УМК "Начальная школа XXI в." – пути развития младшего школьника

Разделы: Начальная школа


“Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему обнаружить внутри себя”.

Г. Галилей.

Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться.

В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты этой ведущей деятельности:

  • Учебно-познавательные мотивы
  • Учебные действия
  • Контроль и самоконтроль
  • Оценка и самооценка.

Всегда ли мы этого достигаем при обучении наших учеников? К сожалению, нет. Именно в этом корни тех трудностей, с которыми так часто сталкиваются дети, переходя из начальной школы в основную.

Авторы УМК “Начальная школа ХХI века” (руководитель проекта член корреспондент РАО, профессор Н.Ф. Виноградова) уделяют особое внимание формированию учебной деятельности у учащихся.

В 2003 г. я познакомилась с УМК “Начальная школа ХХI века”, который привлек новизной идей авторского коллектива.

И вот мои ученики уже в четвертом классе. Можно подвести некоторые итоги, хотя есть еще целый год для того, чтобы кое-что исправить, доработать.

Три года я учила своих воспитанников учиться, овладевать ведущей для младшего школьника деятельностью – учебной. У большинства учеников сформировались познавательные и учебные интересы. Детям нравится учиться, они задают массу вопросов, спорят не только друг с другом, но и со мной; стараются понять и решить любую поставленную проблему. Ребята не боятся новой, нестандартной учебной ситуации, а с интересом ищут ее решение.

Для формирования учебно-познавательных мотивов содержание обучения по УМК “Начальная школа ХХI века” по всем предметам интересно и доступно каждому ученику. Это, конечно, не означает, что ребенок не должен думать, напрягаться при решении учебной задачи. Проблемные ситуации поджидают его постоянно. Ежедневно осуществляю на уроках индивидуальный подход ученика, считаясь с их интересами, особенностями, склонностями, темпам работы, для этого специально подобраны задания во всех учебниках и тетрадях УМК “Начальная школа ХХI века”. Все это сохраняет устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.

На формирование учебно-познавательных мотивов направлен материал различных рубрик учебников. Например, рубрика “Путешествие в прошлое” (учебники “Русский язык”, автор С.В. Иванов, “Математика”, автор В.Н. Рудницкая); рубрики “Жил на свете человек”, “Картинная галерея”, “Этот удивительный мир”, (учебник “Окружающий мир”, автор Н.Ф. Виноградова). Содержание данных рубрик вызывает эмоционально-положительное отношение учеников к предметам. Удивление, сопереживание, радость открытия и пробуждает желание поработать с текстом, иллюстрациями, заданиями – дочитать до конца, разобраться в задаче, запомнить.

Второй важный компонент учебной деятельности – учебные действия. Все средства, входящие УМК “Начальная школа ХХI века”, включая, рабочие и коррекционные-развивающие тетради, специально направлены на овладение детьми отдельными операциями, из которых состоит каждое учебное действие.

В третьем - четвертом классе я познакомила своих учеников с новыми формами учебной деятельности: они готовят сообщения, небольшие доклады, выступают в роли экскурсовода на классной выставке, консультанта-помощника учителя, самостоятельно проводят небольшие опыты.

От класса к классу большое внимание уделяю осознанию учениками учебной задачи – ее цели, учебных операций, входящих в ее состав, алгоритму их выполнения.

В четвертом классе добиваюсь, чтобы учащиеся усвоили алгоритм учебных действий, необходимых для решения учебной задачи. Постоянно ставлю перед классом вопросы: “Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?”, “Что вы будете делать сначала, а что потом?”, “Как можно проверить, правильна ли последовательность ваших действий?”. Эти вопросы очень важны в формировании учебной деятельности школьника. Большинство моих четвероклассников сами справляются с этими заданиями. А тем ребятам, у которых возникают трудности, приходят на помощь коррекционно-развивающие тетради, в которых предусмотрены специальные подсказки-напоминания, помогающие ученику самостоятельно выполнить задание. Ведь слабому ученику особенно нужна наша эмоциональная поддержка, вера в него.

Важной частью процесса обучения учащихся является контролирующая и оценочная деятельность. В своей работе часто обращаюсь к опыту учеников. Так, например, я не исправляю допущенную ошибку, а только фиксирую место, где она есть. Ученику надо найти ошибку самому и исправить ее. Этот прием способствует развитию у ребят самоконтроля, контроля, оценки и самооценки.

В учебниках и тетрадях есть специальная рубрика “Проверь себя”, задания которой позволяют детям самостоятельно проверить свои учебные достижения. В рабочих тетрадях “Учимся познавать мир” и “Дружим с математикой” даны конкретные оценочные критерии, которыми с удовольствием пользуются дети. Кроме того, мы часто оцениваем работу тремя параметрами: я – друг – учитель.

