Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе.
Творческое мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.
Психологические составляющие творческой деятельности - это гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. Эти показатели являются свойствами взрослого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития творчества, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:
- индивидуализация образования;
- исследовательское обучение;
- проблематизация.
Так как в ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, мной было разработана программа по формированию творческого мышления младших школьников, которая реализуется на уроках эвристики.
Цель данной программы: развитие творческого мышления младших школьников.
Тематика занятий 1-2 классов в основном направлена на развитие психических механизмов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности) и логического мышления. Но так как дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено. Поэтому в 1-2 классах проводится работа по завершению формирования наглядно-действенного мышления.
Содержание занятий 3-го класса направленно на продолжение развития логического мышления и на его основе причинного мышления.
Тематика занятий 4-го класса ставит своей задачей обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческого мышления младших школьников:
- Определённый фонд знаний и умений, их качество (верные или неверные, твёрдые или нетвёрдые) и степень их обобщённости.
- Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой творческого мышления.
- Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.), которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности, и владение обобщенными приёмами познавательной деятельности.
- Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.
ПРОГРАММА КУРСА “ЭВРИСТИКА”
1 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | I четверть (9 часов) Знакомство с курсом “Эвристика”. |
1 |
2. | Волшебный круг. | 1 |
3. | Волшебный квадрат. | 1 |
4. | Волшебные фигуры. | 1 |
5. | Игры со словами. | 1 |
6. | Игры с числами. | 1 |
7-9. | Работа с танграмом. | 3 |
10-11. | II четверть (7 часов) Учимся анализировать. Задачи “Сходство”. |
2 |
12-13. | Учимся анализировать. Задачи “Отличие”. | 2 |
14-15. | Учимся анализировать. Задачи “Пересечение”. | 2 |
16. | Закрепление пройденного материала. | 1 |
17. | III четверть (10 часов) Выделение признаков. |
1 |
18. | Различие. | 1 |
19. | Сходство. | 1 |
20. | Существенные признаки. | 1 |
21. | Характерные признаки. | 1 |
22. | Упорядочивание признаков. | 1 |
23. | Правила сравнения. | 1 |
24. | Значение сравнения. | 1 |
25. | Учимся решать задачи на сравнение. | 1 |
26. | Учимся измерять. | 1 |
27. | IV четверть (6 часов) Учимся находить действия, противоположные по значению. |
1 |
28. | Развиваем восприятие. | 1 |
29. | Развиваем внимание. | 1 |
30. | Развиваем память. | 1 |
31. | Развиваем воображение. | 1 |
32. | Подведение итогов обучения. | 1 |
2 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1-2. | I четверть (9 часов) Повторение материала, пройденного в 1-м классе. |
2 |
3. | Задачи на развитие смекалки и сообразительности. | 1 |
4. | Игры на развитие наблюдательности. | 1 |
5. | Магические квадраты. | 1 |
6. | Задачи-тесты. | 1 |
7. | Головоломные перемещения с палочками. | 1 |
8-9. | Работа с танграмом. | 2 |
10. | II четверть (7 часов) Понятие о классах. |
1 |
11. | Правила классификации. | 1 |
12. | Вопросы. | 1 |
13. | Алгоритм. | 1 |
14. | Закономерности в числах и фигурах. | 1 |
15. | Закономерности в буквах и словах. | 1 |
16. | Логические задачи. | 1 |
17. | III четверть (10 часов) Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков. |
1 |
18. | Учимся сочетать признаки разных предметов. | 1 |
19. | Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов. | 1 |
20. | Узнаём объект по описанию возможных действий с ним. | 1 |
21. | Учимся искать альтернативные способы действия. | 1 |
22. | Учимся составлять сюжетный рассказ. | 1 |
23-24. | Развитие способности комбинировать. Задачи “Одна клетка”. | 2 |
25-26. | Развитие способности комбинировать. Задачи “Две клетки”. | 2 |
27-28. | IV четверть (7 часов) Развитие способности комбинировать. Задачи “Все клетки”. |
2 |
29-31. | Комбинаторные задачи. | 3 |
32. | Закрепление способности комбинировать. | 1 |
33. | Подведение итогов обучения. | 1 |
3 класс
