Программа курса "Эвристика" по развитию творческого мышления младших школьников

Разделы: Начальная школа


Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

Творческое мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Психологические составляющие творческой деятельности - это гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. Эти показатели являются свойствами взрослого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития творчества, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

  • индивидуализация образования;
  • исследовательское обучение;
  • проблематизация.

Так как в ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, мной было разработана программа по формированию творческого мышления младших школьников, которая реализуется на уроках эвристики.

Цель данной программы: развитие творческого мышления младших школьников.

Тематика занятий 1-2 классов в основном направлена на развитие психических механизмов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности) и логического мышления. Но так как дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено. Поэтому в 1-2 классах проводится работа по завершению формирования наглядно-действенного мышления.

Содержание занятий 3-го класса направленно на продолжение развития логического мышления и на его основе причинного мышления.

Тематика занятий 4-го класса ставит своей задачей обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческого мышления младших школьников:

  1. Определённый фонд знаний и умений, их качество (верные или неверные, твёрдые или нетвёрдые) и степень их обобщённости.
  2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой творческого мышления.
  3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.), которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности, и владение обобщенными приёмами познавательной деятельности.
  4. Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА “ЭВРИСТИКА”

1 класс

№ урока Тема урока Кол-во часов
1.

I четверть (9 часов)

Знакомство с курсом “Эвристика”.

1
2. Волшебный круг. 1
3. Волшебный квадрат. 1
4. Волшебные фигуры. 1
5. Игры со словами. 1
6. Игры с числами. 1
7-9. Работа с танграмом. 3
10-11.

II четверть (7 часов)

Учимся анализировать. Задачи “Сходство”.

2
12-13. Учимся анализировать. Задачи “Отличие”. 2
14-15. Учимся анализировать. Задачи “Пересечение”. 2
16. Закрепление пройденного материала. 1
17.

III четверть (10 часов)

Выделение признаков.

1
18. Различие. 1
19. Сходство. 1
20. Существенные признаки. 1
21. Характерные признаки. 1
22. Упорядочивание признаков. 1
23. Правила сравнения. 1
24. Значение сравнения. 1
25. Учимся решать задачи на сравнение. 1
26. Учимся измерять. 1
27.

IV четверть (6 часов)

Учимся находить действия, противоположные по значению.

1
28. Развиваем восприятие. 1
29. Развиваем внимание. 1
30. Развиваем память. 1
31. Развиваем воображение. 1
32. Подведение итогов обучения. 1

2 класс

№ урока Тема урока Кол-во часов
1-2.

I четверть (9 часов)

Повторение материала, пройденного в 1-м классе.

2
3. Задачи на развитие смекалки и сообразительности. 1
4. Игры на развитие наблюдательности. 1
5. Магические квадраты. 1
6. Задачи-тесты. 1
7. Головоломные перемещения с палочками. 1
8-9. Работа с танграмом. 2
10.

II четверть (7 часов)

Понятие о классах.

1
11. Правила классификации. 1
12. Вопросы. 1
13. Алгоритм. 1
14. Закономерности в числах и фигурах. 1
15. Закономерности в буквах и словах. 1
16. Логические задачи. 1
17.

III четверть (10 часов)

Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.

1
18. Учимся сочетать признаки разных предметов. 1
19. Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов. 1
20. Узнаём объект по описанию возможных действий с ним. 1
21. Учимся искать альтернативные способы действия. 1
22. Учимся составлять сюжетный рассказ. 1
23-24. Развитие способности комбинировать. Задачи “Одна клетка”. 2
25-26. Развитие способности комбинировать. Задачи “Две клетки”. 2
27-28.

IV четверть (7 часов)

Развитие способности комбинировать. Задачи “Все клетки”.

2
29-31. Комбинаторные задачи. 3
32. Закрепление способности комбинировать. 1
33. Подведение итогов обучения. 1

3 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов
1.

I четверть (9 часов)

Учимся планировать преобразование предметов и слов, устанавливать ситуативные связи между предметами.

1
2. Причина и следствие. 1
3. Причинно-следственные цепочки. 1
4. Противоположные отношения между понятиями. 1
5. Отношения “род – вид” между понятиями. 1
6. Упорядочивание по родовым отношениям. 1
7. Виды отношений между понятиями. 1
8. Определения. 1
9. Ошибки в построении определений. 1
10.

