...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В. Л. Сухомлинский
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.
Воспитывающая или, как выразился Г. Успенский, “выпрямляющая” сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. “Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств”. Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единства ее чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности.
Потребность в отображении своих жизненных впечатлений малыш удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.
Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
Авторы проекта увидели актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это определило тему нашего исследования: “Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом”.
Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи проекта:
- Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
- Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
- Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
- Развивать творческое мышление.
- Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.
Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ “Детский сад № 24 “Родничок”, группа “Непоседы”.
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационный – 2 младшая группа (2004-2005 учебный год).
II этап – Диагностический – средняя группа (2005-2006 учебный год).
III этап – Практический – старшая группа (2006-2007 учебный год).
IV этап – Обобщающий – подготовительная группа (2007-2008 учебный год).
Участники проекта
- Дети.
- Педагоги.
- Музыкальный руководитель.
- Заведующий ДОУ.
- Заместитель заведующего по УВиМР.
- Родители.
- Сотрудники МУ “Норильская художественная галерея”.
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. Работа с детьми | 1. Игры-занятия в кружке “Акварелька”. | в течение учебного года |
2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью. | 2 раза в год (октябрь, апрель) |
|
3. Посещение детьми познавательных занятий и выставок картин, организованных сотрудниками норильской художественной галереи. | в течение учебного года | |
4. Чтение художественной литературы. | 1-2 раза в неделю | |
5. “Чудеса чародея цвета” - игры с красками, цветом. | в течение учебного года | |
6. Продуктивная деятельность детей. | в течение учебного года | |
7. Участие в городских выставках детского творчества. | в течение учебного года | |
8. Творческие отчеты - организация выставки работ кружка “Акварелька”. | 1 раз в год (май) | |
9. Оформление альбома детских рисунков “Чудеса своими руками”. | май | |
2. Сотрудничество с родителями | 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. | в течение учебного года |
2. Анкетирование родителей. | 1 раз в год | |
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ. | в течение учебного года | |
4. Оформление фотоальбома кружка “Акварелька”. | в течение учебного года | |
5. Участие в Неделе Семьи “Город мастеров”. | май | |
6. Участие в викторинах и конкурсах. | в течение учебного года | |
3. Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. | в течении реализации проекта |
2. Подборка художественной литературы “Сказки про краски” и оформление библиотечки юного художника. | апрель 2005 г. | |
3. Картотека нетрадиционных способов рисования. | май 2006 г. | |
4. Подборка игр с рисунками для детей. | май 2006 г. | |
5. Конспекты игр-занятий. | в течении реализации проекта | |
6. Сценарии развлечений. | в течении реализации проекта | |
7. Консультационный материал для педагогов. | в течении реализации проекта | |
8. Консультационный материал для родителей. | в течении реализации проекта | |
9. Обобщение и распространение наработанного материала. | в течении реализации проекта | |
4. Работа с педагогами | 1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях. | в течении реализации проекта |
2. Консультации для педагогов. | в течении реализации проекта | |
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками) | в течении реализации проекта | |
4. Работа в творческой группе педагогов “Чародеи”. | в течении реализации проекта | |
5. Взаимопосещения. | в течении реализации проекта | |
6. Мастер-класс для педагогов “Нетрадиционные изобразительные технологии”. | 2006 г. |
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок изобразительной деятельности в группе.
- Центр конструирования и творчества “КиТ” в ДОУ.
- Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.).
- Библиотечка юного художника.
- Сотрудничество с МУ “Норильская художественная галерея”.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
- Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
- Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
- Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
Для педагогов:
- Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
- Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
- Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
- Объединение специалистов ДОУ и социального “института детства”: МУ “Норильская художественная галерея”.
Библиография
- Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.
- Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994.
- Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
- Пантиков В.А. Учимся рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996.
- Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.