Дебатный Клуб для старшеклассников "Харизма"

Разделы: Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект дополнительного образования “Клуб дебатов для старшеклассников “Харизма” разработан на основе национальных образовательных программ Института “Открытое Общество” (Нью-Йорк): “Программа Дебатов Карла Поппера” и “Гражданское общество”, осуществляемых при активной поддержке правительства России и Министерства образования и науки Российской Федерации, финансируемых Международным Фондом Джорджа Сороса.

Ведущая концепция проекта соответствует требованиям, которые предъявляются к обучению и воспитанию старшеклассников Законом РФ “Об образовании”, “Федеральной программой развития образования России”, “Всеобщей декларацией прав человека”, “Конвенцией ООН о правах ребёнка” и Болонским соглашением. Педагогические принципы реализации проекта определяются программными документами по дополнительному образованию Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Объединения “Дворец молодёжи”: “Мероприятия по развитию образования Свердловской области от 08.05.2000 г. №393-ПП”, “ГОС НРК общего и профессионального образования Свердловской области”.

Общение – важнейший элемент человеческой культуры. В молодёжной среде современного компьютеризированного общества существует проблема полноценного общения. Законы общения усваиваются в деятельности, носящей коллективно-образующий характер. Одним из видов такой деятельности, направленной на формирование навыков позитивного альтруистичного общения является дебатирование. Дебаты – это активно обучающая игровая проектно-проблемная деятельность, нацеленная на поиск и организацию новых путей коммуникативного общения педагогов и старшеклассников, а также старшеклассников между собой в школьной жизни. Что особенно важно в нынешнее время разгула частной инициативы, эгоизма и индивидуализма. Дебатировать школьникам важно по целому ряду причин. Самой главной из них является необходимость развития умений, которые пригодятся учащимся в будущем. В ходе дебатирования формируются важнейшие для развития личности навыки: критического мышления; исследования; толерантности; творческие; организаторские; аудиальные; ораторские; лидерские. Значимость навыков дебатирования постоянно возрастает в современном мире. Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности, необходимо уметь представлять свою точку зрения, грамотно и культурно отстаивать её. Дебатирование – это демократическая деятельность, которая учит глубже понимать ход политического развития общества и отстаивать то дело, в которое человек верит.

Цель данного проекта: развитие индивидуальной концепции старших школьников “ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК”.

Задачи проекта: адаптация в мире современных коммуникаций; развитие речевых приёмов; формирование навыков конструктивного общения; овладение технологиями социального лидерства; воспитание информационной культуры; поиск и освоение новых путей организации коммуникации и самовоспитания в учебно-воспитательном процессе.

Содержательная часть программы состоит из двух разделов: интегрированная теоретическая часть, в которой раскрываются основы теории дебатирования “Теоретические основы дебатов” (базовый учебный материал), и практическая часть “Организация и проведение дебатных турниров” (вариативная). Такое построение программы позволяет организовать развивающую деятельность школьников таким образом, чтобы старшеклассники на завершающем этапе обучения совершенно самостоятельно и творчески налаживали опыт саморазвития и полноценного общения, что является стимулом личностной самоактуализации, способствует решению поставленных задач и достижению цели проекта.

Педагог выполняет функцию тренера лишь на начальном этапе освоения правил дебатирования и координатора, на остальных этапах развития деятельности, которая организуется в соответствии с недельной и годовой циклограммами дебатных турниров, разработанных, начиная от выбора резолюции (темы дебатирования) и до окончательной редакции речей спикеров, с учётом актуальных интересов старшеклассников. Ключевой характеристикой дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения в строгом соответствии с этикой поведения в дебатах. Стороны утверждения и опровержения спорят в режиме ограниченного контролируемого тайм-кипером времени, сопоставляя свои позиции, аргументируя своё мнение и опровергая взгляды оппонентов, с целью убедить нейтральную третью сторону - судью – в своей правоте. Функции спикеров, судей, тайм-кипера и наблюдателей чётко определены и сам процесс дебатирования развивается объективно без непосредственного участия тренера. В этом и состоит главное воспитательное воздействие: мотивация непрерывного стремления к наиболее полному выявлению своих личностных возможностей и способностей к творчеству, к постоянному самовоспитанию. Дебатируя, старшеклассники учатся быстро и многому, при этом оставаясь объектами данного вида деятельности и свободно общаясь. В процессе дебатирования создаётся активная развивающая среда, объединяющая в союз единомышленников детей, педагогов и родителей.

