Урок чтения во 2-м классе по рассказу Н.Артюховой "Трусиха"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой “Трусиха”.
  2. Учить понимать замысел автора, оценивать поступки героев посредством анализа произведения, ответов товарищей.
  3. Обучение анализу и обобщению полученных знаний.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного, правильного и осознанного чтения.
  2. Развитие памяти, мышления, логического мышления.
  3. Развитие речи учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чуткость, умение придти на помощь в нужное время.
  2. Воспитание смелости и решительности.

Оборудование и материалы:

  • Учебник “Родная речь” книга 1(2 часть) Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. - М., “Просвещение”, 2000 г.;
  • Портрет детской писательницы Н.М.Артюховой;
  • Выставка книг с рассказами Н.М.Артюховой;
  • Карточки с тестовым заданием для проверки домашнего задания;
  • Индивидуальные карточки для работы над совершенствованием техники чтения (работа над артикуляцией, дыханием, тоном речи, предупреждением регрессий глаз);
  • Пословицы о дружбе, смелости, решительности;
  • Карточки с названиями черт характера человека;
  • Электрическая свеча, вырезанные из цветной бумаги огоньки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас много гостей. А в гости любят ходить к хорошим людям. Постараемся доказать это своей работой.

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы читали рассказ В.Осеевой “Хорошее”.

Я хочу проверить, насколько внимательно вы читали этот рассказ, проверить вашу память. Для этого я попрошу вас выполнить задание №1 на карточке. Там напечатаны шесть утверждений, высказываний. Некоторые из них верные, другие – нет. Давайте прочитаем их, а затем вы самостоятельно перечитаете их и если вы согласны с высказыванием, то напротив поставьте знак “+”, если не согласны – знак “-”.

1. К Юре обращались за помощью 4 раза. “-”

2. Первой за помощью обратилась сестренка. “+”

3. Она просила завязать ей шнурки на ботинках. “-”

4. В доме у Юры была кошка. “-”

5. Собаку Юрика звали Дружок. “-”

6. Мама дала Юре совет, какие хорошие дела он может сделать. “+”.

(Проверка)

3. Постановка цели урока.

- Итак, продолжаем урок чтения.

- Какие цели мы ставим перед собой на уроках чтения, чему мы учимся на этих уроках? (Научиться читать бегло, грамотно, выразительно, учиться мыслить, выражать свое мнение, развивать память, мышление.)

- Что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого выполним задание №2 на карточке. (Каждый ряд расшифровывает по одному слову)

№2. Задание: Расшифруйте слова. Каждое число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

А1 Б2 В3 Г4 Д5 25 10 20 1 20 30
Е6 Ё7 Ж8 З9 И10
Й11 К12 Л13 М14 Н15 читать
О16 П17 Р18 С19 Т20 18 1 19 19 21 8 5 1 20 30
У21 Ф22 Х23 Ц24 Ч25 рассуждать
Ш26 Щ27 ъ28 ы29 ь30 16 24 6 15 10 3 1 20 30
Э31 Ю32 Я33     оценивать

Вывод: итак, мы будем сегодня учиться: внимательно читать; рассуждать; оценивать поступки героев.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством детской писательницы – Нины Михайловны Артюховой. Посмотрите на её портрет. Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Нина Михайловна была дочерью известного русского купца М.И. Сабашникова. Закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Среди её произведений рассказы “Маринка”, “Светлана”, сборники рассказов “Повести о детях”, “Новые соседи”, “Белая коза Альба”, “Саша-дразнилка”. Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов “Трусиха”.

4. Изучение нового материала

1. Разминка.

Как всегда, прежде чем начать читать, займемся разминкой. С какой целью мы развиваем речевой аппарат, дыхание? (Ответы учащихся) Сели удобно. Начинаем:

  • Упражнения для работы над артикуляцией.
АОУЫИЭ АУОИЫЭ АИЫЭУО
  • Упражнения для развития дыхания и развития голоса:

“Задуйте свечу”

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

“В лифте”

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

2. Отработка навыков чтения.

- Итак, мы будем читать и обсуждать рассказ Н.М.Артюховой “Трусиха”.

1) Отработка трудных слов изучаемого текста. (Устранение регрессии)

- В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.

№3. Задание: Прочитай по слогам, а затем плавно целым словом.

