Цель: повторить знания по данной теме.
Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.
Оборудование: по желанию учителя на доске могут находиться подсказки в виде таблиц.
ХОД ИГРЫ
- А верите ли вы, что прибор, который помогает
определить сторон света называется спидометр?
(нет, это компас)
Без карты и компаса не отправятся в полёт самолёты, не поплывут по морям корабли, не поедут в дальнюю дорогу автомобили. В глубокой древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по звёздам и солнцу. Самый безотказный “компас” - солнце. Каждое утро оно поднимается над горизонтом, в полдень достигает наибольшей высоты и затем опускается всё ниже и ниже, пока вновь не спрячется за горизонтом. То место, где солнце появляется над горизонтом, называется востоком, где заходит – западом. - А верите ли вы, что кора берёзы всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности, наросты находятся всегда на северной стороне дерева. (да)
- А верите ли вы, что грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (да)
- А верите ли вы, что если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа – юг, а слева – восток. (нет)
- А верите ли вы, что пчёлы ориентируются по солнцу? (да)
- А верите ли вы, что попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (да)
- А верите ли вы, что если утром и вечером тень от крыла бабочки направлены на восток, то в полдень с севра на юг? И в пасмурный день бабочки располагаются так же (да)
- А верите ли вы, что местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (нет, картой)
- А верите ли вы, что определить стороны горизонта можно по направлению полёта птиц. Осенью они летят на юг, а весной н север? (да)
- А верите ли вы, что правильно определить стороны горизонта в степи поможет норка суслика? (да) Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают с южной стороны.
- А верите ли вы, что олени в лесу точат свои рога только о северную сторону дерева? (нет)
- А верите ли вы, что в южных районах растёт “компасное” растение латуг, листья которого, обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг рёбрами? (да)
- А верите ли вы, что ягода на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (нет, с юга)
- А верите ли вы, что цветущий подсолнечник поворачивает свою головку за солнцем? (да)
- А верите ли вы, что в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (да)
- А верите ли вы, что если нет компаса, то север – юг можно определить по часам? Нужно направить часовую стрелку на солнце и мысленную линию на “1”, разделить линию пополам, получите юг. (да)
- А верите ли вы, что в 12 часов дня волки встают головой на север и начинают выть? (нет)
- А верите ли вы, что на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а на северной тянется вдоль ствола тёмная полоса. (да)
- А верите ли вы, что мхи, лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов? (нет, с северной)
- А верите ли вы, что вороны каркают сидя на дереве только с северной стороны дерева? (нет)
- А верите ли вы, что белые грибы растут только с южной стороны деревьев? (нет)
- А верите ли вы, что после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (да)
“Это я, это я, это все мои друзья”
Цель: повторить правила поведения в лесу, на лгу, на водоёме и расширить кругозор учащихся.
Ход игры: учитель читает стихи. Если учащиеся согласны с действиями в стихотворении, то отвечают дружно”Это я, это я, это все мои друзья!” Если нет, то молчат.
“Лес – природное сообщество. Охрана.”
Мухомор, увидев я,
Мимо прохожу друзья.Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя!Кто бруснику собирает,
С корнем клюкву вырывает?По тропинкам кто шагает,
На жуков не наступает?Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем.Съедобные грибы мы топчем и сбиваем,
А несъедобные в корзинку собираем.Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.Магнитофон мы взяли в лесок,
И заглушили птичек голосок.В лес собачек мы возьмём,
Спокойней птичкам будет в нём!Ландышей нарву в лесу,
На праздник маме принесу.Мы ежонка видали,
И омой его забрали.
“Водоём – природное сообщество”
Кто придя на водоём,
Лилии срывает в нём?Кто водоём не загрязняет?
Бутылки в воду не бросает.Кто на глади зеркальной, речной,
Не нарушает уток покой.Вот незнакомый водоём,
Буду я купаться в нём!Если ловим мелкую рыбёшку,
То мы её бросаем кошке.Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижает?Мы машины в реке моет,
Копоть, грязь с неё отмоем.Мы кувшинки охраняем ,
И рогоз не обрываем.
“Луг – природное сообщество”
Летом по лугу гуляем,
И цветочки собираем.Гнездо в траве мы увидали
И с птенцами поиграли.Земноводных уважаем,
Их в траве не обижаем.Мы цветочки собираем,
Сачком бабочек гоняем.Будем луг оберегать,
Его глазами изучать.В траве полёвок мы нашли,
Понаблюдали и ушли.Поджигаем на лугу
Весною старую траву.Мы любуемся цветами,
Не срываем их с корнями.Мы костёр не разжигаем,
На землю мусор не бросаем.
“Кто как весну встречает?”
Игра проводится при прохождении темы “Животные весной”. Игра может быть проведена как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления изученного материала.
Оборудование: карточки с текстом на доске и на парте у учащихся.
Животные весну встречают,
Что-то в жизни изменяют.
Карточки передвигай,
Предложенья составляй.
1. Зайка беленький | И он вылез из берлоги. |
2. Белка серую дублёнку | Вылез из норочки раньше всех погреть иголочки. |
3. Вода подмочила мишке ноги | Меняет костюм на серенький. |
4. Ёжик | Сменила на рыженькую дублёнку |
5. Рыбы | После долгого сна выползают на прогретые солнцем места. |
6. Лиса тёпленькую шубку | В лужице, в пруду, вымётывают икру. |
7. Змеи | Поменяла на лёгенькую шкурку. |
8. Крот | В лесной хатке появляются волчатки. |
9. У волчихи | Вылезает из норы делать новые ходы. |