С учётом психолого-педагогических особенностей старшеклассников (10-11 класс) организация деятельности осуществляется с использованием активных групповых и индивидуальных форм обучения: тренинги, диспуты, ролевые игры. Основной формой работы является организация и проведение дебатных турниров.

Результативность обучения по программе “Клуб дебатов старшеклассников “Харизма” оценивается по данным психологического мониторинга коммуникативных навыков школьников. Используемые диагностические методики: “Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профориентации” (Головей); “Умение говорить и слушать” (Маклени); “Агрессивность” (Басс – Дарки); “Стратегия выхода из конфликтных ситуаций” (Томас); “Q-сортировка” (Козлов); “Диагностика межличностных отношений” (Лири); “Как познать себя и научиться ладить с людьми” (Бук). Мониторинг осуществляется в три этапа: старт-контроль (в начале проекта); flash-контроль (после каждой игры); финиш-котроль (при завершении проекта).

Институт “Открытое Общество” создал Программу дебатов Карла Поппера для того, чтобы содействовать в привитии позитивных навыков общения, терпимости к различиям во взглядах и уважения к ним, в развитии политического мышления и пробуждения интереса к явлениям, происходящим в обществе. Обучая тренеров по дебатам и команды спикеров, Программа дебатов Карла Поппера помогает воспитать поколение ясно выражающихся, гуманно мыслящих и социально зрелых граждан. В настоящее время в Программе участвуют более 25 стран Центральной и Восточной Европы, СНГ, Африки и Америки, проводящие дебаты на родном и английском языках. Данный проект адаптирован к условиям средних образовательных учреждений и рекомендован в помощь педагогам и старшеклассникам, осваивающим новые методы общения и новые пути организации коммуникации и самоуправления в учебно-воспитательном процессе. Модифицирование Программы позволяет в рамках школьного дополнительного образования реализовать цель проекта и подготовить старшеклассников к дебатированию во взрослой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационное занятие. Хронограф Клуба.

История создания Клуба дебатов “Харизма”. Тематика игр. Лучшие спикеры и судьи дебатов. Встреча с дебатными командами прошлого сезона. Заполнение анкеты “Клуб-Леди” и “Клуб-Мен”. Ролевая игра “Давайте познакомимся”.

Раздел первый. Теоретические основы дебатов.

Тема №1. Введение в дебаты.

Что такое дебаты? Кто может участвовать в дебатах? Дебаты как великая традиция. Три принципа дебатирования. Этика защиты противоположных точек зрения. Практический тренинг №1: “Головоломка разводного моста”.

Тема №2. Дебаты как игра.

Навыки дебатирования. Правила игры в дебаты. Стили дебатирования.

Дебатирование по системе Карла Поппера. Обязанности спикеров. Типы речей. Практический тренинг №2: “Ораторское искусство”.

Тема №3. Резолюция.

Типы резолюций. Анализ резолюций. Определение резолюции. Образцы резолюции.

Тема №4. Разработка аргументов.

Мозговая атака. Создание структуры аргумента. Рабочий листок дебатов. Образцы аргументов.

Тема №5. Исследование и доказательства.

Сбор информации. Предварительное чтение. Цитаты. Факты. Статистика. Достоверность доказательства. Правила цитирования. Техника письма и составления карточки доказательства.

Тема №6. Утверждающий кейс.

Отсутствие доказательств в пользу противного. Бремя доказательств. Отличие в развитии политического и не-политического кейса. Построение утверждающего кейса. Образец утверждающего кейса.

Тема №7. Опровергающий кейс.

Стратегии отрицания. Бремя опровержения. Отрицание утверждающего кейса. Опровержение опровержения: различие между опровержением и выдвижением контр-аргументов. Построение отрицающего кейса. Образец отрицающего кейса.

Тема №8. Разработка контр-аргументов.

