Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по сказочной стране - Осени.
1-й ученик.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
2-й ученик.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу. Приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
3-й ученик.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
4-й ученик
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде;
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде,
5-й ученик
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Это выступление первой группы)
Учитель.
Такой красавицей увидели осень поэты. Но не только поэты наблюдали за осенней природой. В народе сложилось большое количество примет и загадок об осени.
(Выступает вторая группа учащихся)
1-й ученик.
Народные приметы.
Гром в сентябре – теплая осень.
2-й ученик.
Октябрьский гром – к белоснежной зиме.
3-й ученик.
Осенью паутина – на ясную погоду.
4-й ученик.
От первого снега до санного пути 6 недель.
5-й ученик
В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало- сухая.
Учитель.
Приметы появились в результате долгих наблюдений, которые проводило не одно поколение. Из уст в уста, от бабушек к внукам передавались эти наблюдения. Иногда эти наблюдения принимали формы шуточных, веселых вопросов – загадок.
(Третья группа учеников).
- Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает -
Когда это бывает? (Осенью) - Без рук, без ног, под окном стучит – в избу просится. (ветер)
- Лежит на земле, а нельзя её ни поднять, ни срубить, ни закрасить, ни соскоблить.(тень)
- Сидит – зеленеет,
Лежит – пожелтеет,
Падает – почернеет. (Лист дерева) - Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
- Слышать слышу, а видеть не вижу. (Эхо)
- У бабушки над избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут. (Месяц)
- Шел долговяз, в землю увяз. (Дождик)
- Висит сито не руками свито. (Паутина)
- Стоит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек, не шиты, не кроены, весь в рубцах. (Кочан капусты).
Учитель.
Молодцы ребята, хорошо умеете отгадывать загадки. А теперь проверим, на сколько вы внимательны и наблюдательны.
(Четвертая группа учеников).
.Гуляй да присматривайся!
- Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка)
- Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса)
- Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы – выходы в муравейнике, а сами собираются в кучу).
- Куда исчезают на зиму лягушки? (В тину, ил, под мох, бывает, забираются даже в погреб).
- Где раки зимуют? (В норах под берегами рек и озер).
- У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи, последние зайчата так и называются “листопаднички”).
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена).
- Где поздней осенью и зимой спят вороны? (В садах, в рощах, на деревьях, куда с вечера собираются большими стаями).
- Когда улетают от нас последние чайки и утки? (Когда замерзнут последние озера, пруды, реки).
(Учащиеся задают вопросы классу и если не слышат правильного ответа, то сами обстоятельно отвечают на свои вопросы).
Учитель.
Замечательно, мы не только повторили, что знаем об осени, но, я надеюсь, услышали что-то новое. А теперь я приглашаю всех поиграть.
“Детки на ветке”. Вариант первый.
Отгадать, “какие детки у этой ветки”.
Дети сидят в кружке на лужайке или на площадке. Учитель кладет перед ними несколько еловых и сосновых шишек, желудь, орехи, летучки клена, берет ветки от этих плодов , показывая детям по одной, говорит: “Где детки сосновой ветки?” Угадавший поднимает руку, выходит, берет сосновую шишку и подает учителю. Если подобрано правильно, ему отдают ветку с этой шишкой, если неправильно, кладут плод обратно.
Вариант второй.
Каждому из играющих детей дают шишку, или желудь, или орех и т.п. Затем учитель показывает какую-либо ветку и говорит: “У кого детки этой ветки?” Тот, у кого данный плод, поднимает руку и показывает его.
“Вершки и корешки”.
Собрали ребята овощи с огорода, стали мыть, очищать, хотят всех угощать; заспорили, кому это делать. Спорили-спорили и порешили: кто верно угадает по ботве, какой корешок от этого вершка, тот и будет всех угощать.
Вариант первый.
Выложить в ряд овощи с ботвой. Детям раздать ботву, а в мешочек положить овощи без ботвы. Дети внимательно рассматривают овощи, выложенные в ряд, затем их накрывает учитель и, вынимая из мешочка по одному овощи без ботвы, спрашивает “Корешок, корешок, где твой вершок?” У кого такой вершок, должен ответить “Вершок репки/ морковки (и т.д.) у меня”. Если ответ неверный, ведущий или учитель говорит: “Вершок, вершок, я не твой корешок” и показывает овощ с ботвой, спрятанный на подносе. Кто подберет правильно, угощает всех.
Вариант второй.
Срезанная ботва лежит в ряд на столе. Сбоку или повыше разложены в любом порядке корешки. Учитель предлагает детям закрыть глаза; убирает один корешок, затем спрашивает: “У какого вершка не хватает корешка?” Дети путем сравнения угадывают. Кто подряд три раза угадает, тот всех угощает.
На этом этапе урок заканчивается. Дети идут собирать букеты из листьев.