Разнообразить учебный процесс нестандартными продуктивными интегрированными занятиями необходимо и очень важно, поскольку развитие познавательной самостоятельности и активности, творческой самореализации студентов колледжа не менее важно, чем обучение общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам. К тому же, немаловажным качеством интегрированного занятия является применение полученных студентами знаний в нестандартных условиях.
Теоретическую основу интегрированного занятия “MS Power Point. Создание презентаций по теме “Yachting – as a traveling or a kind of sport” составляют такие дисциплины, как “Информационные технологии”, являющиеся общепрофессиональной дисциплиной и “Иностранный (английский) язык”, являющийся общеобразовательной дисциплиной.
В связи с отмеченным, целями проведения данного занятия ставились:
1. Образовательные:
- освоение приемов работы со слайдом в MS Power Point: создание слайда, установка фона, ввод текста и вставка графических объектов;
- научиться настраивать анимацию объектов слайда;
- научится настраивать переход слайдов в Power Point;
- развитие навыков письменной и устной речи.
- Развивающие:
- развитие навыков работы в группе;
- развитие навыков самоопределения собственной ролевой функции на занятии;
- развитие навыков группового краткосрочного проектирования;
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков работы в нестандартных учебных ситуациях;
- формирование умения планирования хода учебной деятельности;
- развитие навыков анализа.
- Воспитательные:
- воспитание интереса к изучаемым предметам через нестандартные формы работы на занятии;
- воспитание интереса к выбранной специальности;
- формирование умения осуществлять самоконтроль хода и результата учебно-практической деятельностью.
План занятия
№ | Наименование этапа урока | Комментарий | Время, мин |
1 | Организационный момент | Озвучивание темы, цели, плана и
ожидаемых результатов занятия |
2-5 |
2 | Распределение ролевых функций | Распределение ролевых функций студентами между собой, распределение информационных фрагментов между студентами по узкой тематике (Яхтинг – это вид спорта или путешествия) для создания фрагментов проекта-презентации | 2-5 |
3 | Работа на ПК | Выполнение студентами фрагментов презентации по тематике группы(отдельных слайдов с настройкой анимации объектов) | 35-40 |
4 | Объединение фрагментов презентации | Объединение фрагментов презентации в единую общую презентацию по тематике (ответственные – студенты, выполняющие роль Специалиста по ИТ). Остальные студенты отвечают на контрольные вопросы лабораторной работы, готовят защиту проекта-презентации | 10 |
5 | Защита проекта-презентации группой №1 | Устная защита в произвольной форме на английском языке по теме презентации и на русском языке по технологии создания презентации | 10 |
6 | Защита проекта-презентации группой №2 | 10 | |
7 | Подведение итогов занятия | Выводы по теме занятия (что же такое яхтинг?). Оценки, полученные за работу на занятии. Замечания и пожелания по работе студентов на занятии. Проведение рефлексии студентами - заполнение рефлексивной таблицы | 5-7 |
Участники занятия
- Занятие основано на соревновании двух групп, на которые делится принимающая участие подгруппа учебной группы (класса). Каждая группа готовит теоретический и лексический материал и защищает свою часть темы занятия: “Yachting – as a traveling” и “Yachting – as a kind of sport”.
- В каждой группе выбираются ролевые единицы (студенты выбирают сами для себя роль самостоятельно):
- спикер – специалист по английскому языку, сильный в данной области студент (1 человек);
- специалист по ИТ – сильный студент в области информационных технологий, в частности, в области MS Power Point (1 человек);
- рабочая группа – остальные студенты, работающие над созданием фрагментов общего проекта-презентации.
<Приложение 1> – Ролевые единицы групп и их ролевые инструкции
Домашнее задание к уроку
- Домашнее задание к проводимому занятию дается преподавателем английского языка.
- Студентам необходимо разделиться на две группы, каждая из которых будет защищать свою часть темы занятия: “Yachting – as a traveling” и “Yachting – as a kind of sport”.
- Выбрать спикера.
- Спикеру необходимо подготовить представление своей части темы занятия. В представлении должна присутствовать формулировка темы, ключевые фрагменты (предложения на английском языке), отражающие суть темы для формирования содержания проекта-презентации в MS Power Point.
- При написании предложений на английском языке группам предоставляется полная свобода творчества и выражения своей фантазии.
