Быстро изменяющиеся условия современного техногенного общества предъявляют новые требования к современному педагогу-профессионалу, творческая педагогическая деятельность которого на современном этапе предполагает высокую профессиональную мобильность, готовность к творческой самореализации, владение искусством профессионального общения, умение творчески применять и разрабатывать педагогические технологии, свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач.
В г. Рязани и Рязанском регионе в числе требований, предъявляемым к учителям, аттестующимся на высшую квалификационную категорию, значатся: разработка и апробация новых (ранее не встречавшихся в практике образования и воспитания) технологизированных программ педагогической деятельности, включающих в себя диагностично поставленные образовательные цели и учебно-методические комплексы, системные проекты образовательного процесса, называемые в зависимости от выбранного учителем направления инновационных поисков, технологиями обучения (или соответственно – воспитания, развития). Данные технологии должны отвечать критериям оптимального отбора содержания, средств, методов обучения (воспитания), целеполагания, проектирования образовательных процессов, их контроля, оценки и коррекции (или их элементов), и могут быть рекомендованы к распространению.
Среди образовательных учреждений г. Рязани “Гимназия № 5”, которой в данном 2006-2007 учебном году исполнилось 50 лет, имеет высокий рейтинг. Особенностью гимназического образования и воспитания является ранняя и многопрофильная программа обучения иностранным языкам (английский язык – с 1 по 11 классы, немецкий язык – с 5 по 11 классы, латинский язык и основы античной культуры – 7 класс, на факультативных занятиях учащимися изучаются французский, арабский, китайский языки, ряд предметов преподается на английским языке – “Страноведение Великобритании и США”, “Прикладная экономика”, “Английская и американская литература” и др.). Значительный вклад в столь высокий рейтинг гимназии в городе и области внесла работа ее учителей иностранного языка. Из 16 педагогов кафедры 10 имеют высшую квалификационную категорию, 5 – первую, 3 отличника Народного образования, 1 – Заслуженный учитель Российской Федерации, несколько участников, лауреатов и победителей конкурса “Учитель года России”.
Яркими примерами технологизированных программ и технологий обучения иностранному языку, разработанных педагогами кафедры, являются: “Коммуникативная грамматика как средство активизации лексики” (учитель – Лялина Е.М.), “Страноведение Великобритании и США” (учитель – Алтынова Г.А.), “Технический английский язык” (учитель – Шестакова Н.В.), “Обучающая технология преподавания английского языка в соответствии с особенностями развития личности учащихся (модальности)” (учитель – Игнатова О.А.).
Кратко остановимся на психолого-педагогической базе, приведшей к разработке технологии преподавания английского языка в соответствии с особенностями развития личности учащихся. Человеческое познание проходит две ступени - чувственную и логическую. На наш взгляд, сегодняшнее обучение недостаточно использует первую ступень. А ведь именно через ощущения мы воспринимаем внешний мир еще до того, как наша мысль начинает обрабатывать поступившую информацию. Наша система обучения долгое время была направлена на то, чтобы учить всех одинаково. Конечно, говорились слова о дифференцированном подходе, но, как правило, речь шла лишь о дополнительных заданиях - более или менее сложных для данных учеников. Родилось понятие “неспособный ученик” - тот, которого нельзя научить. Многие современные педагоги объясняют неуспех учеников их “неправильными” способами работы, а педагогическую коррекцию понимают как адаптацию всех детей к нашей системе требований и приемов. Количество классов для “сильных” и “слабых” детей в современных школах увеличивается, так как другого пути обучить всех детей учителя не видят. Торжествует принцип - “Дети разные, это мешает обучению”, при этом сильных учат хорошо, а слабых плохо. Нам, конечно, понятны сейчас политические и идеологические корни нашей педагогики и то, что долгие годы взращивалось в населении, - было результатом основного направления- обобществления всего, особенно типа мышления.
Что же может противопоставить этому унифицирующему подходу педагогика гуманистическая? Признавая единство педагогических целей, она зовет учителя к тому, чтобы для разных детей находить разные пути достижения этих целей.
