Дидактические материалы, повышающие познавательную активность учащихся на практических занятиях по химии

Разделы: Химия


Учителя химии при проведении практических работ сталкиваются с рядом проблем. Некоторые из них, такие как недостаток времени для подробного инструктажа учащихся и оформлении результатов работы, трудности в запоминании школьниками последовательности экспериментальных действий, в понимании сути эксперимента я решаю, используя комплекс дидактических наглядных материалов. К ним относятся опорные схемы – конспекты (ОСК) для практических работ и “слепые” ОСК для контроля знаний (разработаны на кафедре общей и аналитической химии МПГУ Кривенковой Л.В. под руководством канд. хим. наук Супоницкой И.И.), составленные по ним презентации, листы рабочих тетрадей для оформления отчёта о проделанном эксперименте.

Кроме того, для того, чтобы эксперимент не превратилась в формальную работу, я провожу его в три этапа:

1 этап. Подготовительный. Обсуждение хода работы, выяснение необходимых приборов и реактивов, частичное оформление отчёта в практической тетради или непосредственно в листе – инструктажа (разделы “Ход работы”, “Уравнения реакций”; в разделе “Рисунок и наблюдения” выполняют рисунок, в котором подписывают необходимые вещества), прогноз признаков реакций, наблюдений. (1-ый урок).

2 этап. Экспериментальная часть. Непосредственное выполнение опытов, дальнейшее оформление отчёта (в разделе “Рисунок и наблюдения” под рисунком записывают свои наблюдения, отвечают на вопросы в разделе “Выводы”). (2-ой урок)

3 этап. Контроль знаний по материалу практической работы. Самостоятельная работа на 5 – 7 мин по ОСК с пропущенной информацией (“Слепой ОСК”) (3 – ий урок).

В итоге после каждой практической работы выставляю две оценки: одну после проверки отчёта, вторую за проверочную работу. Такая система контроля помогает избежать формальной оценки знаний и умений учащихся.

К сожалению, технические рамки статьи не позволяют в ней продемонстрировать все перечисленные дидактические материалы. Увидеть их Вы сможете на сайте:http://schools.techno.ru/sch518/koridor/him/site/index.htm

Практическая работа “Получение и свойства кислорода”.

(8 класс)

На этапе подготовки к практической работе использую:

  1. ОСК “Получение и свойства кислорода” в виде раздаточного материала (по одному на парту). Это пособие можно посмотреть на вышеупомянутом сайте в разделе “ОСК”/ “ОСК для практических работ”.
  2. Презентацию по ОСК “Получение и свойства кислорода”. Используя параллельно раздаточный материал и проецируя на экран презентацию, разбираем с учениками лабораторное оборудование и вещества необходимые для данного эксперимента, способ получения кислорода, методы его собирания, химические свойства. Приложение1.
  3. Лист – инструкцию для оформления отчёта (раздаточный материал на каждую парту). Приложение 2. С его помощью ребята легко справляются с оформлением отчёта по эксперименту в практических тетрадях. В разделе “Рисунок” даны ссылки на соответствующие блоки ОСК “Получение и свойства кислорода”. С целью экономии времени в практические тетради раздел “Ход работы” можно не переносить.

После выполнения экспериментальной части работы, школьники до конца оформляют отчёт: записывают свои наблюдения, давая полный ответ на вопрос раздела “Выводы” формулируют “главную мысль” опыта.

Лист – инструкцию можно отформатировать для получения листа рабочей тетради (увеличить место для рисунка и вывода; в классах КРО вставить соответствующий рисунок из ОСК). Тогда оформлять отчёт можно непосредственно в персональном листе и на эту работу будет затрачено минимальное время (см. сайт, раздел “Практические работы”).

На следующем уроке, на этапе контроля знаний провожу проверочную работу по “слепому” ОСК. (Обратитесь к сайту: раздел “ОСК”/ “Слепые” ОСК для контроля знаний”). В нём опущены названия терминов, некоторые детали рисунков, формулы и т.д. (на их месте стоят “?” и “…”), которые я предлагаю учащимся восстановить. Меняя объём пропущенной информации (создавая разноуровневые задания), есть возможность осуществлять дифференцированный подход к контролю знаний учащихся. В данном случае предлагаю следующие задания:

Вариант I.

  1. Назовите реактивы и оборудование, находящиеся под чётными номерами (блок I).
  2. Опишите прибор для получения кислорода, перечислите методы собирания кислорода в лаборатории. Составьте уравнение реакции (блок II).

Вариант II.

  1. Назовите реактивы и оборудование, находящиеся под нечётными номерами (блок I).
  2. Опишите химические свойства кислорода. Составьте уравнение реакции (блок III).

Более подробную информацию об ОСК Вы можете получить из печатных изданий:

  1. Супоницкая И.И., Гоголевская Н.И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. Москва: изд. МПГУ, 2003.
  2. Супоницкая И.И., Гоголевская Н.И. О составлении опорных сигналов при обобщении знаний.//Химия в школе, 1987, №5, с. 37 - 41.
  3. Герасимова Н.Ф., Базаева М.В., Супоницкая И.И. Использование опорных конспектов на практических занятиях. //Химия в школе, 1995, №5, с.59-60.