Нестандартный урок математики по теме: "Сложение и вычитание трехзначных чисел" (программа "Школа-2100"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  1. Закрепить приемы сложения и вычитания трехзначных чисел вида 261+124, 378-162.
  2. Проверить уровень усвоения перевода из одних единиц длины в другие, решения уравнений и составных задач.
  3. Развивать творческие способности, логическое мышление через игру.

Оборудование: Цветик-Семицветик (см. Приложение 1), материал для графической записи чисел, рисунок с изображением Шуршавчика (см. Приложение 2), листы-карточки для индивидуальной работы, часы со звуковым сигналом.

Ход урока

1. Организационный момент.

- У каждого человека есть желания. Одни большие, другие маленькие. Очень хочется, чтобы они исполнялись. У меня есть огромное желание научить вас учиться, быть добрыми, послушными. А у вас есть желание хорошо учиться, все понимать, слушать учителя и своих родителей? На каждом уроке эти желания исполняются, но мы этого просто иногда не замечаем.

И вот сегодня, на уроке “Желаний” мы посмотрим, как исполняются наши математические желания. Итак, какие же желания на уроке математики у вас сегодня есть? (ответы детей).

- Замечательно!

 

Рисунок 1

2. Постановка цели урока.

- Мое желание сегодня - закрепить приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, проверить усвоили ли вы перевод из одних единиц длины в другие, продолжить работу над решением
составных задач, развить творческие способности, логическое мышление, память и внимание.

Надо поработать сегодня так, чтобы и мои и ваши желания исполнились. А в этом нам поможет “Цветик-Семицветик”:

В каждом лепестке есть задание,
Выполнив его, исполнится желание.

И в конце нашего урока мы посмотрим, исполнились ли наши желания или нет.

3. Актуализация знаний.

- Вспомните, какие волшебные слова говорила девочка Женя, чтобы исполнились все ее желания?

- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!

И все, конечно, же исполнилось.

На нашем уроке математики наши желания будут выполняться таким образом:

- Желающему из вас нужно выйти к доске, взять один, понравившийся лепесток, проговорить слова:

Беру, беру лепесток
Сколько мне досталось строк?
Выполню задание –
Сбудется желание!

четко прочитать задание и выполнить его.

(Ученик выходит к доске, снимает лепесток, произносит волшебные слова, читает задание, выполняет его на доске, остальные ученики – в тетрадях.).

 

Рисунок 2

1. Работа над закреплением материала.

1 лепесток "Посчитай-ка!"

Задание: Выполнить сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. Ответ первого примера записать графически.

528+109

258-21

775+92

(ученики решают у доски по 1 примеру)

Рисунок 3

2 лепесток "Запиши графически число"

4 м 1 дм 5 см

2 м 3 дм

5 дм 8 см

(1 ученик у доски остальные в учебнике с. 52 № 5)

- Молодцы! А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете переводить одни единицы длины в другие.

- Выполним № 6

а) - у доски;
б) - самостоятельно.

Проверка.

3 лепесток: “Реши задачку”

П. Работа над пройденным материалом.

Задача в учебнике с. 53 №10 (а)

Доктор Пилюлькин выписал Незнайке 8 таблеток от глупости, а пончику -14 таблеток от обжорства. Пончик 5 таблеток выбросил. Сколько всего таблеток приняли малыши?

а) Анализ задачи, составление схемы:

б) Самостоятельное решение задачи.

4 лепесток: “ Решить уравнения”

х-358=510

х+502=934

- Найдите части уравнения. Решите его. Чему равен корень уравнения? Сделайте проверку.

5 лепесток: “Проверь домашнее задание”

с. 51 № 9, 10 – задания на логическое мышление

Индивидуальная работа: пока дети проверяют правильность выполнения домашнего задания,

8 человек самостоятельно выполняют задания из сборника “Проверочные и самостоятельные работы” с. 19. (Л. Г. Петерсон).

6 лепесток: “Веселые задачки”

(на развитие логического мышления, внимания)

- А кто это спрятался в Семицветике и шуршит там?

- Да это наш старый знакомый - Шуршавчик!

- И зачем это он туда залез?

- Он спрятался в семицветике и хочет, чтобы вы выполнили его желание. Шуршавчик очень забавный и озорной домовенок, который живет в нашем классе. Он любит грызть железки, ловить молнии, есть консервные банки. А для вас он приготовил очень интересные и веселые задачки. Давайте вместе с ним их решим, но сначала отдохнем (Проводится физ. минутка)

Физкультминутка.

Говорит цветку цветок:
“Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. ”
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.


Рисунок 4

1 задача.

Шуршавчик нашел 4 железных банки. Одну он разгрыз пополам. Сколько банок у Шуршавчика? (4)

2 задача.

Шуршавчик завел 3 корзины. В первой он повез 9 детей, во второй - столько же, а третьей - столько, сколько в двух предыдущих вместе, Сколько всего детей прокатил Шуршавчик? (36)

3 задача.

Шуршавчик в грозу поймал 28 молний, а мимо пролетело на 12 больше. Сколько молний он поймать не сумел? (40)

4 задача.

Из этих 28 пойманных молний Шуршавчик сделал 12 шаровых молний. На сколько меньше он сделал молний, чем поймал? ( 16)

- Молодцы! На сегодня мы веселые задачки Шуршавчика решили.

Но это еще не все его задачки. На других уроках мы будем еще решать его веселые задачки.

7 лепесток: “Составь числа”

III. Коллективная работа (работа по рядам).

Выдаются листочки на каждый ряд и в течение 1 минуты дети

записывают числа. По истечению 1 минуты звучит звуковой сигнал.

Из цифр 3, 9, 0 составить все возможные трехзначные числа. Числа в записи числа могут повторяться. Кто назовет последнее число, тот и победит.

Рисунок 5

Проверка. Дети зачитывают поочередно по одному числу с каждого ряда, не называя повторяющихся чисел.

Учитель записывает все числа на доске. Всего 16 чисел:

333 300 303 330 339 939 390 930
999 900 909 990 393 993 309 903

Итог урока.

- Как вы думаете, все ли наши математические желания на сегодня исполнились?

- Какое желание вам понравилось больше всего?

- Что было особенно интересным?

- Что нового узнали на уроке, чему научились?

- Какой ряд работал сегодня лучше всех?

- Спасибо всем за исполнение моего желания. Я очень рада, что и ваши желания исполнились. Вы работали сегодня с большим желанием, и я с большим удовольствием ставлю сегодня оценки за урок.

Домашнее задание (прокомментировать): с. 53 №7, 8 (2,3), 11.