В результате диагностики обучения по УМК “Начальная школа ХХI века” совместно с психологом школы отметили значительные изменения в развитии детей. Прежде всего, это касается познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Для развития логического мышления успешно использую предусмотренную авторами рубрику “Выскажи предположение” - она ставит детей перед необходимостью выдвинуть гипотезу, поспорить, сравнить свое мнение с мнением других и с текстом учебника.

Дети с удовольствием откликаются на призыв рубрики “Давай подумаем”, ведь она учит их отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделять существенные признаки явления или объекта действительности (в языке, математике, в природе).

Творчество – это самостоятельная, индивидуальная деятельность, и чтобы ребенок раскрыл свою индивидуальность, необходимо предоставить ему свободу, а УМК “Начальная школа ХХI века” имеет достаточно фактов и понятий, заданий творческого и исследований творческого характера. Творческая деятельность только тогда считается успешной, когда ее результаты у всех детей разные.

В первом классе по “Литературному слушанию” дети учатся моделировать обложки книги. Создают книжки-самоделки, при этом сами выступают и в роли авторов, и в роли художников-оформителей. (См. рис. 1)

В дальнейшем ребята пишут мини-сочинения по следующим темам: “Моя семья”, “Наши питомцы”, сочинения-описания главных героев прочитанных книг. В качестве примера приведу отрывок из сочинения “Пудик” ученика 3-го класса Габиева Георгия о воробьишке по имени Пудик: “Маленький Пудик подрос. Он научился летать. После сильного дождя на улице появилось много луж. Пудик стал купаться. Ребята смотрели, как он купается. Пудик щебетал, мочил перышки, встряхивал их. Рядом с ним купался маленький воробышек и большая болтливая сорока, которая хотела клюнуть маленького воробья. Но Пудик, нахохлившись, оттопырив крылышки, прогнал сороку. Вот какой Пудик, храбрый защитник!”

Следующим этапом в развитии читательской деятельности ребят является отзыв о прочитанной книге. Примером таких отзывов может служить отзыв ученицы 3-го класса Кытмановой Анастасии о рассказе К.Г. Паустовского “Заячьи лапы”. “Действие происходит в августе месяце на Урженском озере. Героями произведения являются дед Ларион Малявин, внук Ваня, врач Карл Петровичи заяц. В рассказе говорится о том, как дед Ларион, охотясь на зайца, промахнулся. Оказавшись в лесном пожаре, он спасся благодаря зайцу, в которого стрелял. И в знак благодарности за свое спасение, дед Ларион вылечил обожженного зайчонка. Мне очень понравился этот рассказ тем, что люди могут быть благодарными по отношению к животным”.

А в четвертом классе дети пишут письмо авторам учебников. Вот отрывок из такого письма: “Вам пишет ученица 4-го класса. Я рада в этом году изучать русский язык по вашему учебнику. Я учусь хорошо. Мне нравится ваша программа. Она развивает память, заставляет думать, рассуждать. Мой саамы любимый блок в вашем учебнике “Как устроен наш язык”. Мне нравятся упражнения из разделов “Фонетика”, “Словообразование”, “Состав слова”. Они привлекают меня своим разнообразием, сложностью и необычностью. Я хотела бы, чтобы таких заданий было больше. Желаю вам творческих успехов в работе. Стрига Юлия”.

Впервые в интегрированном курсе “Окружающий мир” (автор Н.Ф. Виноградова) выстроена система знаний по двум значимым: “Человек – живое существо” (организм), “Человек и общество, в котором он живет”. Этот программный материал позволяет осознанно принять и следующие знания – здоровье человека есть его самая большая ценность, нужно хотеть и уметь его оберегать. Впервые начинается разговор о вредных привычках: пристрастию к курению, вину, наркотикам. Главная задача учителя – своевременно сформировать отрицательное отношение к этим пристрастиям. Эмоциональная отзывчивость детей младшего школьного возраста является залогом успешности решения этой задачи.

Предлагаю вашему вниманию примеры уроков, проводимых мною, по темам: “Здоровье человека” и “Вредные привычки”

Пример 1. Тема урока: “Здоровье человека”

Цель урока:

  • дать понятие “здоровья”,
  • познакомить с правилами здорового образа жизни и определением состояния здоровья,
  • научить давать оценку состояния своего здоровья.

Девиз урока: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия” (Определение ВОЗ)

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и цели урока детьми, исходя из девиза урока.

III. Обсуждение проблемы.

Схема на доске:

1. Вопрос к классу: “Как вы понимаете, что наше здоровье зависит от данных факторов?”

2. Консультант знакомит учащихся с определением состояния здоровья, которое дал врач Н.Н. Амосов:

  • если ученик не болел в течение года – у него высокий уровень здоровья,
  • если ученик болел только во время эпидемий, его здоровье на среднем уровне,
  • если болел часто, у ученика низкий уровень здоровья.

