Современная школа живёт в условиях реформ. Обозначены основные направления развития российского образования на предстоящие годы: совершенствование стандартов и программ; поддержка инноваций в системе образования и другие. Главная задача, стоящая перед каждым учителем – дать ученику достойное и качественное образование, это его конституционное право. В наших школах работают блестящие, энергичные, талантливые и самоотверженные учителя. Однако при тестировании по линии PISA, выяснилось, что международный рейтинг наших учеников не так уж высок. В чём же проблема? В содержании программ и учебников. Они оторваны от реальной жизни. Сколько можно найти на страницах учебников, по которым мы преподаём сейчас, задач с практическим содержанием, соответствующих современным реалиям, а именно такого рода задачи предлагаются при международной оценке знаний и умений учащихся? Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведу пример.
Задние № 14. “В газете были напечатаны следующие объявления:
Фирма хочет арендовать на 1 год помещение площадью 110 м2. В каком здании стоимость аренды будет меньше?”
Здание А Сдаётся в аренду 85 – 95 м2 площади за 475 зедов в месяц 100-120 м2 за 800 зедов в месяц. |
Здание В Сдаётся в аренду 35 – 260 м2 по 90 зедов за 1 м2 |
Думаю, каждый согласится со мной – таких задач ни в одном учебнике, по которым мы ведём сегодня преподавание, не найдётся! Приходится искать дополнительные возможности. Поэтому хорошо, что в школьную программу возвращается курс “Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей”. Именно при проведении уроков по этим курсам, учитель имеет возможность формировать устойчивый интерес к изучению математики, развивать интеллект воспитанников, способность ориентироваться в окружающей действительности, строить прогнозы и вычислять вероятность случайных событий. Этот курс познакомит учащихся со случайными величинами, они необычные для школьников, но естественные в повседневной жизни, поможет осознать, что многие законы природы и общества имеют вероятностный характер, что много реальных явлений и процессов описываются вероятностными моделями.
В последние годы произошли положительные сдвиги к внедрению этой линии в содержание школьного образования. Слова благодарности заслуживают новые учебники для 5–6-х классов по математике авторов Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. В этих учебниках материал вероятностно-статистической линии занял своё достойное место в курсе математики основной школы.
Программа предполагает начало изучения данного материала с 7-го класса, причём в конце года и в малом количестве. Для учебников 7–9-х классов существуют отдельные дополнения в виде брошюр. Пользование этими брошюрами только усложняет задачу учителю. В связи с этим, хочется пожелать авторам учебников по алгебре Ю.Н. Макарычеву, Ш.А. Алимову и А.Г. Мордковичу как можно скорее перенести дополнения на страницы учебников, чтобы они полностью соответствовали новым образовательным стандартам.
Я работаю в основной школе, у нас обучаются ученики 5–9-х классов, работаем мы пять дней в неделю, поэтому обязательная недельная нагрузка сокращена до предельного минимума: часов не хватает на формирование обязательных знаний и умений. Да и с методической точки зрения, 4 часа по статистике в конце учебного года в 7–8-х классах ничего не дают. Обидно, что учебники по математике для 5–6-х классов, в частности, учебник Виленкина Н.Я. совсем не содержат изложения материала, связанного с вероятностью, комбинаторикой, статистикой.
Хочу привести пример: для разминки на уроке математики я вывешиваю различные плакаты. Один из них предполагает соревнование, кто первый назовёт число 50, все числа в интервале от 1 до 50 двумя цветами размещены произвольным образом, необходимо назвать их в порядке возрастания. Наблюдения показали, что ученики 5–7-х классов с удовольствием решают подобные задания.
Дети этого возраста эмоциональны и отзывчивы. Они учатся с увлечением. Это пограничный период между детством и отрочеством – вот благоприятное пространство и время педагогических действий. Они склонны к фантазированию. Ученикам именно этого возраста необходимо дать возможность проявить творчество, инициативу, развивать учебную самостоятельность, самореализацию. Самое время научить их работать с другими источниками информации, использовать эти умения решать задачи личного целеполагания. Предоставить учащимся возможность решать учебные задачи личностно значимые для них.
Проанализировав ситуацию, я пришла к решению начать преподавание теории вероятности с пятого класса в форме внеклассных занятий. Принцип построений данных занятий следующий:
- Разновозрастная группа создаётся на добровольной основе.
- Занятия включают в себя теоретическую часть – слушание лекций или самостоятельная работа с соответствующей литературой (подборка книг собрана в кабинете математики, после уроков кабинет математики превращается в читальный зал).
- Каждый ученик индивидуально, в удобном для него темпе, отрабатывает практическую часть (практикумы) курса, решает задачи, пишет контрольные работы, проходит тестирование.
- После выполнения работ по определённому модулю большей частью учеников, группа собирается вместе, подводятся итоги, разбираются более интересные задачи, создаются предпосылки к изучению следующего раздела.
- Оценивание бально-рейтинговое.
- Временные рамки не имеют строгих границ.
- Мотивационное пространство строится на сотрудничестве с физико-математическим лицеем “Авангард” г. Москвы.
