Урок-праздник по трудовому обучению на тему: "Работа с разными материалами. Техника аранжировки «зимней» композиции". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, о народном творчестве,
  • формировать представления о многообразии художественного творчества в разных странах у разных народов;
  • закреплять знания об аранжировке растений;
  • развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к народным традициям, трудолюбие, аккуратность, индивидуальность в работе.

Оборудование: плакаты с пословицами, эпиграфами, темой урока, правилами по технике безопасности, выставка детских работ по аранжировке букета, аудиозапись, русские костюмы, материал для практической работы, хлеб-соль на рушнике.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Урок труда – урок искусства,
Урок добра и доброты. А… (дети хором читают с доски):
Добро творить – себя веселить.

(Выходят мальчик и девочка в русских костюмах).

Мальчик: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Девочка: Давно мы вас ждём-поджидаем, урок без вас не начинаем!

Мальчик: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Девочка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Мальчик:

Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Девочка:

С караваем соль подносим.
Поклоняясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук!

(Вручает гостям хлеб-соль).

(Выходит мальчик).

Дорогие наши гости!
Мы верим на празднике нашем
Вам некогда будет скучать.
Гостям всем сегодня мы скажем:
“Разрешите нам праздник начать”!

2. Постановка темы и целей урока.

Да, ребята, у нас сегодня необычный урок, урок-праздник. Сегодня мы расскажем гостям, что знаем об аранжировке букета и покажем, какие букеты научились составлять. Цель нашего урока-праздника – порадовать гостей букетами, а тема - … (дети читают хором с доски): “Техника аранжировки “зимнего” букета”.

3. Тема урока.

- В старые времена у русских людей был такой обычай: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают… Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась.

Девочка:

Русь – матушка!
Родная сторонушка…
Вовек не забыть нам
Твоих песен русских,
Плясок весёлых,
Частушек забавных,
Поделок разных:
Из дерева, из глины,
Из ткани, из природного материала.

(Выходят дети с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, читают стихи).

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.

Золотая Хохлома,
Ею не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.

В Гжели делают посуду –
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.

Я купил себе свистульку –
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть!

Любовались гости чудом,
Громко восхищались –
Городецкой красотой
Сражённые остались!

Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай.
Мастеров Руси великой,
Во весь голос прославляй!

4. Физкультминутка.

Девочка:

В классе нашем – в доме нашем
Праздник – ноги сами пляшут.
И зовём мы всех вокруг
В наш большой весёлый круг.
Коль позволите сейчас –
Спляшем “Русскую” для вас!

(Танец “На горе-то калина”).

5. Продолжение темы урока.

- Живёт ещё на Руси одно искусство, которое появилось в эпоху Возрождения, когда появилась мода на особые ароматы. Это искусство составления букета. Сначала небольшие лёгкие букеты из гвоздик, фиалок, других пахнущих растений прочно и надёжно поселяются на корсажных платьях дам и костюмах кавалеров. И только через 200 – 300 лет начинают люди украшать свои дома большими букетами.

- Ребята, а что такое “букет” в переводе с французского языка?

- А как называется процесс составления букета или композиции?

- А какие бывают композиции по объёму?

- В чём их отличие?

- Назовите примеры плоскостных композиций, которые мы составляли.

- Чем отличается коллаж от картины?

- Какие по форме бывают объёмные композиции?

- А сейчас мы с вами поиграем в игру “Узнай букет”. (Учитель показывает объемные букеты разной формы – дети называют их).

- Ребята, мы с вами уже много составляли композиций и букетов: осенних, рождественских, новогодних. Посмотрите, гости дорогие, как ребята украсили класс. Он похож на сказку. Много они трудились, чтобы создать эту сказку. Не зря говорят: “Где труд – там и счастье, где счастье – там и праздник”!

- Вот об этом сейчас наш рассказ.

Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

(Девочки поют частушки).

Мы весёлые девчата,
Все в Бекасово живём.
И сейчас для вас частушки
Интересные споём.

Очень любим мы трудиться
И букеты составлять.
В первом классе уж мечтали
Все флористами мы стать.

Составляем морибана,
И гирлянды, и венки,
И косицы, и корзинки –
Полюбуйтесь каковы!

Вот коллажи, икебана,
Вот картины и панно.
И учительница наша
Всюду с нами заодно.

С ней украсили весь класс,
Посмотрите сами.
Украшаем коридор,
Чтоб уютным стал и он.

Нас учительница наша,
Всему учит “от души”.
Потому наши поделки,
Так прекрасны, хороши!

За её упорный труд
Ей “спасибо” говорим.
И сегодня, в этот праздник,
Ещё раз благодарим.

- Ребята, а как называется наиболее древнее искусство аранжировки растений?

- Где оно зародилось?

- В чём отличие икебаны от других букетов?

6. Подготовка к практической работе.

- Молодцы! Делу время – потехе час. Быстро сказка сказывается, да долго дело делается. Наши ребята любят не только веселиться, но и трудится. Хотя мы только осваиваем технику аранжировки букета, умение работать с сухими растениями, но эти прекрасные работы дали второю жизнь растениям. В эти зимние холодные дни, букеты несут нам красоту и тепло лета.

- Вот и наступило время для творческой практической работы. Открывается мастерская по изготовлению букетов.

Составляй любой букет,
Чтобы радовал весь свет!

- Каждый из вас должен составить свой “зимний” букет. Для того чтобы букеты были красивыми, мы должны вспомнить инструкционную карту, этапы составления букета.

(Дети читают с доски).

- А ещё мы должны вспомнить правила техники безопасности при работе с ножницами, проволокой, пластилином. У вас на парте памятки. Прочитайте их.

7. Практическая работа.

- А теперь приступаем к составлению букета.

(Индивидуальная помощь).

8. Выставка и оценка детских работ.

- Посмотрите, какие красивые букеты у нас получились!

Ребята, давайте подарим их на память нашим гостям. Пусть эти букеты радуют их в холодную зимнюю пору.

9. Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок-праздник. Молодцы, ребята! Большое вам спасибо за вашу работу на уроке. Но какой же праздник без сюрприза? (Вручение детям “Киндер сюрпризов”).

Девочка: До свидания, гости дорогие! Милости просим побывать у нас ещё раз!