3. Практическая работа. Определение состояния здоровья у себя по критериям Н.Н. Амосова.

4. Работа по учебнику (текст и рисунок стр. 48-49).

Беседа: как ты понимаешь слова: “Я живу!”? Как ты думаешь, что такое “счастливая жизнь”?

5. Творческая работа (составление памятки “Правила здорового образа жизни”)

  • движение – это жизнь,
  • правильное питание,
  • солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья,
  • отказ от вредных привычек

6. Давай обсудим. Как ты понимаешь пословицы.

Народная мудрость:

  • “Мудрый человек предупреждает болезни, а не лечит их”.
  • “К чему в молодости привыкнешь, от того в старости не скоро отвыкнешь”

7. Работа по учебнику.

Оцени физическое развитие Аси и Андрея (текст, стр. 49-50)

Работа с рубрикой “Этот удивительный мир” (текст, стр. 50)

Работа с рубрикой “Картинная галерея”

8. Итоги урока. Беседа. “Что такое здоровье? Как вы понимаете здоровый образ жизни? Напомните правила здорового образа жизни”.

9. Домашнее задание. По желанию:

  • оцени состояние своего здоровья, здоровье своей семьи,
  • оформи памятку ЗОЖ

10. Рефлексия. Оценка работы на уроке по схеме: Я – Друг - Учитель.

Пример 2. Тема урока “Вредные привычки”

Цель: познакомить с “культурными ядами”, с их действием на умственную активность, волю, память, силу, выносливость, с тем вредом, который они причиняют здоровью человека.

1. Организационный момент.

2. Девиз урока (на доске):

“Не пейте
спиртных напитков.
Пьющим – яд,
окружающим – пытка”.

3. Тему и цель урока формулируют дети, исходя из девиза урока.

4. Вступительное слово учителя: Вредные привычки – это какие привычки? Почему они вредны? “Культурные яды” - курение, алкоголь.

5. Работа по учебнику (рисунок и текст, стр. 51).

6. Сообщение консультанта о вреде курения.

7. Сообщение консультанта о вреде спиртного.

На доске: “Алкоголь – это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском и водке”.

8. Работа с текстом и рисунком-схемой по учебнику (стр. 52.)

9. Выскажи свое мнение, может ли быть здоровым человек, имеющий вредные привычки. Приведи примеры.

Объясни поговорку: “Кто вино любит, тот сам себя губит”.

10. Выводы по теме:

  • спиртное ослабляет ум человека, его волю, внимание, память, снижает силу и выносливость,
  • человек становится вялым, у него болезни печени, сердца, желудка,
  • пьющий человек теряет интерес к жизни, теряет друзей,
  • курение отрицательно отражается не только на здоровье курильщика, но и на здоровье окружающих людей (заболевают легкие, сердце, зубы, сосуды)
  • люди с вредными привычками вызывают жалость и сожаление.

11. Практическая работа (по группам ребята получают рисунок человека в разрезе). Задание: подпиши название внутренних органов человека, на которые влияет алкоголь (мозг, сердце, печень, почки).

12. Оформление памятки по уроку: ЗАПОМНИ:

  • алкоголь вреден для детей,
  • алкоголь может толкнуть на опасные для здоровья поступки, привести к болезни,
  • всегда говори “нет”, когда тебе предлагают алкоголь,
  • по настоящему веселиться лучше без алкоголя.

13. Итоги урока.

14. Домашнее задание (по выбору).

  • вредные привычки в моей семье,
  • плакат: “Нет курению, нет алкоголю”,
  • оформление памятки в классный уголок: “Нет - вредным привычкам”.

В учебнике Н.Ф. Виноградовой “Окружающий мир” есть интересная тема: “Человек – защитник своего Отечества”. Она имеет большое воспитательное значение и связана с воспитанием у ребят патриотических чувств и осознанием того, что защита отечества – долг каждого гражданина. Урок по теме: “Почему люди воюют” учит ребят определять причины войн, обсуждать проблемные вопросы: Почему русские воины сжигали за собой мосты? Почему говорили: “Отступать некуда, за нами Москва…”? Ребята выполняют творческое задание на тему: “Почему люди воюют?”. Автор главной задачей считает, что в годы испытаний русский народ вставал на защиту своего Отечества и, не жалея жизни, боролся с врагом. В тексте учебника уделяется большое внимание историческим личностям, которые сплачивали народ для борьбы, объединяли усилия, вносили свой вклад в победу. Ребята готовят сообщения о важных сражениях, об исторических личностях, делают выставки рисунков, проектируют панорамы сражений.

УМК “Начальная школа ХХI века” выполняет свою главную задачу - развитие младшего школьника и является инновационным комплектом традиционной начальной школы.