Наш отрицательный опыт, своей причиной имеющий большую загруженность учителя, недостаток хороших учебников, социальные проблемы, говорит, что есть дети, которых невозможно научить, и они лишь номинально присутствуют на уроке, лишь изредка подавая голос. Ребенок “выпал” из системы, не войдя в нее, потому что родился не таким, как большинство в классе. Для нашей гимназии - это явление нехарактерное, но все же оно имеет место. Но наш же положительный опыт показывает, что нет детей без мотивации к учебе, учить иностранный язык хотят все. Тот факт, что дети хотят учиться, означает, что учителя обязаны им помочь. Успех должен быть достигнут каждым, именно тогда мы вырастим общество лидеров.
Одна из жизненных коллизий людей заключается в том, что вещи не всегда являются тем, чем кажутся. Так и ученики не всегда представляют собой то, чем кажутся, а их поведение не всегда обусловлено теми причинами, которые представляются нам очевидными. Все дети разные, все используют разные стратегии при обучении, задача учителя – знать и умело использовать психологические особенности своих учащихся, гибко применять разные стратегии обучения. Практика обучения показывает, что, оказывается, все люди от рождения нуждаются в разных стилях обучения, так как имеют разные возможности, связанные с каналами, по которым к ним поступает информация. Соответственно, учащихся, учителей, любых людей можно отнести к рефлексивному, синтетическому, сенсорному, индуктивному, контекст-зависимому, кинестетическому типу (часто типы имеют пересечения), а в широком смысле - к правополушарным (чаще всего аудиального типа, склонны к синтезу, индукции) - и левополушарным (визуального типа, ориентированы на дедукцию и анализ).
Давая краткую характеристику каждому из этих типов, можно отметить, что, левополушарники легко воспринимают вербальный материал (лекция, учебник), умеют использовать правила, последовательны в своих действиях и поступках, способны к произвольному запоминанию. Для правополушарников главное - смысл, они легко улавливают основную мысль из контекста, хорошо работают методом мозгового штурма, но несколько сумбурны, часто хромает грамматика. Бывают излишне эмоциональны, произвольное запоминание может быть затруднено. Детям этого типа нужно дать возможность интегрировать, создавать собственные миры, а не анализировать.
Не вызывает сомнений, что педагоги тоже разные, со своим индивидуальным стилем преподавания, во многом обусловленным психологическими особенностями самого учителя. В результате могут возникнуть такие проблемы, как “конфликт стилей” (несовпадение стиля обучения учащегося со стилем преподавания учителя) и несовпадение со средним профилем класса
С 2000 г. в гимназии № 5 г. Рязани на кафедре иностранных языков совместно с психологами гимназии был разработан и действует эксперимент, основной целью которого является внедрение технологии дифференцированного преподавания по стилям обучения учащихся в практику работы. В результате применения данной технологии было доказано, что учащиеся достигают лучшего результата, используя предпочитаемый ими учебный стиль. Но имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения. С этой целью можно использовать методику ОЗТ (обучение-закрепление – тестирование). В соответствии с этим подходом обучение и тестирование должны ассоциироваться с наиболее выраженными учебными стилями ребенка, а закрепление – с выраженными более слабо. Нами разработана типология заданий и упражнений по английскому языку, учитывающая разные стили обучения учащихся (таблица 1), а также применяются различные упражнения. Приведем лишь несколько примеров:
“Снежный ком”. Учитель называет какое либо слово, ученик повторяет его, добавляя к нему еще одно, характеризующее какой-либо признак. Следующий ученик повторяет предыдущие слова и добавляет свое и т.д. При сбоях никто не подсказывает, цепочка слов продолжается с ошибками, провалами, либо точно воспроизводится. Затем рефлексируется, что было легким, трудным, идет осмысление “провалов” памяти. Упражнение направлено на развитие детализации, выработку эффективных стратегий зрительного запоминания (смыслологическая последовательность, личностная значимость образа). Иностранный язык– работа с лексикой, словесность – работа с понятиями.
Игра “Пойми фразу”. Учитель сообщает ученику на ухо какую-либо фразу, он показывает фразу пантонимически, чтобы остальные учащиеся сумели правильно ее разгадать. Допускаются уточняющие общие вопросы. Игра представляет собой тренировку навыков образного сообщения, это тренинг умения задавать вопросы, выстраивать логические цепочки, умения перерабатывать информацию с визуального канала на аудиальный. Иностранный язык – лексико-грамматические упражнения.
