Условность нашего театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям игры. Такой театр доставляет дошкольникам большую радость, помогает в усвоении программного материала. Например, став героями сказки “Колобок” дети, помогая колобку, успешно усвоили составление слов из слогов, чтение и анализ предложений, образование притяжательных прилагательных. Театр, в который мы играем с детьми, как говорит М.И. Царенко: “Помогает ребенку узнать себя, поверить в себя, ощутить силу слова “действовать словом”, учиться создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью”. Вводя малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи через элементы театральной деятельности, мы реализуем одновременно три цели:

  • Погружаем детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятий.
  • Развиваем в детях полезные для учебы психологические функции (внимание, мышление, память, воображение).
  • Придаем учебному процессу привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

В “театре игрушек” обычно все внимание сосредотачивается на игрушке. Дети с увлечением следят за происходящим действием на столе. Как интересно, когда любимый зайчик превращается в актера и выступает перед ними. Например, зайчик просит вспомнить:

  • Какие иголки дети знают и для чего они нужны?
  • Что можно шить?
  • Кто из зверей защищается иголками от врагов?
  • У каких деревьев есть иголки?

Дети ведут диалог с зайцем, называют чем похожи все иголки.

Дети: Они острые, гладкие, колючие,
Заяц: А какие вы знаете иглы?
Дети: Швейные, медицинские, еловые, сосновые.
Заяц: Отгадайте загадку: под соснами, под елками ползет клубок с иголками.
Дети: Ёж.
Заяц: А теперь расскажите мне про иголку, что с ней можно делать, а я угадаю про какую иголку вы рассказываете.

Так с помощью зайца, дети в игре усвоили слова-признаки, слова-действия, и расширили представления о многозначных словах омонимах. А в  процессе игровой деятельности закрепили навыки коммуникативного общения.
В коррекционной работе мы используем и элементы теневого театра. В театре теней герои сказок инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, масок, изображающих фигурки животных, людей, растений.
Изучая тему: “Одежда”, мы используем теневые силуэты двух платьев, ведущих спор п своей красоте. Дети, подключая фантазию, воображение описывают фасон платья, его детали, образуют относительные прилагательные, согласуют существительные с прилагательными.
Мы заметили, что самой любимой формой театра, применяемой на индивидуальных занятиях являечся пальчиковый театр. Он создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Автоматизируя звук [ж| в речи дети перевоплощаются в жука, надевая на пальчик его маску. А жук, естественно, жужжит правильно, и желание сыграть эту роль хорошо придает ребенку чувство уверенности и самоконтроля за своей речью. Также наши дети могут “конструировать” из пальцев предметы и объекты. Изображая зайцев, собак, кошек, деревья, дети стараются быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку, запомнить ее. Такая необычная игровая деятельность вызывает у них интерес, яркий эмоциональный настрой и предельную мобилизацию их внимания.
“Театр картинок” наиболее прост для показа.
Приведем фрагмент занятия по теме “Овощи и фрукты”.

В гостях Яблоко и Лук (картинки):

Мы пришли с друзьями помидорами и огурцами.
Бананы, груши, апельсины есть,
Всех их надо перечесть.
Выбирайте, кто смелее?
Фрукты к яблоку кладите.
Ну, а овощи все к луку положите.

Яблоко (Луку): Давай проверим, какие ребята у нас внимательные.
Лук: Давай! Ребята, запомните все выставленные картинки. (Картинки постепенно по одной убираются). А теперь скажите, чего не стало? (Груши, яблока, огурца, апельсина, помидора и т.д.)

В этой игре дети показали умение дифференцировать овощи и фрукты, а также научились употреблять существительные родительного падежа единственного числа.
Проводя экспериментальную работу в этом направлении, мы периодически отслеживали развитие словаря, приняв в качестве оценки такие критерии, как умение образовывать:

  • слова-предметы;
  • слова-действия;
  • слова-признаки;
  • обобщающие слова;
  • синонимы;
  • антонимы;
  • омонимы;
  • понимание речи.

В ходе проводимого мониторинга на начало учебного года получены такие данные:

октябрь:

  • высокий уровень развития словаря - 7 человек (51%),
  • средний уровень развития словаря - 4 человека (26%),
  • низкий уровень развития словаря - 3 человека (23%).

январь:

  • высокий уровень развития словаря - 8 человек (57%),
  • средний уровень развития словаря - 4 человека (26%),
  • низкий уровень развития словаря - 2 человека (20%).

Анализируя результаты, мы обнаружили увеличение количества детей в группе с высоким уровнем развития словаря (с 51% до 57%) и уменьшение количества детей с низким уровнем (с 23% до 20%). Мы пришли к выводу, что использование данной технологии приводит к увеличению словарного запаса детей, а значит, ее применение является достаточно эффективным.

Литература:

1. Ю.Г.Карманенко, Т. А. Карманенко “Кукольный театр дошкольника”. М., 1982.

2. Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. М.: “Прометей”, 1997.

3. М.Б.Межиковская, М.Т.Скрипченко “Логопедические занятия в специализированных детских садах”. Ташкент, 1989.

4. Т.Б.Филичева, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

5. М.И.Царенко “От потешек к Пушкинскому балу”. М.: Линка-пресс, 1999.