Цели урока:
- активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории;
- обобщить знания учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока;
- закрепить представления учащихся о достижениях культуры стран Древнего Востока;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Задачи урока:
- конкретными примерами из истории стран Древнего Востока способствовать развитию умения осмысливать исторические факты;
- привлекать литературные произведения для обоснования своих выводов о достижениях стран Древнего Востока;
- закрепить умение работать с исторической картой, исторической картиной;
- использовать эмоциональный фон урока, его содержание для приобщения учащихся к культурному наследию прошлого.
Тип урока:
по классификации С. А. Ежовой – урок применения знаний и формирования умений и навыков; по классификации А. А. Вагина – урок применения знаний; по классификации П. В. Горы – повторительно-обобщающий урок.
Оборудование урока:
- карта “ Древние государства мира”;
- наглядные пособия: учебные картины “Египетское войско”, “ Войско Ассирии”;
- фрагменты видеофильмов “Пирамиды”, “Великая китайская стена”;
- дидактический материал: карточки с заданиями;
- грамоты для награждения команд;
- выставка дополнительной литературы для внеклассного чтения;
- выставка творческих работ учащихся – рисунков, поделок, сочинений.
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Этапы дидактической игры:
- Приветствие команд.
- “Знаешь ли ты карту?”.
- Работа с историческими картинами.
- Конкурс “Найди слово!”.
- Озвучивание фрагментов из видеофильмов “Пирамиды”, “Великая китайская стена”.
- Конкурс капитанов команд.
- Знаешь ли ты: “Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру?”.
- Домашнее задание (сочинение сдаётся в жюри вначале игры).
Ход дидактической игры
Вступительное слово учителя, объяснение правил игры.
В игре принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
В ходе игры идет работа по обобщению и повторению раздела “История и культура стран Древнего Востока”.
Выявляется победитель (команда).
Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри дидактической игры:
- администрация школы;
- родители учеников;
- учащиеся старших классов.
Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Этапы дидактической игры
1. Приветствие команд.
Команды демонстрируют и защищают эмблему и девиз.
2. “Знаешь ли ты карту?”.
Задание команде А:
1. Покажите на карте государства Древнего Востока.
2. Куда впадает река Нил?
3. В какой части света находилось государство Древний Египет?
4. Покажите на карте и назовите город, который называли “Логово львов”.
Задание команде Б:
1. Назовите и покажите на карте реки стран Древнего Востока.
2. Куда впадают реки Тигр и Евфрат?
3. В какой части света находилось государство Двуречье?
4. Покажите на карте и назовите город, в котором находилось одно из “чудес света” - “висячие сады”?
3. Работа с историческими картинами.
Команда А – картина “Египетское войско”.
Команда Б – картина “Войско Ассирии”.
Задание: опишите картины, что Вы знаете о войске изображенном на картине, что нового использовалось в вооружении?
Конкурс “Найди слово!”.
Задание команде А: “Найди слово!”
Страна, которую завоевал фараон Тутмос III (по вертикали) – (Палестина).
По горизонтали:
- Материал, на котором писали в Древнем Египте – (папирус).
- Древнее штурмовое оружие для взятия крепости – (таран).
- Строительный материал в Двуречье – (глина).
- Буква финикийского алфавита – (бет).
- Город в Финикии – (Сидон).
- Руководитель области в Персии при Дарии I – (сатрап).
- Священная книга христиан – (Библия).
- Столица государства в Двуречье – (Вавилон).
- Пленник, человек без прав и свобод – (раб).
Задание команде Б: “Найди слово!”
“Священное письмо” В Древнем Египте (по вертикали) – (иероглифы).
По горизонтали:
- Одно из “чудес света” – (пирамиды).
- Предоставление земли на определенных условиях другому человеку – (аренда).
- Страна в верховьях реки Тигр – (Ассирия).
- Библейский герой, обладавший необычной силой – (Самсон).
- Река в Двуречье – (Тигр).
- Библейская красавица, возлюбленная легендарного Самсона – (Далила).
- Царь, основатель Персидской державы – (Кир).
- Изобретение финикийцев – (алфавит).
- Жилище богов – (храм).
5. Озвучивание фрагментов из видеофильмов “Пирамиды”, “Великая китайская стена”.
(Звук видеоматериалов отключен!!!)
Команда А озвучивает фрагменты видеофильма “Пирамиды”.
Команда Б озвучивает фрагменты видеофильма “Великая Китайская стена”.
(Команды должны рассказать, что показано во фрагменте видеофильма, в какой это стране, что Вы знаете об этом?).