на чет-ве-рень-ках на четвереньках
врас-сып-ную врассыпную
за-хлоп-ну-ла захлопнула
ско-во-род-ку сковородку
о-ска-лен-ная оскаленная
клы-кас-тая клыкастая
ос-та-но-вил-ся остановился
вы-пол-за-ли выползли

Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом

№4. Задание: Прочитай

НАвзРЫД БРОсиЛИСЬ колХОЗноГО ФЬють
ВЗвизгНУла вРАСсыпНУю КУкольНУю фьЮТЬ

2) Словарная работа.

- В рассказе встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Как вы понимаете их значение.

Умел ходить на четвереньках

Бросились врассыпную

Калитка

Враг шёл на приступ

Оскаленная, клыкастая пасть.

Плакала навзрыд

Ошейник

Убежище

Наперерез

Фьють

3) Первичное чтение рассказа учителем.

4) Первичная проверка понимания.

Как вы считаете, была ли Валя трусихой?

Почему вы так считаете?

- Откройте учебник на странице 23.

Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, к которому относится эта иллюстрация.

Все ли правильно и точно изобразил художник? (Нет, сторож сразу увел собаку, да и собака маленькая, а в рассказе она огромная.)

5. Физкультминутка.

На уроке мы читаем,
Стать все смелыми мечтаем
Чтобы сильным быть и ловким
Приступаем к тренировке.

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.

На носочки поднялись,
Руки опустили,
А теперь присели вниз.
Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе
И уже сидим на месте.
Посидим, отдохнём
И опять читать начнём.

6. Закрепление нового материала.

Выразительное повторное чтение учащимися по цепочке.

- Чего же так испугались все дети?

- Какие слова употребляет автор, чтобы показать, что дети испугались? (Крики детей, бросились врассыпную и т.д.)

- Для кого рисковала жизнью Валя?

- Прочитайте, как маленький Андрюша остался один.

- Что делали в это время ребята?

- А что делала Валя?

- Перечитайте действия Вали. (Взвизгнула, выбежала, схватила)

- Как выглядел пёс? Прочитайте.

- Слышите ли вы его рычание? (Ог-р-р-ромный, кор-р-роткий, шир-р-рокий)

- Прочитайте, что было после того, как сторож увел собаку? Как вела себя Валя?

- Почему Валя плакала? Ведь опасность была позади. (Она только сейчас почувствовала страх)

- Подумайте, почему Валя выбежала из калитки навстречу грозному псу? Что заставило ее встать на защиту Андрюши? (Чувство ответственности, страх за маленького.)

- Как бы вы поступили на месте Вали?

- Каким человеком на самом деле была девочка Валя?

- Давайте опишем ещё раз Валю. Какие черты характера у неё?

- Прочитайте напечатанные на карточках черты характера и свойства человека. Те, которые подходят к нашему герою произведения, вывешиваем на доску, а лишние убираем.

смелая

чуткая

отзывчивая

робкая

боязливая

отважная

трусливая

доброе сердце

храбрая

мужественная

бесстрашная

Что вы ещё можете добавить?

7. Итог урока

- С каким рассказом сегодня познакомились?

- Кто автор?

- О каких человеческих качествах заставляет подумать? (О настоящей смелости, об ответственности за младших.)

- Ребята, вспомните, пожалуйста, пословицы о настоящей дружбе, о смелости. Ведь

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

(учащиеся называют пословицы)

- Прочитайте ещё пословицы о дружбе и смелости на карточке (читают).

Друг познается в беде.

Без беды друга не узнаешь.

Вдруг не станешь друг.

Верный друг лучше сотни слуг.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Смелость города берет.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Человек без друга – что земля без воды.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Друг познается в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Без друга жить - самому себе постылым быть.

Верному другу цены нет.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг научит, а недруг проучит.

Друга ищи, а найдешь - береги.

- А я считаю, что к рассказу “Трусиха” больше всего подходит пословица “Смелость города берёт”. Как вы понимаете смысл этой пословицы применительно к данному рассказу?

- Я сейчас зажгу свечу. (Зажигаю электрическую свечу и грею руки)

- Давайте сделаем большой Огонь. (Дети встают вместе у доски, поднимая вверх свои вырезанные из цветной бумаги огоньки.)

- Как вы себя сейчас чувствуете?

Дети: Тепло, приятно, хорошо.

Учитель: Это непростой огонек. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг, тот смелый и решительный человек. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друга и поддерживали теплоту своих сердец. Пусть в вашем сердце всегда горит этот маленький огонёк.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

8. Домашнее задание. Пересказать рассказ Н.М.Артюховой “Трусиха”, подобрать пословицы и поговорки о смелости, отваге, дружбе, взаимопомощи.