Конфликт как прямое опровержение. Стратегии выдвижения контр-аргументов. Карта дебатов. Отслеживание “дебатопотока”.

Тема №9. Аргументация “pro” и “contra”.

Установление доказательств. Типы аргументации. Обобщение. Аналогия. Знаковые аргументы. Причина и следствие. Надёжность источников информации. Промахи и ошибки.

Тема №10. Перекрёстный опрос.

Цель перекрёстного опроса при дебатировании. Методы формулирования эффективных вопросов. Стратегии для респондентов. Поведение респондента и интервьюера.

Тема №11. Стиль и презентация.

Элементы стиля. Зрительный контакт. Управление голосом. Жесты. Беспокойство или нервозность.

Тема №12. Судейство.

Качества хорошего судьи. Обязанности судьи. Составление бюллетеня. Образец бюллетеня. Поведение судьи на турнире. Вопросы дебатирующих и судья.

Тема №13. Политическое дебатирование.

Политический утверждающий кейс. Построение политического утверждающего кейса. Образец политического утверждающего кейса. Политический отрицающий кейс. Построение политического отрицающего кейса. Образец политического отрицающего кейса. Практическое применение политических дебатов.

Тема №14. Развитие программы дебатов.

Структура Программы дебатов Карла Поппера, её функционирование и тенденции развития. Инструкции координаторам дебатов. Парламентские дебаты. Дебаты лидеров. Дебатные команды в школе. Организация семинаров. Организация турниров. Поддержка программы.

Раздел второй. Организация и проведение дебатных турниров.

Практические занятия по организации и проведению дебатных турниров. Турнир №1, турнир №2, турнир №3 согласно недельной циклограмме (Приложение 1) и годовой циклограмме. (Приложение 2)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

содержательная составляющая образования требования
предметно-информационная
  • освоение новых источников информации
  • умение выделять дефиниции
  • расширение кругозора
деятельностно-коммуникативная
  • овладение приёмами “мозгового штурма”
  • совершенствование навыков слушания, ведения записей и организации речи
  • развитие логики
ценностно-ориентационная
  • освоение этических норм дебатирования
  • формирование навыков критического мышления
  • развитие толерантности

На основе этих требований создана модель старшеклассника, прошедшего обучение по Программе дебатов (Приложение 3)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • отдельный школьный кабинет
  • парты и мягкие стулья
  • трибуна
  • актовый зал для открытых дебатов и турнирных сборов
  • компьютер с доступом в ИНТЕРНЕТ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.
  2. Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2003.
  3. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
  4. Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: 1986.
  5. Буева Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 1978.
  6. Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 1995.
  7. Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: “Ноосфера”, 1996.
  8. Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

ЛИТЕРАТУРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ:

  1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.
  2. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
  3. Маленкова Л. Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М.: “Ноосфера”, 1996.
  4. Поляков С. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Выпуск 2. Ульяновск, 1996.

ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО КЛУБА ДЕБАТОВ

Школьный клуб дебатов “ХАРИЗМА” создан в МОУ СОШ № 119 в 2003 году, объединяет молодых педагогов и старшеклассников школы, имеет два состава постоянно играющих команд, собственную судейскую бригаду и несколько десятков “околодебатных” детей. Клуб активно пропагандирует и развивает Программу дебатов Карла Поппера под руководством прошедшего специальную подготовку тренера по дебатам. Активистами Клуба разработаны Устав, инструкции для спикеров и судей, соответствующие формату дебатов Карла Поппера, методическое пособие начинающему тренеру и составлено практическое руководство для педагогов и учащихся, интересующихся Программой дебатов. По плану работы Клуба предусмотрено ежегодно 5-6 игр внутри школы и с командами других школ Железнодорожного района и города. Дебатёры имеют информационную поддержку в Internet, где существует Website, для вовлечённых в Программу педагогов и школьников. Разного рода информационные материалы от обязанностей спикеров до библиографий исследовательских работ представляет home-page в Worldwide Web at hhpt: // www. osi. hu. / debate /.

Клуб дебатов “ХАРИЗМА” постоянно расширяет контакты. Ведь общение – это ключ к успеху!

Приложение 4