Цели:
- Развивать устойчивое и концентрированное внимание.
- Формировать навыки решения уравнений на основе знания связей между компонентами действий.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование: карта-схема моря чисел, индивидуальные карточки, опоры-перфокарты для решения задач на пропорциональное деление.
Сегодня на уроке мы с вами будем исследовать равнину уравнений. Но прежде чем выйти на эту равнину, мы должны переплыть море чисел (а в это время работа по индивидуальным карточкам).
- Внимательно посмотрите на этот ряд чисел и постарайтесь запомнить их
4 5 7 8 9 1 2 3
- Назовите соседей числа 8. (7 и 9)
- А какие числа стоят рядом с двойкой? (1 и 3)
- Назовите два последних числа. (2 и 3)
- А два первых числа? (4 и 5)
- Сколько всего чисел? (8)
- Кто может назвать весь ряд?
Проплывая по морю чисел, мы встретили числовые выражения: 11·8, 12·5, 25·4, 16·6, 19·4.
Найдите их значения и расположите в порядке убывания.
100 96 88 76 60
- Какой закономерности подчиняется этот ряд чисел?
100-4 96-8 88-12 76-16 60-20 [40-24 16]
- Назовите следующие два числа.
Итак, мы вышли на равнину уравнений.
- Можно ли утверждать, что значение х одинаково в каждой паре уравнений?
78·х=0
(74-20)·х=0
- Значение х одинаково в первом и во втором уравнении, т.к. при умножении любого числа на 0 получается 0.
- А теперь сравним значения х во второй паре уравнений.
71-х=14
(93-22)-х=14
- Т.к. уменьшаемое и разность одинаковы в каждом уравнении, то и вычитаемое х тоже должно быть одинаково.
Прежде чем мы дальше отправимся в путь, нужно повторить некоторые инструкции и заполнить путевой журнал.
Работа по учебнику на странице 20 задание №3, №4.
Заполнить таблицу, предварительно повторив правила нахождения компонентов при делении.
Делимое | 78 | 90 | 96 | ||
Делитель | 3 | 5 | 11 | ||
Частное | 26 | 18 | 8 | 4 |
Встречаются на равнине уравнений и различные животные. И сейчас о некоторых из них мы узнаем подробнее.
Если длину прыжка пантеры уменьшить на 58 дм , то получится длина прыжка тигра 42 дм. Найти длину прыжка пантеры.
- х дм – длина прыжка пантеры. Составим уравнение: х-58=42
- Запишем уравнение на доске с устным решением.
х =58+42
х =100
Ответ: длина прыжка пантеры равна 10м
Длина удава 90 дм. Если её уменьшить в несколько раз, то получим длину тела тигра 15 дм.
Во сколько раз нужно уменьшить длину удава?
- Пусть в х раз нужно уменьшить длину удава. Составим уравнение и решим его с комментированием у доски:
Ответ: длину удава нужно уменьшить в 6 раз.
Чтобы не заблудиться на равнине уравнений, необходимо выполнить по учебнику задание №2 на стр. 20 (по вариантам самостоятельно).
Продолжаем дальше исследование равнины уравнений.
Вот перед нами предстали Великие Многоугольные Озёра.
- На какие две группы можно разделить эти геометрические фигуры?
- Правильные и неправильные многоугольники.
Площадь прямоугольного озера равна 84 м2. Ширина его равна 7 м. Найти длину озера.
- х м - длина прямоугольного озера. Составим уравнение, а решим его самостоятельно.
Ответ: длина прямоугольного озера равна 12м.
- А чему равна площадь квадратного озера, если его сторона равна ширине прямоугольного озера.
- S=7·7 Площадь квадратного озера равна 49
В дальних путешествиях очень важно рационально использовать съестные припасы. И сейчас мы попробуем рассчитать, хватит ли запасов еды до конца путешествия. Решение задачи №5 на стр. 20 из учебника.
- Запись краткого условия задачи в таблице.
На 1 человека | Кол-во человек | Всего банок |
2б. и 3б. | 19ч. | ?б. |
- Решение задачи разными способами.
1 способ
2·19+3·19=95 (б.)
2 способ
(2+3)·19=95 (б.)
Ответ: всего взяли 95 банок.
И в конце нашего путешествия нам удалось увидеть уравнение-мираж.
1 4
У-Р=А:В=Н·Е=Н+И=Е
Каждая буква обозначает однозначное число. Причём, одинаковые буквы обозначают одинаковые числа. Какие цифры обозначают остальные буквы.
- Из равенства Н+И=Н·Е=4 можно найти, что И=3. Используя равенство А:В= Н·Е=4 получим А=8 В=2. Т.к. Е=Н+И, отсюда следует, что Е=4. И последнее промежуточное равенство У-Р=Е показывает, что У=9 Р=5.
- И вот каким предстало загадочное уравнение-мираж.
9 5 | 8 2 | 1 4 | 1 3 | 4 | ||||
У-Р | = | А:В | = | Н·Е | = | Н+И | = | Е |
Итог урока:
- Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
- Что вы узнали нового?
- Какое задание было самым трудным для вас?