Проект "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"

Разделы: Работа с дошкольниками


...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В. Л. Сухомлинский

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

Воспитывающая или, как выразился Г. Успенский, “выпрямляющая” сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. “Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств”. Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единства ее чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности.

Потребность в отображении своих жизненных впечатлений малыш удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

Авторы проекта увидели актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это определило тему нашего исследования: “Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом”.

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи проекта:

  1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
  2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
  3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
  4. Развивать творческое мышление.
  5. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

База исследования: МДОУ “Детский сад № 24 “Родничок”, группа “Непоседы”.

Этапы реализации проекта:

I этап – Организационный – 2 младшая группа (2004-2005 учебный год).

II этап – Диагностический – средняя группа (2005-2006 учебный год).

III этап – Практический – старшая группа (2006-2007 учебный год).

IV этап – Обобщающий – подготовительная группа (2007-2008 учебный год).

Участники проекта

  • Дети.
  • Педагоги.
  • Музыкальный руководитель.
  • Заведующий ДОУ.
  • Заместитель заведующего по УВиМР.
  • Родители.
  • Сотрудники МУ “Норильская художественная галерея”.

Модель реализации проекта

Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Игры-занятия в кружке “Акварелька”. в течение учебного года
2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью. 2 раза в год

(октябрь, апрель)

3. Посещение детьми познавательных занятий и выставок картин, организованных сотрудниками норильской художественной галереи. в течение учебного года
4. Чтение художественной литературы. 1-2 раза в неделю
5. “Чудеса чародея цвета” - игры с красками, цветом. в течение учебного года
6. Продуктивная деятельность детей. в течение учебного года
7. Участие в городских выставках детского творчества. в течение учебного года
8. Творческие отчеты - организация выставки работ кружка “Акварелька”. 1 раз в год (май)
9. Оформление альбома детских рисунков “Чудеса своими руками”. май
2. Сотрудничество с родителями 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. в течение учебного года
2. Анкетирование родителей. 1 раз в год
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ. в течение учебного года
4. Оформление фотоальбома кружка “Акварелька”. в течение учебного года
5. Участие в Неделе Семьи “Город мастеров”. май
6. Участие в викторинах и конкурсах. в течение учебного года
3. Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. в течении реализации проекта
2. Подборка художественной литературы “Сказки про краски” и оформление библиотечки юного художника. апрель 2005 г.
3. Картотека нетрадиционных способов рисования. май 2006 г.
4. Подборка игр с рисунками для детей. май 2006 г.
5. Конспекты игр-занятий. в течении реализации проекта
6. Сценарии развлечений. в течении реализации проекта
7. Консультационный материал для педагогов. в течении реализации проекта
8. Консультационный материал для родителей. в течении реализации проекта
9. Обобщение и распространение наработанного материала. в течении реализации проекта
4. Работа с педагогами 1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях. в течении реализации проекта
2. Консультации для педагогов. в течении реализации проекта
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками) в течении реализации проекта
4. Работа в творческой группе педагогов “Чародеи”. в течении реализации проекта
5. Взаимопосещения. в течении реализации проекта
6. Мастер-класс для педагогов “Нетрадиционные изобразительные технологии”. 2006 г.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Уголок изобразительной деятельности в группе.
  2. Центр конструирования и творчества “КиТ” в ДОУ.
  3. Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.).
  4. Библиотечка юного художника.
  5. Сотрудничество с МУ “Норильская художественная галерея”.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
  2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
  3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
  4. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.

Для педагогов:

  1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
  2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
  3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
  4. Объединение специалистов ДОУ и социального “института детства”: МУ “Норильская художественная галерея”.

Библиография

  1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004.
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.
  5. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
  7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994.
  8. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
  9. Пантиков В.А. Учимся рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993.
  10. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996.
  11. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.