Искусство играет одну из ведущих ролей в воспитании ребенка из-за своей удивительной способности вызывать в нем творческую активность. Неразрывное единство духовного и художественного воздействия на подрастающее поколение является главным условием формирования и развития личности.
Ценность творчества заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к школьным урокам “Искусство” и “Технология”. Уроки этих образовательных областей способствуют развитию креативности у учащихся. Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений через восприятие, сочинение, изображение и импровизацию. Учителя музыки, изобразительного искусства и технологии должны стать творческими лидерами, понимающими роль творчества в жизни современного человека.
Процесс обучения на любой его стадии связан с получением информации. ИК-технологии помогают нам облегчить поиск необходимой информации; чем меньше сил нам придется потратить на ее поиск и отбор, тем лучше мы сможем её усвоить. Интернет – это новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей “Искусство” и “Технология”.
Дети не будут ждать, когда мы познакомим их с информационным многообразием Интернета. И пока с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, именно этот ресурс необходимо использовать для активизации образовательной работы и формирования креативности в новых условиях. Используя увлекательные для молодого поколения ИК-технологии, можно обеспечивать эффективность развития у учащихся креативности.
Интернет:
- расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета),
- предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией,
- дает возможности для профессионального роста,
- открывает новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала,
- позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету (например, Интернет-программы по изучению русского декоративного прикладного искусства, электронные программы для обучения рисованию детей “ArtRage” и т.д.)
Общество становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут осваивать возможности компьютера и в исследовательской деятельности. Именно учитель должен направить и скорректировать деятельность учащихся, и научить пользоваться многогранными возможностями Интернета в образовательных целях.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Достоинства использования Интернет-технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия (“Я это видел!”), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока с использованием Интернет-ресурсов, – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной деятельности.
Прогресс идет стремительно, и то, что вчера казалось невозможным, сегодня становится реальностью. С июля 2006 года в целях внедрения образовательных ресурсов Интернета в образовательные области и было создано сообщество “Уроки творчества: искусство и технология в школе”. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com
Сообщество, не предполагая создания исчерпывающего Интернет-ресурса в предметных областях “Искусство” и “Технология” (да это вряд ли возможно), дает представление о тенденциях и общем положении в данной сфере. В то время, когда в Интернете ведется обмен опытом преподавателей различных учебных дисциплин, области “Искусство” и “Технология” не стали пока объектом активного рассмотрения в сети. Хочется верить, что для кого-нибудь это сообщество будет не просто источником интересной информации, а виртуальной площадкой обмена опытом.
Освоение учителем новых информационных компьютерных технологий в образовательных областях “Искусство” и “Технология” и применение их на уроке создает у детей положительную мотивацию к учению. Учитель учится у ребенка пользоваться компьютером и Интернетом, а учащийся учится у учителя отбирать нужную информацию. Возникает новый вид взаимоотношений между учеником и учителем - равноправное партнерство и сотрудничество в учебном процессе.