II четверть (7 часов)

Умозаключения.

1
11. Язык и логика. 1
12. Учимся обозначать словами существенные признаки предмета, формулировать законы. 1
13. Учимся объяснять образное сравнение, подбирать слова, противоположные по значению, подбирать слова – синонимы. 1
14. Учимся составлять слова с заданной буквой. Игра “Из слова в слово”. 1
15. Учимся классифицировать и соединять слова в предложение, понимать социальные взаимосвязи. 1
16. Учимся придумывать сказки и стишки, описывать характер героев. 1
17.

III четверть (10 часов)

Учимся управлять процессом творчества.

1
18. Учимся задавать исследовательские вопросы, составлять текст по вопросам. 1
19. Учимся оценивать событие с разных сторон. 1
20. Учимся комбинировать элементы знаковых систем (русский язык и математика). 1
21. Придумывание по аналогии. 1
22. Использование аналогии в обучении. 1
23. Продолженная аналогия. 1
24. Развитие способности рассуждать. Задачи “Совмещение”. 1
25. Развитие способности рассуждать. Задачи “Отрицание”. 1
26. Развитие способности рассуждать. Задачи “Сопоставление”. 1
27.

IV четверть (7 часов)

Рассуждения.

1
28. Ошибки в рассуждениях. 1
29. Развитие способности планировать. Задачи “Петух”. 1
30. Развитие способности планировать. Задачи “Волк”. 1
31. Развитие способности планировать. Задачи “Лиса”. 1
32. Юмор и логика. 1
33. Подведение итогов обучения. 1

4 класс

№ урока Тема урока Кол-во часов
1.

I четверть (9 часов)

Понятие о фантазировании.

1
2. Понятие о психологической инерции. 1
3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. 1
4. Ассоциативные загадки. 1
5. Метафоры. 1
6. Значение ассоциативности. 1
7. Развитие ассоциативности: обобщение. 1
8. Приём “Объединение”. 1
9. Приём “Морфологический анализ”. 1
10.

II четверть (7 часов)

Игры со словами.

1
11. Конструктор игр. 1
12. Придумывание сказок. 1
13. Приём “Морфологический анализ”. Обобщение. 1
14. Признаки объектов. 1
15. Действия объектов. 1
16. Метод фокальных объектов. 1
17.

III четверть (10 часов)

Приём фантазирования Дж. Родари. “Круги по воде”.

1
18. Приём фантазирования Дж. Родари. “Бином фантазии”. “Произвольная приставка”. 1
19. Приём “Что потом?” 1
20. Приём “Творческая ошибка”. 1
21. Обобщение приёмов фантазирования Дж. Родари. 1
22. Приём “Оживление”. 1
23. Приём “Увеличение – уменьшение”. 1
24. Приём “Ускорение – замедление”. 1
25-26. Метод Робинзона. 2
27.

IV четверть (7 часов)

Приём “Связки антонимов”.

1
28. Обобщение приёмов фантазирования. 1
29. Сказки про животных. 1
30. Фантазирование и прогнозирование. 1
31-32. Анализ проблемной ситуации. 2
33. Итоги обучения. 1

Используемая литература:

  1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.
  3. Гин С.И. Мир фантазии. – М: Вита-Пресс, 2001.
  4. Гин С.И. Мир логики. – М: Вита-Пресс, 2001.
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М: Новая школа, 1996.
  6. Нурмухаметова А.Б., Нурмухаметова И.Ф. Играя, развиваем. Развивая, обучаем. – Набережные Челны. Институт непрерывного педагогического образования, 1997.
  7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М: Издательский центр “Академия”, 2001.
  8. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // “Начальная школа плюс До и После”, 2004, №7, с.31.
  9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  10. Система “ТРИЗ-ШАНС” ПЕДАГОКИКА+ТРИЗ: Сборник. Выпуск 1. – Гомель: ИПП “Сож”, 1996.
  11. Система “ТРИЗ-ШАНС” ПЕДАГОКИКА+ТРИЗ: Сборник. Выпуск 2. – Гомель: ИПП “Сож”, 1997.
  12. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М: Рольф,2000.
  13. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.