Цели:
- Работать над выразительностью чтения, расширять кругозор детей о жизни знаменитых людей, приобщать детей к искусству, развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению, формировать творческое воображение через умение представлять картины, раскрыть понятие духовная культура.
- Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения.
- Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
- Воспитывать любовь к литературе.
Оборудование:
- портрет Э.Грига,
- толковый словарь Даля, Ожегова,
- заголовки к тексту,
- творческие работы детей,
- выступление о жизни Э.Грига,
- музыка Э.Грига “Утро”,
- книга для чтения “В одном счастливом детстве” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Ход урока
Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом и, перечитывая отрывки нужно обратить внимание на выразительность чтения, будем расширять свой кругозор, узнаем о жизни замечательных людей. На уроке мы постараемся прикоснуться к такому понятию, как духовная культура (работа с толковыми словарями Даля, Ожегова)
I. Работа до чтения
Дома вы прочитали текст до конца.
- Скажите, менялось ли настроение, дочитывая это произведение?
- Ожидали ли вы такую концовку? (ожидание подарка)
- Скажите, а помните ли вы как называется произведение?
- А можно ли по-другому назвать это произведение? (за доской предполагаемые заголовки “Встреча с незнакомкой”, “Прекрасная музыка”)
- По какому заголовку легче можно определить тему текста? (выбрать подходящий)
- Сегодня на уроке мы оформили выставку ваших работ.
- Зачем автор включил моменты описания?
- У творческих людей приходит вдохновение, и они творят замечательные произведения.
- Что же вдохновило Э.Грига? (норвежская природа, девочка)
Зачитывают описание от лица автора, Дагни.
- Судя потому какую картину он увидел, Григ написал музыку, она сделала человека известным композитором на весь мир.
Выступление о жизни и творчестве Э.Грига (готовит ученик).
II. Проблема:
- Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Почему?
- Мы узнали о жизни Э.Грига, можно ли сказать, что он ушёл из жизни или присутствует?
- Что же сделало его бессмертным? (музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя, свою душу)
III. Выборочное чтение:
- Мне хочется думать, что вы внимательные читатели и проведём такой конкурс “Внимательный читатель”.
- Найдите отрывки, как относился Григ к жизни.
Итог:
- Да, действительно счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.
- Согласны ли вы с Григом?
- А все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ?
- Всем ли приятнее отдавать, чем брать?
- Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали не только вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу ещё что-то?
IV. Переход к музыке
- Действительно было прекрасно дарить людям доброту, хорошее настроение. Если мы говорим о композиторе, наверное, вам хочется услышать музыку (играет музыка Э.Грига).
- Вы услышали мелодию, какая она?
- Можно ли мелодию объединить с отрывками из текста?
- И Дагни услышала такую же музыку, как и вы сейчас.
- Скажите, есть ли разница между эстрадной музыкой и классической?
- Почему же люди слушают классическую музыку?
Итог:
- Скажите, кто же был главным героем?
V. Дифференцированные задания
Сильные дети: Готовят пересказ от лица Дагни (встреча с композитором).
Средние дети: Найти в тексте слова благодарности за подарок Грига.
Слабые дети: Нарисовать, как выглядит дом Дагни.
- Выбор рисунков, проверка работ.
- Да, действительно, девочке повезло, что она встретила такого человека, но также она ждала чудеса и эти чудеса происходили.
VI. Итог: - Чему учит произведение?
VII. Домашнее задание:
Всем детям:
- Подготовить ответ на вопрос: Чем должен жить человек? Дагни это поняла, а поняли ли вы?
Для сильных детей: Приготовить о жизни и творчестве К.Паустовского.
Для слабых детей: Подготовить несколько вопросов, а для этого нужно перечитать произведение и подготовиться к конкурсу “Классный читатель”.