Цели: формирование умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном слове и проверяемом, воспитывать любовь к родному языку через пословицу, раскрывать ее смысл, развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, обогащать словарный запас пословицами, воспитывать желание знать историю своего народа, его прошлое, бережно относиться к культурным ценностям русского языка.
Оборудование: тетради для письма, цветные шариковые ручки словарик с пословицами и поговорками , плакат с правилом в стихах, карточки самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент. Знают взрослые и дети: Без умения писать Трудно жить на свете.
II. Словарно-орфографическая работа. – Минута чистописания. (Проверка абочего места, посадки детей)
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
– Пальчиковая гимнастика
Мы опять зажали наш
Между пальцев карандаш.
Он стоит наискосок,
А внизу его, дружок,
Держит правая рука –
Появилась буква (К)
(Дети выпрямляют кисть левой руки и ставят ее вертикально. Между основаниями указательного и среднего пальцев зажимают кончик карандаша, направляя его наискосок вправо – вверх. Кисть правой руки выпрямляют и тоже располагают наискосок: кончики пальцев касаются левой ладони и поддерживают карандаш снизу).
- Сегодня мы вспомним написание буквы “К”.
Ки ка ку кн кл км ко чк ок ук ик ак
- Вспомните и запишите словарные слова, в которых есть буква “К” (Девочка, капуста, морковь, собака, сорока, класс, ученик, молоко)
- Дайте характеристику звука “К”. (Согласный, глухой, парный)
– Речевая разминка.
Разучивание скороговорки (скороговорка записана на доске). У Кондрата куртка коротковата. (Вспомним. Скороговока – это ради забавы придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчетливо, не запинаясь). Разбираются все “ошибкоопасные” места. Письмо по памяти. После записи:
- взаимопроверка;
- сравнение с образцом на доске;
- самоанализ.
- Оцените свою работу: положительно - , отрицательно -
Работа по теме.
Мы дали характеристику звуку [к] и сказали, что это парный согласный. Сегодня мы будем с этими звуками. Давайте вспомним все парные согласные и запишем их. [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].
Мы записали словарные слова с буквой К, посмотрите на них и вспомните пословицы с этими словами. Бодливой корове бог рог не дает. (грамматический разбор предложения)
- О чем говорится в пословице?
- В чем разница при написании и произношении выделенных слов?
- Можно ли проверить написание этих слов? Каким образом? (Повторение изученного правила)
Правило в стихах:
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
“Зуб” - на “зубы”,
“Лед” - на “льды” -
Будешь грамотным и ты.
И сегодня на нашем уроке мы будем работать с пословицами в которых есть слова с парными согласными, будем учиться подбирать к ним проверочные слова, раскрывать смысл пословиц.
“Пословица – краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама, это ходячий ум народа, она не переходит в поговорку или простой оборот речи, а сама о себе говорит”. (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля. Том 3. Издание1882г)
Правила работы над пословицами.
- Прочитайте внимательно пословицу.
- Определи основную мысль пословицы.
- Объясни, в какой ситуации ты мог бы использовать данную пословицу.
- Подумай, в каком смысле можно употребить данную пословицу (в прямом, в переносном).
- Определи художественно-выразительные средства пословицы (метафора, аллегория, олицетворение).
- Добрая пословица – не в бровь, а в глаз.
- Как вы понимаете смысл? Найдите слова с парной согласной на конце слова. Как проверит написание этих слов? (бровь – брови, глаз – глаза).
- Игра “Отгадай пословицу”
Назовите пословицу со словами: лень, труд; рыбка, уха.
Труд человека кормит, а лень портит.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Выпишите слова с парной согласной на конце и в середине слова. Подберите как можно больше к этим словам однокоренные слова и выделите корень. (Труд, трудиться, перетрудиться, рыбка, рыбалка, рыбачить, рыбак).
В это время группа детей самостоятельно выполняет задание в виде теста:
1) Ложь человека –
а) не рисует;
б) не красит;
в) не пишет.
2) На языке мед, а под языком -
а) лед;
б) конфета;
в) таблетка.
3) Кошке игрушки, а мышке -
а) куклы;
б) слезки;
в) леденец.
Физминутка
Вдох и выдох! Раз – присели!
Два – привстали, чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
V. Самостоятельная работа
Посмотрите на доску. Здесь записаны два задания. Выберите для себя посильное, интересное упражнение и выполните его.
“Метаграммы”
Когда я с т, на мне плывут.
Когда я с д, меня сорвут. (Плот – Плод).
“Собери пословицу” Собирай, ягодки, соберешь, кузовок, по. (Собирай по ягодке – соберешь кузовок). Хочется съесть, да, рыбку, не, лезть, воду, в, хочется. (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть).
IV. Итоги: сделайте вывод по теме урока (Звук согласный проверяй, Рядом гласный поставляй). Поднимите руки те, кто считает, что Он был активен на уроке.
Домашнее задание:
Запишите пословицу со словарным словом или парной согласной на конце или в середине слова. Запишите, как вы понимаете смысл пословицы. Если возможно сделайте рисунок к ней.