Обобщающий урок-семинар в 10-м классе по теме: "Тригонометрические уравнения"

Разделы: Математика


Цели:

  • выработать прочные навыки решения тригонометрических уравнений;
  • организовывать себя на работу;
  • пользоваться умением самопроверки;
  • активизация самостоятельной деятельности;
  • развивать познавательный интерес;

Знать: методы решения тригонометрических уравнений.

Форма урока: семинар-практикум.

Тип урока: урок практической работы.

На подготовку семинара отводится неделя. Тогда же дается план семинара. Учащиеся выбирают себе вопрос и готовят выступление, используя учебник, дополнительную литературу. На каждый вопрос учащийся (или группа) готовится по следующей схеме:

  1. Объяснить решение уравнения (системы, неравенства), можно рассказать алгоритм решения.
  2. Показать решение на примере.
  3. Предложить одно решение своим одноклассникам, и по возможности оценить их.

План работы

1) Тригонометрические уравнения:

  1. простейшие тригонометрические уравнения
  2. уравнения, решаемые с помощью формул преобразования
  3. уравнения, решаемые с помощью замены переменной
  4. однородные уравнения первого и второго порядков
  5. неоднородные уравнения первого и второго порядков

2) Системы тригонометрических уравнений:

  1. одно уравнение алгебраическое, другое тригонометрическое
  2. два тригонометрических уравнения

3) Тригонометрические неравенства:

  1. простейшие тригонометрические неравенства
  2. замена переменных

4) Потеря решений

Ход семинара

Перед началом можно заслушать сообщение о возникновении и развитии тригонометрии.

1. Тригонометрические уравнения.

1) простейшие тригонометрические уравнения.

К простейшим тригонометрическим уравнениям относят следующие:

Рассказать алгоритм их решения.

Пример: решить уравнение

2) уравнения, решаемые с помощью формул преобразования

Пример: решить уравнение

Так как при решения первого и второго уравнений совпадают, то получаем решения .

3) уравнения, решаемые с помощью замены переменной

Это уравнения, сводящиеся к квадратным, например,

Решение.

Сделаем замену: , тогда , откуда . Исходное уравнение примет вид:

2) Системы тригонометрических уравнений.

1) одно уравнение алгебраическое, другое тригонометрическое

Решить систему уравнений:

два тригонометрических уравнения

Решить систему уравнений:

3. Тригонометрические неравенства:

1) простейшие тригонометрические неравенства

2) замена переменных

Решить неравенство:

Наиболее важным при решении тригонометрических уравнений и неравенств является не потерять корни при делении уравнения или неравенства на какую-нибудь тригонометрическую функцию.

4. Потеря решений:

Пример.

Решить уравнение

Воспользуемся формулой , которая сузит область определения на множество . Поэтому следует проверить, являются ли числа из указанного множества корнями данного уравнения. Проверив, можно убедиться, что являются.

Итог семинара: Обратить внимание на сильные и слабые стороны подготовки и проведения семинара.