Цели:
- образовательная – научить искать информацию средствами Интернет на репродуктивном уровне;
- развивающая – развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся путем введения новых терминов;
- воспитывающая – воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-ПК.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверить готовность к уроку. Отметить отсутствующих.
Тема урока – поиск информации во Всемирной паутине (поиск информации в Интернет). Сегодня на уроке вы познакомитесь, как искать информацию в Интернет. Эти знания вам пригодятся для дальнейшего обучения в школе и в вузе. Вы сможете самостоятельно искать необходимую вам информацию средствами Интернет.
На уроке вы научитесь:
- работать в среде браузера Internet Explorer;
- просматривать Web-страницы;
- понимать структуру адреса Web-страниц;
- искать информацию по заданным адресам;
- искать информацию по ключевым словам.
Для того, чтобы перейти к новой теме давайте повторим пройденный материал.
II. Повторение. Актуализация знаний
– Что такое глобальная сеть?
– Что такое доменная система имен?
– Какие услуги предоставляет глобальная сеть?
– Что такое web-сервер? (Подключенный к сети
компьютер, на котором хранятся Web-сайты и
Web-документы.)
– Что такое Web-сайт?
– Что может содержать Web-страница?
III. Объяснение нового материала
Страницы в книге читают, а Web-страницы – просматривают, используя специальные программы, которые называются браузерами.
В тетрадь:
Браузер – это программа, служащая для просмотра Web-страниц.
Браузер является программой-Web-клиентом, т.е. позволяет пользователю запрашивать, получать и изучать информацию, размещенную на Web-серверах. У браузеров одна основная функция – обеспечить отображение Web-страницы.
Наиболее известными браузерами, имеющими самые широкие возможности при отображении Web-страниц, являются Netscape Navigator и Internet Explorer.
Для поиска информации в Интернет можно воспользоваться несколькими способами. Давайте рассмотрим эти способы:
Рисунок 1
1. Обращение по адресу.
Чтобы загрузить нужную страницу или сайт
необходимо в адресной строке браузера набрать
адрес этой страницы или сайта.
Каждая Web-страница имеет адрес и расположена на
одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес
(как уже говорили числовой и доменный).
Пример: www.educom.spb.ru –
сервер Санкт-Петербургского Комитета
образования и науки.
Вся последовательность символов, используемых в
адресе, часто называется URL. (Это аббревиатура
слов Uniform Resource Location, обозначающая не только
местонахождение Web-документа, но и способ его
передачи по компьютерной сети).
В тетрадь:
URL – универсальный указатель ресурсов включает в себя протокол доступа к документу, доменное имя сервера, на котором находится документ, а также путь к файлу и собственное имя файла.
Protocol://domain_name/path/file_name
Протокол доступа к документу определяет способ передачи информации. Для доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (гипертекст – это способ представления информации при помощи связей между документами).
Пример: запишем URL титульной страницы Web-сайта “Информатика и информационные технологии”. Страница расположена на сервере schools.keldysh.ru, в каталоге info2000, в файле index.htm.
Работа у доски: http://schools.keldysh.ru/info2000/index.htm
2. Использование поисковых серверов.
Если вы не знаете адресов серверов, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые серверы. Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными.
Для создания баз ключевых слов существуют специальные программы, которые делают автоматический обход Web-серверов в сети и просматривают страницу за страницей. Программы-роботы делают индексирование ключевых слов, т.е. подсчитывают сколько встретилось каждое из них. URL каждого ключевого слова запоминается в БД.
Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. В ответ система выведет список адресов Web-страниц, на которых встретились эти ключевые слова.
Наиболее распространенными поисковыми системами в русскоязычной части Интернета являются серверы Rambler (www.rambler.ru), Yandex (www.yandex.ru), Апорт (www.aport.ru), а по всему Интернету – Yahoo (www.yahoo.com).
3. Навигация по гиперсвязям.
Необходимо выбирать Web-сервер, затем по гиперсвязям пользователь погружается вглубь “Всемирной паутины”.
Пример: гиперссылка Новости/Международные новости/Конфликты и т.д.
IV. Закрепление. Работа на ПК
1. Фронтальная работа.
- Давайте зайдем на официальный сайт Первого канала www.1tv.ru и узнаем погоду в нашем городе. (Обращение по адресу)
- Давайте воспользуемся поисковым сервером и
найдем информацию о самом популярном виде спорта
в России.
Запрос: популярный вид спорта в России. (Футбол)
2. Самостоятельная работа.
Выполнение практической работы.
V. Подведение итогов
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что такое браузер?
- Какие существуют способы поиска информации в Интернет?
Выставление оценок.
Практическая работа по теме: “Поиск информации во Всемирной паутине”.
1. Обращение по адресу
Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: http://www.nlr.ru (Российская национальная библиотека.)
Найдите на web-странице, расположенной по адресу: http://www.yandex.ru/all_services.html программу телепередач канала РТР на выходной день. (Оформить в текстовом редакторе Word).
Web-страница, расположенная по адресу: http://samuraev.narod.ru/arxiv/gaz001.htm рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска? (Ведомости, 1703 год.)
2. Использование поисковых серверов.
Найдите ответ на вопрос и запишите URL странице,
где вы нашли ответ.
Поиск осуществлялся с помощью поисковых
серверов:
- Yandex (www.yandex.ru);
- Rambler (www.rambler.ru)
1. Какой рост у Анастасии Волочковой? (171 см, http://www.lenpravda.ru/files_full.phtml?id=18;
http://www.galya.ru/cat_page.php?id=731)
2. Где еще, кроме Греции, есть гора Олимп? (На
Марсе. http://www.astronet.ru/db/msg/1166619;
http://astronet.sai.msu.ru/db/msg/1163288)
3. Какой срок, согласно Конституции Норвегии,
максимален для пребывания короля страны вне
пределов государства? (6 месяцев, статья 11. http://altfornorge.narod.ru/constit.htm;
http://www.norge.ru/constitusia/)
4. Когда снят и сколько серий было в сериале
"Богатые тоже плачут"? (1979 год, 248 серий, http://www.serials.ru/main/ru/tambien.html;
http://www.womenclub.ru/serials/1027.htm)
5. В каком веке придумали мороженое пломбир? (XIX
век)
3. Найти информацию, которая вас интересует.
Информационные источники:
- Угринович Н.Д. Информатики и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Юнимедиастайл, 2002. – 464 с.: ил.
- Якушина Е.В. Internet для школьников и начинающих пользователей. – М.: Аквариум, К.: ГИППВ, 2000. – 256 с., ил.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 – 168 с.: ил.