Игра “Интонация”. Учитель пишет на листках бумаги названия любого чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача учащихся – произнести заданную фразу с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам обнаружить насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении. Иностранный язык – работа с лексическим материалом.
Упражнение “Разговор больших пальцев”. Работа в парах, учитель задает темы общения: пальцы знакомятся, поссорились, ищут возможность помириться, помирились. Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. Иностранный язык– разучивание диалогов.
Данные упражнения можно применять на любом предмете с учащимися разных возрастов.
Учитель должен всегда стремиться создать баланс в классном коллективе. Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, ученики, выполняя смешанные задания, помогают друг другу увеличить количество своих учебных стратегий. Например, ученик синтетического типа, работая в паре с партнером-аналитиком над заданием оценить значимость текста, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, выделение сути, сопоставление фактов. Ученик-аналитик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, разбиения на категории и “расшифровки” неясных участков текста. Итак, данную технологию и ее отдельные элементы можно применять на любом предмете (таблица 2), а учителю, стремящемуся научить каждого ученика нужно запомнить следующую формулу успеха.
Формула успеха:
- Определить стили обучения каждого учащегося, отметить место каждого ученика на карте стилей.
- Определить усредненный стиль класса, выяснить, кто не соответствует стилю большинства.
- Определить стиль преподавания учителя и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.
- Определить ориентацию учебных материалов и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.
- Определить методы включения учащихся группы риска в учебный процесс (адаптация внутри класса, творческое использование работы в малых группах, индивидуальные домашние задания, консультирование учащихся).
Таблица 2. Создание баланса на уроке.
Стиль | Иностранный язык | Математика | Естественные науки | Словесность |
Синтетический | Восприятие на слух, освоение вокабуляра методом “островков” | Задачи в словах, формулировка теорем | Мозговые штурмы, выделение важнейших моментов, предсказание результатов | Сочинения, задания на правописание |
Аналитический | Чтение, освоение вокабуляра посредством изучения слов | Вычисления, работа в одиночку, доказательство теорем | Проведение эксперимента и определение результатов | Анализ рассказа, разбор слов, задания на поиск ошибок |
Импульсивный | Мозговой штурм, деятельность, требующая быстрой реакции, ролевые игры | “Математические марафоны” | Экспериментальные занятия | Чтение /пересказ, задания по правописанию |
Рефлек сивный | Работа в малых группах, деятельность, требующая отсроченной реакции | Письменные работы | Демонстрация научных достижений | Чтение и краткое изложение, обучение других |
Визуальный | Чтение с доски | Письменные задачи | Чтение книг | Чтение рассказов |
Аудиальный | Диалоговый режим, видеофильмы, аудиокассеты | Устные задачи | Просмотр фильма | Прослушивание рассказов |
Кинестетический | Игры, соревнования, группы с переменным составом, работа с магнитофоном и учителем | Решение задач с использованием реальных предметов | Проведение экспериментов | Разыгрывание рассказов по ролям |
В заключение хочется отметить, что применение данной технологии позволило нам получить следующие результаты: повысить мотивацию и интерес учащихся к иностранному языку, облегчить учащимся получение и воспроизведение информации, повысить качество знаний учащихся.
Нет типов хороших или плохих, каждый имеет свои преимущества и недостатки. Левополушарники создают упорядоченность мира, углубляют и систематизируют имеющиеся знания, не дают человечеству отклониться от общей линии развития. Правополушарники – это генераторы идей, способные к панорамному мышлению, созданию целостных теорий, они направляют развитие, ими определяется направление прогресса. Без левополушарников общество превратится в хаос, без правополушарников станет роботоподобным. Прогресс возможен только при наличии в обществе людей и с левополушарнымым, и с правополушарным типами мышления. Создание в школе неравных условий для развития каждого из этих типов может задержать прогресс общества. Учителю необходимо знать о данных особенностях учащихся, данную технологию можно и нужно применять на любом предмете, в любой ступени образования (начальной, средней, старшей). Входя в класс, вспоминайте слова О. Мандельштама: “Не сравнивай! Живущий несравним!”