Тема урока: "Парные согласные на конце и в середине слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: формирование умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном слове и проверяемом, воспитывать любовь к родному языку через пословицу, раскрывать ее смысл, развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, обогащать словарный запас пословицами, воспитывать желание знать историю своего народа, его прошлое, бережно относиться к культурным ценностям русского языка.

Оборудование: тетради для письма, цветные шариковые ручки словарик с пословицами и поговорками , плакат с правилом в стихах, карточки самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент. Знают взрослые и дети: Без умения писать Трудно жить на свете.

II. Словарно-орфографическая работа. – Минута чистописания. (Проверка абочего места, посадки детей)

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.

– Пальчиковая гимнастика

Мы опять зажали наш
Между пальцев карандаш.
Он стоит наискосок,
А внизу его, дружок,
Держит правая рука –
Появилась буква (К)

(Дети выпрямляют кисть левой руки и ставят ее вертикально. Между основаниями указательного и среднего пальцев зажимают кончик карандаша, направляя его наискосок вправо – вверх. Кисть правой руки выпрямляют и тоже располагают наискосок: кончики пальцев касаются левой ладони и поддерживают карандаш снизу).

  • Сегодня мы вспомним написание буквы “К”.

Ки  ка  ку  кн  кл  км  ко  чк   ок  ук  ик  ак

  • Вспомните и запишите словарные слова, в которых есть буква “К” (Девочка, капуста, морковь, собака, сорока, класс, ученик, молоко)
  • Дайте характеристику звука “К”. (Согласный, глухой, парный)

– Речевая разминка.

Разучивание скороговорки (скороговорка записана на доске). У Кондрата куртка коротковата. (Вспомним. Скороговока – это ради забавы придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчетливо, не запинаясь). Разбираются все “ошибкоопасные” места. Письмо по памяти. После записи:

  1. взаимопроверка;
  2. сравнение с образцом на доске;
  3. самоанализ.
  4. Оцените свою работу: положительно - , отрицательно -

Работа по теме.

Мы дали характеристику звуку [к] и сказали, что это парный согласный. Сегодня мы будем с этими звуками. Давайте вспомним все парные согласные и запишем их. [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Мы записали словарные слова с буквой К, посмотрите на них и вспомните пословицы с этими словами. Бодливой корове бог рог не дает. (грамматический разбор предложения)

  • О чем говорится в пословице?
  • В чем разница при написании и произношении выделенных слов?
  • Можно ли проверить написание этих слов? Каким образом? (Повторение изученного правила)

Правило в стихах:

Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
“Зуб” - на “зубы”,
“Лед” - на “льды” -
Будешь грамотным и ты.

И сегодня на нашем уроке мы будем работать с пословицами в которых есть слова с парными согласными, будем учиться подбирать к ним проверочные слова, раскрывать смысл пословиц.

Пословица – краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама, это ходячий ум народа, она не переходит в поговорку или простой оборот речи, а сама о себе говорит”. (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля. Том 3. Издание1882г)

Правила работы над пословицами.

  1. Прочитайте внимательно пословицу.
  2. Определи основную мысль пословицы.
  3. Объясни, в какой ситуации ты мог бы использовать данную пословицу.
  4. Подумай, в каком смысле можно употребить данную пословицу (в прямом, в переносном).
  5. Определи художественно-выразительные средства пословицы (метафора, аллегория, олицетворение).
  • Добрая пословица – не в бровь, а в глаз.

- Как вы понимаете смысл? Найдите слова с парной согласной на конце слова. Как проверит написание этих слов? (бровь – брови, глаз – глаза).

  • Игра “Отгадай пословицу”

Назовите пословицу со словами: лень, труд; рыбка, уха.

Труд человека кормит, а лень портит.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Выпишите слова с парной согласной на конце и в середине слова. Подберите как можно больше к этим словам однокоренные слова и выделите корень. (Труд, трудиться, перетрудиться, рыбка, рыбалка, рыбачить, рыбак).

В это время группа детей самостоятельно выполняет задание в виде теста:

1) Ложь человека –

а) не рисует;
б) не красит;
в) не пишет.

2) На языке мед, а под языком -

а) лед;
б) конфета;
в) таблетка.

3) Кошке игрушки, а мышке -

а) куклы;
б) слезки;
в) леденец.

Физминутка

Вдох и выдох! Раз – присели!
Два – привстали, чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.

V. Самостоятельная работа

Посмотрите на доску. Здесь записаны два задания. Выберите для себя посильное, интересное упражнение и выполните его.

“Метаграммы”

Когда я с т, на мне плывут.
Когда я с д, меня сорвут. (Плот – Плод).

“Собери пословицу” Собирай, ягодки, соберешь, кузовок, по. (Собирай по ягодке – соберешь кузовок). Хочется съесть, да, рыбку, не, лезть, воду, в, хочется. (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть).

IV. Итоги: сделайте вывод по теме урока (Звук согласный проверяй, Рядом гласный поставляй). Поднимите руки те, кто считает, что Он был активен на уроке.

Домашнее задание:

Запишите пословицу со словарным словом или парной согласной на конце или в середине слова. Запишите, как вы понимаете смысл пословицы. Если возможно сделайте рисунок к ней.