Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования

Разделы: Начальная школа


В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно-ориентированную” модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей, показывают, что 80% родителей и 65% учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей. Данный факт говорит о некомпетентности, прежде всего учителей в рассматриваемом вопросе и необходимости знакомства с термином творческие способности. Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.[2]

Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.[2]

Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.[3]

Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[5]

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л. Н. Коган, Л. С. Выгодский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, Мотков О.И. и другие. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это “особая точка” индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.

Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б.[2] выделяет следующие параметры:

  • беглость мысли (количество идей),
  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
  • оригинальность (способность производить идеи),
  • любознательность,
  • фантастичность.

Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка” [1] выделяет совокупность множества способностей:

  • Способность рисковать;
  • Дивергентное мышление;
  • Гибкость в мышлении и действиях;
  • Быстрота мышления;
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
  • Богатое воображение;
  • Восприятие неоднозначных вещей;
  • Высокие эстетические ценности;
  • Развитая интуиция.

Моделью, по которой строятся методы измерения творческих способностей, должны стать не тесты, а акты творчества сами по себе, как это бывает обычно вне тестовых ситуациях. “Тестовые задания ограничивают выявление потенциальных возможностей человека требованием однозначного ответа.”[2]

Творческие способности противопоставляются устаревшим взглядам как максимальное выражение умственных и специальных способностей. Высокие баллы по результатам тестов не говорят о высоком творческом потенциале. Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше. Дж. Рензулли предлагает ориентироваться на рейтинг прошлых и настоящих достижений. Важно поддерживать в ребёнке уверенность в своей одарённости, так как это в большей мере должно привести к усилению мотива достижения, а следовательно обеспечить более высокие достижения независимо от реального уровня собственно одарённости.

Особенно важны работы Л. С. Выгодского. Он признаёт за всеми людьми, а не только за избранными, склонность к творчеству, выявляющуюся по-разному, в основном, в зависимости от культурных и социальных факторов.

Выявив точку зрения исследователей на проблему творческих способностей, встаёт вопрос: какой возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей? За ответом на этот вопрос можно обратиться к исследованиям психологов, проводившим многолетние эксперименты. Оказывается, что мнения таких психологов, как Э.Фромм, И.П.Волков, Р.Бернс, И.О.Мотков и других совпадают. Ими установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п..

Б.Никитин среди пяти условий выдвигает на первое место ранее начало. На этом основании младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства.

Значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Исследования, проведённые Большаковой Л.А. зам. директора по научно-методической работе гимназии №7 г. Свободного Амурской области, и описанные в журнале “Завуч начальной школы” за 2002г., показывают, что развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте, протекает наиболее результативно при определённых условиях:[3]

Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.

  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
  • Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
  • Используются технологии развития творческого мышления;
  • Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

Способы стимулирования творческих способностей.

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. , Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка.- М.: Роспедагенство, 1994.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
  3. Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы”.№2,2001.
  4. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк.2000.№7.
  5. Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.: “Треугольник”,1993.