Семинар для воспитателей "Стили общения родителей с детьми"

Разделы: Работа с дошкольниками


I часть. Теоретическая

Не так много истин в психологии, но утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка – истина. Конечно, ребенок не является чистым листом бумаги, на котором грамотный родитель может написать все, что захочет, а безграмотный может изуродовать. В нем самом есть силы и немалые.

В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные: эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание во многом определяет то, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка.

Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка от рождения до 3-х лет. Это обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, формирует доверие к ребенку и его потребностям, подталкивая ее к поддерживающему, разрешающему поведению. Как результат – развитие у ребенка чувства доверия к миру, любознательность и открытость отношений.

Примерно с 3-х лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции – контроль. Он может быть низким и высоким. Можно видеть родителей, которые предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на безоговорочном выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. Также можно видеть родителей, которые отстраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему правил. Контроль проявляется и в том, как родители стремятся к развитию ребенка. Одни натаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности, другие – не считают своих детей обладателями каких-то ярко выраженных достоинств.

Родительское отношение мы видим и в различии методов воспитательного воздействия: родители, которые добиваясь послушания используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком, при этом эмоциональная поддержка присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований; и родители, которые не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: крику, подаркам и наказаниям. Эмоциональная поддержка или отсутствует или зависит от послушания ребенка.

В зависимости от родительской установки формируется и ребенок.

Первый тип детей – это зрелая личность. Компетентные дети формируются под воздействием такой установки родителей, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, с их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. Дети уверены в себе, им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские взаимоотношения. Это авторитетный стиль воспитания.

Второй тип детей – избегающие дети. У них преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении дружеских контактов. Боятся новых ситуаций. Для их родителей характерно контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уровнем уважения к возможностям ребенка. Это авторитарный стиль воспитания.

Третий тип детей – незрелые дети: не уверены в себе, настроение неустойчивое. Самоконтроль не сформирован. Своей инфантильностью он прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей. Главная черта поведения родителей – отсутствие способности к последовательному контролю. При этом может присутствовать эмоциональная поддержка. Это или либеральный или индифферентный стили воспитания. (Приложение № 1)

Родительская позиция не единственный фактор развития ребенка. Позиция формируется и от того, какое место в жизни человека занимает воспитательный процесс. Самое благоприятное последствие для развития ребенка будет в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого ценностным процессом.

Если же для взрослого воспитание ребенка – это реализация потребности в эмоциональном контакте, т.е. он способ удовлетворения иных потребностей взрослого, тогда взрослый будет препятствовать эмоциональной жизни ребенка.

Если воспитание ребенка для взрослого реализация потребности в смысле жизни, то взрослому не нужна самостоятельность ребенка. Он будет неосознанно препятствовать этой самостоятельности под любым предлогом.

Если воспитание – это реализация потребности взрослого в достижениях под девиз: "Он добьется всего, чего не добилась я ", то ребенок воспринимается хорошим только тогда, пока реализует планы родителей и удовлетворяет их амбиции.

Все эти позиции патологичны с точки зрения результатов воспитания, т.к. лишают ребенка права на собственную жизнь и судьбу.

С каждым годом увеличивается процент детей больных неврозом. Неблагоприятное влияние на психическое здоровье детей называют и темпы нашей жизни, и чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, когда взрослые не могут разрешить свои внутриличностные конфликты.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям/особенно к матери/, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причина конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимается как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья.

Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации.

II часть. Психологическая пауза

ЦЕЛЬ: активизация творческого потенциала педагогов; развитие эмпатии.

Всем педагогам раздаются полоски бумаги с написанными на них словосочетаниями:

  • Стыд. Поза
  • Обида. Губы.
  • Грусть. Лицо.
  • Огорчение. Лицо.
  • Радость. Ноги.
  • Удивление. Глаза.
  • Любопытство. Голова.
  • Злость. Руки.
  • Гордость. Спина.
  • Страх. Глаза.
  • Высокомерие. Голова.
  • Страх. Зубы.
  • Усмешка. Губы.
  • Недовольство. Поза.
  • Интерес. Походка.
  • Самодовольство. Походка.
  • Огорчение. Губы.

Все педагоги, прочитав написанное, должны это изобразить.

III часть. Рассматривание педагогических ситуаций

ЦЕЛЬ: педагоги, заслушав ситуацию должны определить к какой стиль родительского воспитания присутствует в данном случае.

  1. Родители постоянно жалуются на своего ребенка как на "бандита", заявляют, что не знают, что с ним делать. Но в то же время не принимают никаких советов и жалуясь, л лишь показывают окружающим нестандартность ребенка, свою обеспокоенность его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды "проделками сорванца".
  2. Родители стремятся "знать о ребенке все", не оставляя ему ничего сугубо личного, тайного, сокровенного, докучая советами в делах, которые должен решать сам ребенок.
  3. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу и лучшее решение любых проблем, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.
  4. Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявления у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и т. д.), хотя реально ничего такого у ребенка не наблюдалось.
  5. Родители понимают, что ребенок взрослеет, но это означает и то, что они сами стареют, что им крайне не хочется. Поэтому они стараются как бы игнорировать, не замечать черты взрослости в своих детях, запрещая им занятия и увлечения, характерные для их возраста, культивируя привязанность во всем к родителям.
  6. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворяются.
  7. Родители понимают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.

VI часть. Рекомендации родителям no воспитанию детей

  • Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  • Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
  • Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного/. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  • Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
  • Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что наказан.
  • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
  • Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
  • Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
  • Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
  • Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
  • Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.

Детям трудно воссоздать целостный образ взрослого человека, даже родителя. Они видят нас в основном дома, в минуты наибольшего расслабления, поэтому бытовое общение становится характеристикой нашего реального образа. Поэтому никакие наши рассказы о работе, о друзьях, не сотрут в памяти ребенка того, что он уловил в случайном взгляде, в зло брошенной реплике.

Хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье: это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости, дополнительности. (Приложение № 2, Приложение № 3)

Приложение 4

Приложение 5