Под таким девизом работает дополнительное образование МОУ СОШ № 2 города Алапаевска, которое представлено деятельностью 16 кружков и секций. Этот девиз, ставший в последнее время брэндом, визитной карточкой, выражает суть внеурочной деятельности школы: “Учимся!” - на групповых занятиях дети узнают что-то новое, интересное, раскрывающее их творческий потенциал; “Творим!” - стиль работы дополнительного образования выражен сотрудничеством детей, педагогов и родителей в процессе творчества, совместной деятельности, где результат становится успехом не только одного человека, семьи, а достоянием и гордостью всего школьного коллектива; “Побеждаем!” - победа не только в конкурсах и фестивалях, хотя это тоже немало важно для самореализации личности, социализации ребёнка, а победа над собой, работа по совершенствованию личностного роста и развитию индивидуальных качеств, потребность в творчестве.
“Учимся! Творим! Побеждаем!” - девиз, рождение которого обусловлено целенаправленной работой всего педагогического коллектива по развитию дополнительного образования.
Школьное методическое объединение (ШМО) педагогов дополнительного образования представлено в своём большинстве педагогами школы, людьми творческими, энергичными, постоянно повышающими свой профессиональный уровень. Они перенесли свой методический опыт в сферу внеурочной деятельности, что помогло сделать систему стабильной, прозрачной и доступной, обеспечивающей качество образовательного процесса. Под руководством педагога-организатора по дополнительному образованию Калининой Т.Г., имеющей богатый опыт административной работы в сфере культуры, была разработана структура группового занятия, выстроен внутришкольный контроль, позволяющий вести мониторинг внеурочной деятельности.
В начале учебного года все учащиеся школы с 5 по 11 класс проходят психологический мониторинг, разработанный под руководством профессора Челябинского педагогического университета, доктора педагогических наук Матроса Д.Ш. и кандидата психологических наук Полева Д.М., который включает два основных блока “Интеллект” и “Личность”. Психолог школы Замятина И.В., интерпретируя результаты электронного варианта мониторинга, даёт рекомендации руководителям по формированию групп и особенностям работы в них. После этого педагоги строят программы дополнительного образования и защищают их на первом заседании Методического объединения.
План работы ШМО включает различные этапы внутришкольного контроля, мониторинг эмоционального состояния детей и подростков в период внеурочной деятельности. Текущий контроль осуществляется не только по результатам участия творческих коллективов в конкурсах, фестивалях различного уровня, но и в системе открытых занятий педагогов, на которые приглашаются все желающие работники школы и представители других образовательных учреждений.
Документальный контроль, открытые занятия, участие в конкурсах и соревнованиях, ШМО – всё это обеспечивает положительный результат в деятельности дополнительного образования школы.
Кроме того, отсутствие Федерального стандарта в дополнительном образовании ни в коем разе не повлияло на результат коллективной творческой деятельности.
ШМО взяло за основу ГОС НРК, что позволило педагогам отслеживать результаты творческой деятельности воспитанников по содержательным линиям “Художественная культура”, “Культура здоровья и охрана жизнедеятельности”, “Экологическая культура”, “Информационная культура” и “Родной язык”.
Это позволило выработать единые требования к уровню образованности обучающихся на каждой ступени образования, обеспечить преемственность. В период тематического контроля за внеурочной деятельностью разрабатывается Программа наблюдений, в которой отражены основные требования к уровню образованности обучающихся на данный период времени. Это позволяет отслеживать уровень подготовки воспитанников согласно ГОСу.
В настоящее время дополнительное образование школы работает в 4-х направлениях: школа дошкольника, художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления, центр профессиональной ориентации подростков. Эти направления охватывают все возрастные категории детей и подростков: от дошкольного возраста до выпускника полной средней школы. На данный момент их количество составляет 297 человек, т.е. примерно 50% от общего количества учащихся школы получают дополнительные образовательные услуги.