Подготовка организаторов игры, оборудование урока:
- Класс, оснащенный вычислительной техникой для проведения лабораторной работы с ППП “MS Office”
- Мультимедиапроектор
- Методические рекомендации по проведению лабораторной работы. В данном случае выполнены в форме рабочей тетради – практически готового распечатанного отчета по лабораторной работе, содержащей задания, входной и выходной контроль и систему оценки, который студентам необходимо просто заполнить. К методическим рекомендациям применена модульная технология, содержащая побалловую оценку каждого задания и дающая возможность преподавателю оценить работу студентов на занятии по ходу выполнения заданий лабораторной работы.
<Приложение 2> – Задание на лабораторную работу
Раздаточный материал. В данную категорию входят таблицы распределения студентов на ролевые единицы и основные инструкции ролевым единицам (Приложение 1), отражающие последовательность действий студентов на занятии, а также основные инструкции, данные в качестве домашнего задания для подготовки к занятию преподавателем английского языка.
<Приложение 3> – Домашнее задание к уроку для обеих команд
Оформление доски. На доске для большей наглядности предлагается написать тему занятия, при возможности – образовательные цели. Также необходимо в центральной части разместить демонстрационный экран.
Оформление названия и стилистики занятия. Данный пункт предоставлен на усмотрение организаторов. Здесь могут иметь место плакаты, рисунки, атрибуты, одежда ведущих и участников, аксессуары и пр., соответствующие теме занятия.
<Рисунок 1> – Образец бейджика для команды 1
<Рисунок 2> - Образец бейджика для преподавателя
<Рисунок 3> - Образец бейджика для команды 2
Оформление анкет для студентов – участников занятия, отображающих рефлексию студентов.
Мотивация и поощрение участников
Мотивация участников выбирается на усмотрение организаторов занятия. Здесь могут иметь место такие разновидности мотиваций, как:
- зачет одной из лабораторных работ без защиты;
- выставление дополнительных положительных оценок по предметам;
- выделение наиболее активных участников занятия (в команде) и дополнительное их поощрение и т.д. в зависимости от фантазии, возможностей организаторов, а также материального обеспечения урока.
Рефлексия
Рефлексию необходимо провести по двум направлениям:
Направление 1 - Рефлексия участников занятия. Она позволит:
- выявить мнения участников о данном занятии, его организации и проведении;
- определить затруднений студентов как в психологическом, так и в образовательном аспектах и способы их преодоления;
- высказать мнения учащихся о дополнениях или изменениях некоторых моментов занятия, его структуры и т.д.
Для проведения рефлексии студентов предлагается разработать анкеты, проводимые после проведения занятия. Образец рефлексивной анкеты представлен в таблице 1.
Таблица 1. Рефлексивная таблица для студентов
№ | Ответьте на вопросы | Сюда впишите ответ или поставьте галочку у предложенных вариантов | |||
1 | В какой роли Вы работали сегодня? | Спикер | Специалист по ИТ | Член рабочей группы | |
2 | Какая роль на Ваш взгляд наиболее трудная? | Спикер | Специалист по ИТ | Член рабочей группы | |
3 | Какое из предложенных заданий занятия (или часть занятия) было наиболее трудным для Вас? | ||||
4 | Над чем Вам следовало бы поработать в дальнейшем? | ||||
5 | Отрицательными эпизодами занятия для Вас были: | ||||
6 | Интересны ли Вам занятия подобного рода (две дисциплины, объединенные одним занятием)? | да | нет | ||
7 | Выразите ваше эмоциональное состояние после занятия. |
Направление 2 - Рефлексия организаторов занятия (педагогов). Она позволит:
- выполнить анализ проведенного занятия;
- выявить достоинства и недостатки урока, этапов урока, заданий урока;
- определить необходимые дополнения или изменений этапов занятия, заданий и т.д.
- выявить, что получилось наиболее успешно при подготовке к данному занятию? Благодаря чему?
- выполнит анализ знаний и интереса учащихся к изучаемым предметам на данном этапе обучения (оценка уровня общеобразовательной и общепрофессиональной подготовки студентов);
- выработать рекомендаций студентам для дальнейшего обучения;
- выработать рекомендации для нового проведения данного занятия в рамках учебного процесса.