№ урока | Тема урока |
Кол-во часов |
1. | I четверть (9 часов) Учимся планировать преобразование предметов и слов, устанавливать ситуативные связи между предметами. |
1 |
2. | Причина и следствие. | 1 |
3. | Причинно-следственные цепочки. | 1 |
4. | Противоположные отношения между понятиями. | 1 |
5. | Отношения “род – вид” между понятиями. | 1 |
6. | Упорядочивание по родовым отношениям. | 1 |
7. | Виды отношений между понятиями. | 1 |
8. | Определения. | 1 |
9. | Ошибки в построении определений. | 1 |
10. | II четверть (7 часов) Умозаключения. |
1 |
11. | Язык и логика. | 1 |
12. | Учимся обозначать словами существенные признаки предмета, формулировать законы. | 1 |
13. | Учимся объяснять образное сравнение, подбирать слова, противоположные по значению, подбирать слова – синонимы. | 1 |
14. | Учимся составлять слова с заданной буквой. Игра “Из слова в слово”. | 1 |
15. | Учимся классифицировать и соединять слова в предложение, понимать социальные взаимосвязи. | 1 |
16. | Учимся придумывать сказки и стишки, описывать характер героев. | 1 |
17. | III четверть (10 часов) Учимся управлять процессом творчества. |
1 |
18. | Учимся задавать исследовательские вопросы, составлять текст по вопросам. | 1 |
19. | Учимся оценивать событие с разных сторон. | 1 |
20. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем (русский язык и математика). | 1 |
21. | Придумывание по аналогии. | 1 |
22. | Использование аналогии в обучении. | 1 |
23. | Продолженная аналогия. | 1 |
24. | Развитие способности рассуждать. Задачи “Совмещение”. | 1 |
25. | Развитие способности рассуждать. Задачи “Отрицание”. | 1 |
26. | Развитие способности рассуждать. Задачи “Сопоставление”. | 1 |
27. | IV четверть (7 часов) Рассуждения. |
1 |
28. | Ошибки в рассуждениях. | 1 |
29. | Развитие способности планировать. Задачи “Петух”. | 1 |
30. | Развитие способности планировать. Задачи “Волк”. | 1 |
31. | Развитие способности планировать. Задачи “Лиса”. | 1 |
32. | Юмор и логика. | 1 |
33. | Подведение итогов обучения. | 1 |
4 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | I четверть (9 часов) Понятие о фантазировании. |
1 |
2. | Понятие о психологической инерции. | 1 |
3. | Развитие ассоциативности. Критерии новизны. | 1 |
4. | Ассоциативные загадки. | 1 |
5. | Метафоры. | 1 |
6. | Значение ассоциативности. | 1 |
7. | Развитие ассоциативности: обобщение. | 1 |
8. | Приём “Объединение”. | 1 |
9. | Приём “Морфологический анализ”. | 1 |
10. | II четверть (7 часов) Игры со словами. |
1 |
11. | Конструктор игр. | 1 |
12. | Придумывание сказок. | 1 |
13. | Приём “Морфологический анализ”. Обобщение. | 1 |
14. | Признаки объектов. | 1 |
15. | Действия объектов. | 1 |
16. | Метод фокальных объектов. | 1 |
17. | III четверть (10 часов) Приём фантазирования Дж. Родари. “Круги по воде”. |
1 |
18. | Приём фантазирования Дж. Родари. “Бином фантазии”. “Произвольная приставка”. | 1 |
19. | Приём “Что потом?” | 1 |
20. | Приём “Творческая ошибка”. | 1 |
21. | Обобщение приёмов фантазирования Дж. Родари. | 1 |
22. | Приём “Оживление”. | 1 |
23. | Приём “Увеличение – уменьшение”. | 1 |
24. | Приём “Ускорение – замедление”. | 1 |
25-26. | Метод Робинзона. | 2 |
27. | IV четверть (7 часов) Приём “Связки антонимов”. |
1 |
28. | Обобщение приёмов фантазирования. | 1 |
29. | Сказки про животных. | 1 |
30. | Фантазирование и прогнозирование. | 1 |
31-32. | Анализ проблемной ситуации. | 2 |
33. | Итоги обучения. | 1 |
Используемая литература:
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.
- Гин С.И. Мир фантазии. – М: Вита-Пресс, 2001.
- Гин С.И. Мир логики. – М: Вита-Пресс, 2001.
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М: Новая школа, 1996.
- Нурмухаметова А.Б., Нурмухаметова И.Ф. Играя, развиваем. Развивая, обучаем. – Набережные Челны. Институт непрерывного педагогического образования, 1997.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М: Издательский центр “Академия”, 2001.
- Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // “Начальная школа плюс До и После”, 2004, №7, с.31.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
- Система “ТРИЗ-ШАНС” ПЕДАГОКИКА+ТРИЗ: Сборник. Выпуск 1. – Гомель: ИПП “Сож”, 1996.
- Система “ТРИЗ-ШАНС” ПЕДАГОКИКА+ТРИЗ: Сборник. Выпуск 2. – Гомель: ИПП “Сож”, 1997.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М: Рольф,2000.
- Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.