Школа дошкольника работает с детьми, не достигшими возраста 6,5 – 7 лет. Опытные педагоги начальной ступени образования проводят разнообразные занятия, позволяющие раскрыть творческий потенциал будущего школьника. Учебный план носит вариативный характер и позволяет родителям будущих первоклассников делать выбор. На занятиях “Мир литературного чтения” педагоги пробуждают в детях интерес к чтению, красоте русского слова, проводят упражнения, способствующие развитию речи, фонематического слуха, артикуляции речевого аппарата.
На занятиях по развитию моторики дети рисуют фигуры, занимаются лепкой, оригами. Это повышает уровень каллиграфического письма, помогает избежать негативных последствий в первые дни пребывания детей в школе, способствует успешному прохождению адаптационного периода первоклассников.
Школьный психолог проводит тренинги, которые помогают детям почувствовать себя частью коллектива, работать в команде, толерантному отношению к окружающим. На этих занятиях дошкольники приобретают навык рефлексивной деятельности, учатся контролировать своё эмоциональное состояние. Психолог моделирует такие ситуации, которые возможны при формировании классного коллектива. Наблюдения специалиста обобщаются и становятся незаменимыми при комплектовании 1-х классов.
Кроме того, в период работы школы дошкольника родители будущих первоклассников знакомятся с другими направлениями дополнительного образования школы: проводятся презентации кружков и секций, индивидуальные консультации педагогов, День открытых дверей, анкетирование, конференция администрации школы по вопросам жизнедеятельности учебного заведения, горячий телефон. Таким образом, изучается спрос родительской аудитории на дополнительные образовательные услуги.
Художественно-эстетическое направление дополнительного образования представлено наиболее разнообразно, что отвечает потребностям участников образовательного процесса. Это связано с характером творческого общения педагогов и детей, родители же выступают не только в роли социальных партнёров, но и укрепляют интерес ребёнка к выбранному направлению деятельности через сотрудничество и совместный творческий поиск, успех достигнутого.
Дефицит эмоций, живого общения, спрос на дополнительные образовательные услуги художественно-эстетического направления позволили педагогическому коллективу удовлетворить потребности участников образовательного процесса и открыть работу таких творческих коллективов как хор “Мажоринки”, вокальный ансамбль девушек “Музыка души”, вокальный ансамбль мальчиков, театры моды “Стиль” и “Золушка”, драматический театр “Бумеранг”.
Анализ развития музыкальных способностей детей и подростков позволяет составить чёткое представление об индивидуальном развитии музыкальных способностей каждого ребёнка. В течение года педагог Литвинова Т.В. трижды проводит проверку “техники пения”. Переход в высшую вокальную группу значительно стимулирует профессиональное музыкальное и общее развитие ребёнка, возрастает заинтересованность школьников в профессиональном росте коллектива. Дети, достигшие высоких результатов, имеют возможность стать участниками вокальных ансамблей.
Для создания комфортных условий на занятиях Литвинова Т.В. использует игровые приёмы, метроритмические и звуковысотные движения, организует дифференцированный подход в обучении пению на основе индивидуальных различий в уровне интонирования.
Создание на занятиях атмосферы доверия и сотрудничества, ситуации успеха повышает мотивацию обучающихся в системе дополнительного образования школы.
Содержание программы театров моды “Стиль” и “Золушка” предполагает не только изучение швейного дела, но и видов декоративно-прикладного искусства, которые используются в художественном оформлении одежды; выражении творческой индивидуальности каждого ребёнка посредством демонстрации одежды, созданной своими руками. Дефиле помогает детям красиво и свободно двигаться, адекватно оценивать себя, развивает коммуникативные навыки.
Руководители театров моды Мальцева Л.А. и Лепихина Н.В. помогают детям претворять в жизнь их художественные замыслы, фантазии, реализовать творческий потенциал, проявить изобретательность и смекалку.