- Ученик, осиливший весь курс, получает диплом.
Мне хочется сказать, что сегодня стало возможным то, что дети из самых отдалённых сельских школ могут участвовать во всевозможных заочных конкурсах: международном “Кенгуру”, в межрегиональной олимпиаде, в областном тестировании. Таким образом, расширяется кругозор учеников, меняется их мотивация. Согласна, что математическая олимпиада сегодня – это рекламная акция. Но для нас, сельских учителей и учеников это, в первую очередь встреча с красивыми задачами, возможность приобщения к математическому пульсу страны, у учеников появляется желание знать больше, в том числе и новые курсы по вероятности, статистике, комбинаторике и методу математической индукции. Согласна с автором статьи Я. Бродским “Обучение элементам комбинаторики, вероятности, статистики в школе”, что необходимо увязывать новую содержательную линию курса с уроками математики. Это даёт возможность найти применение дополнительно изучаемого материала и сделать его доступным школьнику. При составлении тематического плана по каждому курсу, обязательно учитываю, с каким математическим материалом это интегрируется. И наоборот – для практикума подбираю такие задачи, чтобы они позволяли заниматься не только повторением математических тем: делимость, проценты, отношения, дроби, но и служили межпредметными связями. Покажу это на примере конкретных методических разработок.
Тематическое планирование по курсу “Теория вероятности” (начальное обучение 5–7-х классов)
№ п/п |
Тематика занятий |
Где данная тема интегрируется на уроках математики и внеклассных мероприятиях |
Используемая литература |
Тема 1. “Случайные исходы, события, испытания” |
|||
1. |
Испытания со случайными и детерминированными исходами | Многогранник – куб |
В.Н. Федосеев “Решение вероятностных задач” |
2. |
Множество исходов единичного испытания | Делимость чисел, сравнение, двойное неравенство, промежутки |
Е.А. Бунимович, В.А. Булычев |
3. |
Противоположные события | Координатная прямая, противоположные числа |
А.Г. Мордкович – дополнение |
4. |
Типы случайных событий | М.В. Ткачёв – дополнение | |
5. |
Совместные испытания | Г.В. Дорофеев – новый учебник и дидактический материал “Анализ данных” (старый) | |
6. |
Зависимые и независимые совместные испытания | Функция, зависимая и независимая переменная |
|
7. |
Контрольная работа №1 “Случайные события и их исходы”. (Приложение 1) | ||
8. |
Тестирование (Приложение 2) | ||
Тема 2. “Вероятность” |
|||
1. |
Статистическая вероятность | Обыкновенные и десятичные дроби, отношения, сокращение дробей |
|
2. |
Лабораторная работа №1 “Вероятность появления “орла” при бросании монеты”. (Приложение 3) | ||
3. |
Вероятность достоверных, невозможных, противоположных событий | Сравнение дробей: округление дробей понятие максимального и минимального значения |
|
4. |
Вероятностные аксиомы для исходов испытаний | Аксиоматика в геометрии |
|
5. |
Вероятность совместимых несовместимых, зависимых и независимых событий | Сложение и умножение дробей |
|
6. |
Контрольная работа №2 “Вероятности исходов испытаний” | ||
7. |
Тестирование №2 |
Аналогично, но отдельными курсами, мы изучаем статистику и комбинаторику.
Основной учебник на базе которого мы проводим дополнительные занятия по теории вероятностей В.Н. Федосеев “Решение вероятностных задач” – это книга для начинающих, самая упрощённая модель. В ней много практических, интересных задач, не требующих сильной математической подготовки, даже ученики 5 класса воспринимают материал легко. Многие задачи решаются с помощью составления “дерева” или таблиц. Это пособие – собеседник, даёт возможность изучать теорию самостоятельно, занимаясь самообразованием. На страницах пособия много интересных, детских задач практического содержания, что позволит любому учителю сделать уроки математики интересными.
К данной статье прилагается разработка занятия по формированию знаний (Приложение 4).
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в повседневной хозяйственной и производственной деятельности. Введение элементов теории вероятности в содержание математического или любого другого образования является одним из важнейших аспектов модернизации и реформ школы. А истоки их в скромных дополнительных занятиях основной школы.
Литература.
- В.Н. Федосеев “Решение вероятностных задач”.
- Е.А. Бунимович; В.А. Булычев “Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы”.
- Г.В. Дорофеев. Учебник Математика 5 и 6 нового поколения.
- Ю.Н. Макарычев; Н.Г. Миндюк “Элементы статистики и теории вероятности” 7 – 9 класс, дополнение к учебнику алгебра.
- М.В. Ткачева; Н.Е. Фёдорова “Элементы статики и вероятность” 7 – 9.
- А.Г. Мордкович; П.В. Семёнов “События. Вероятности. Статистическая обработка данных” 7 – 9.
- В.Н. Студенецкая “Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей”.
- Статьи из газеты “Математика” подборка, начиная с 1998 года.
- Т.П. Шилова Элективный курс “Математическая статистика и теория вероятностей”. Материалы фестиваля “Открытый урок” 2004/2005 учебный год.