6. Конкурс капитанов команд.
6. 1. Капитаны получают конверты с заданиями. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своей команде.
Задание капитану команды А:
1. В каких древних странах правили эти цари:
- Кир,
- Хамуррапи,
- Ашока,
- Хеопс,
- Цинь Шихуан,
- Соломон,
- Тутмос,
- Ашшурбанапал
2. Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова? По какому поводу они могли быть сказаны?
- Я о моем друге плачу, горько рыдаю. Неужто и я умру и стану землею?
- Вынес я ворона и отпустил его. Ворон же улетел, спад воды увидел и не вернулся…
- Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!
- “Око за око, зуб за зуб”.
Задание капитану команды Б:
1. В каких древних странах существовали эти города:
- Фивы,
- Библ,
- Сард,
- Ниневия,
- Ур,
- Сарнатх,
- Иерихон,
- Персиполь
2. Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?
- Я не крал, я не лгал, я не завидовал.
- Уши мальчика на его спине.
- Я выбираю кратчайший путь из Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов.
- Возвращайся, ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.
6. 2. Общее задание капитанам команды А и Б (выполняют по очереди):
1. Какие мифы стран Древнего Востока Вы знаете?
2. Какие “крылатые выражения” из Библии Вы знаете?
7. Знаешь ли ты: “Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру?”.
(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде. )
8. Домашнее задание (сочинение сдаётся в жюри вначале игры).
Темы для сочинений:
1. Один день из жизни египетского мальчика.
2. Рассказ египетского вельможи, которого пригласили во дворец фараона.
3. О чем могут рассказать гробницы вельмож?
4. Египетские пирамиды.
5. Школа в Двуречье.
6. Путешествие в Вавилон.
7. Будда и его учение.
8. Чему учил Конфуций?
9. Великая китайская стена.
10. Что из созданного на Древнем Востоке сохранило свое значение до наших дней?
Жюри подводит итоги дидактической игры.
Команда победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.
Наиболее отличившиеся учащиеся получают оценки.
Итог урока:
Творческому усвоению истории и культуры стран Древнего Востока мы посвятили много уроков, учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в мифологии стран Древнего Востока, овладели историческими сведениями о странах Древнего Востока и их культуре. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, ребята справились с ними.
Домашнее задание:
Заполните анонимную анкету по изучению темы “История и культура стран Древнего Востока”.
АНКЕТА
1. Как я усвоил материал?
а). Получил прочные знания, усвоил все вопросы.
б). Усвоил материал частично.
в). Необходимо еще поработать.
2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
а). Везде справился сам, удовлетворен своей работой.
б). Допустил ошибки (на каком этапе?)___________________________.
в). Не справился (с какими заданиями?)__________________________.
3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?
а). Дружно, совместно разбирали задания.
б). Активно участвовали в обсуждении не все.
в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок.
4. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось? ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики обработки (важно, что бы ученики получали анкеты, в которых не были бы указаны баллы).
БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА АНКЕТИРОВАНИЯ
1. Как я усвоил материал?
- Получил прочные знания, усвоил все вопросы (9-10 баллов)
- Усвоил материал частично (7-8 баллов)
- Необходимо еще поработать (4-6 баллов).
2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
- Везде справился сам, удовлетворен своей работой (9-10 баллов).
- Допустил ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов).
- Не справился (с какими заданиями?) (4-6 баллов).
3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?
- Дружно, совместно разбирали задания (9-10 баллов).
- Активно участвовали в обсуждении не все (7-8 баллов).
- Работа вялая, неинтересная, много ошибок (4-6 баллов).
4. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось?
После проведения анкетирования учитель обрабатывает все анкеты. По их результатам он определяет количество учащихся с низким, средним и высоким уровнем эффективности усвоения знаний. Для этого используется следующая таблица с граничными значениями:
Оценка результатов анкетирования
(Анализ эффективности применения дидактической игры)
Наименование показателя | Уровень эффективности применения дидактической игры | ||
Балльный интервал |
12-17 баллов |
18-24 баллов |
25-30 Баллов |
Область уровня эффективности применения дидактической игры | низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
Оценка урока | урок удовлетворительный | урок хороший | урок отличный |
Достоинством такой методики проведения урока является то, что дидактическая игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.
Учитель может оценить уровень эффективности применения дидактической игры и качество обучения.
Достоинство такой методики урока состоит в следующем:
- Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.
- Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.
- Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса.
- Посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении.
- Игры позволяют развивать специальные
способности учащихся к занятиям историей:
- историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;
- способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;
- способность к историческому сопереживанию. - Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.