Театр моды “Стиль” под руководством Мальцевой Л.А. не замыкается на создании и показе коллекций, которых в их репертуаре уже более 15. Самые известные из них в городе и за его пределами “Славься, страна!”, “We are happy”. Девушки пишут творческие проекты, участвуют в научно-практических конференциях. Например, реферат “Бисер в церковной культуре” вошёл в сборник рефератов детской церковно-исторической конференции в 2005 году.
Драматический театр “Бумеранг”, возглавляемый ведущей актрисой народного театра “Театрон”, студенткой Театрального института Бусовиковой С.А. овладевает формами невербального общения. (Такова тема по самообразованию педагога). По мнению Светланы Анатольевны, это позволяет детям наиболее эффективно устанавливать конструктивные отношения с окружающими, помогает свободно владеть аудиторией. Компетентностный подход педагога в реализации творческих проектов привлекает детей старшего школьного возраста.
В прошлом 2005-06 учебном году все творческие коллективы художественно-эстетического направления заявились в различных номинациях на соискание Премии Главы МО “Город Алапаевск” в области культуры и искусства. Творческие коллективы Литвиновой Т.В. и Мальцевой Л.А. стали её лауреатами.
Спортивно-оздоровительное направление дополнительного образования представлено спортивными секциями, которые возглавляют педагоги-тренеры, выпустившие не одно поколение спортсменов, Конкин А.В. и Чечулин А.А. Среди их воспитанников серебряный призёр XXVIII Олимпийских игр в Афинах в 2004 году Фёдорова Ольга; призёр области по стрельбе в 2005 году мастер спорта Зверева Олеся; серебряный призёр России по метанию диска в Адлере в 2003 году кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике Пинягина Алена.
Мониторинг образованности детей в этом направлении можно осуществлять по результатам участия юных спортсменов в соревнованиях. Однако, деятельные педагоги перенесли акцент на оздоровительную составляющую данного направления. Они используют результаты мониторинга здоровья в своей педагогической практике, корректируют Программы, исходя из данных, которые формируются в электронном варианте, медицинских работников школы, учителей физкультуры и тестов, проведённых классными руководителями. В связи с этим появилась необходимость открыть разновозрастную оздоровительную группу, в которой ведутся занятия общеукрепляющего характера, формируют физическую культуру.
Формами работы Центра профессиональной ориентации подростков являются тренинговый курс “Я – выбор и ответственность”, Ролевая игра “Мой выбор”, практические занятия по конфликтологни, Школа правовой культуры и сотрудничество с Центром занятости.
Задачами Центра являются:
- Стимулирование и поддержка обращения школьников к своим чувствам, желаниям. Формирование навыков самонаблюдения, осознания своих внутренних состояний.
- Формирование навыков саморегуляции, улучшения своего состояния естественным путем, профилактика атрофии фантазии, развитие творчества.
- Отработка навыков конструктивного взаимодействия с людьми, умения устанавливать доверительный контакт.
- Формирование активной установки по отношению к собственному жизненному пространству - организация своей жизни.
Результатом такой работы считается эффект развития, взросления ребенка (подростка), расширение зоны осознания себя, своих особенностей, готовность самостоятельно принять ответственное решение, способность видеть и находить выход в сложной ситуации.
Темы практических занятий и тренингового курса могут меняться в зависимости от желания и запросов старшеклассников. Причём, это можно рассматривать никак отдельные программы, а как комплексный подход в формировании жизненно необходимых навыков подростков, где практические занятия дополняются тренингами, и наоборот.
На наш взгляд, предложенная система работы дополнительного образования, удовлетворяет потребности участников образовательного процесса, т.к. данная система является востребованной и интерес к ней растёт из года в год. Об этом говорят результаты участия выпускников школы в общественной жизни учебных заведений, в которых они продолжают образование, а некоторые, благодаря дополнительным образовательным услугам, смогли сделать свой профессиональный выбор.
А значит девиз “Учимся! Творим! Побеждаем!” себя оправдывает.