Цели:
- развить у детей рефлексию своего поведения;
- учить находить альтернативу конфликтному поведению;
- разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей.
Материалы к занятию:
- карандаши (фломастеры),
- раздаточный материал (готовые рисунки, агрессивного персонажа),
- картина с конфликтной ситуацией.
“Доброе животное” (ритуал приветствия)
Дети, с ведущим, встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: “Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!”,- все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей… “А теперь послушаем вместе!”,- вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. “Так не только дышит животное, также ровно бьется его доброе большое сердце”, - стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
Игра “Тренируем эмоции”
Детям предлагается:
- Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница.
- Улыбнуться, как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто вы увидели чудо.
- Испугаться, как заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.
- Устать, как папа после работы; человек, поднявший тяжелое.
Мысленная картинка на тему “Я сержусь”
В процессе обсуждения делается вывод, что “сердитки” приводят либо к слезам, либо к кулакам, поэтому сердитому человеку нужно помогать избавиться от них.
Игра “Один, два, три - где зло прячется, покажи”
У детей спрашивают: “Где прячется зло и “сердитки”?”
- в обидных словах, слухах, наговорах исподтишка;
- в голове, в злых мыслях, во лбу; в глазах, на лице;
- в том, кто дразнит других;
- в груди или сердце;
- в неприятных существах;
- в ногах или носках.
Вопросы:
- Как часто вы бываете злыми (обиженными)- иногда, часто, почти всегда, раз в день, раз в неделю?
- Чем отличается злость от обиды?
- Что хуже, быть обиженным или злым?
- Что можно сделать, чтобы злость и обида ушли? (Посмеяться над злом, обидой; чаще думать о приятном; отвечать на зло (обиду) сердитым взглядом; накричать на зло (обиду); высмеять зло, гнев, обиду.)
“Почему подрались мальчики?”
Детям показывается рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики и предлагается подумать, почему ребята подрались и как можно было бы поступить по-другому.
“Что изображено на картинке?”
Детям показывается картинка, на которой изображен мальчик с эмоцией ярости на лице. Ведущий обращает внимание на внешний вид мальчика (некрасивый, искривлен рот, глаза сужены, руки сжаты в кулаки) и на чувства детей: “Скажите, ребята, хочется ли вам подойти и поиграть с ним?”
Ведущий подталкивает детей к выводу, что рассерженный человек меняется внешне, а также к нему не “тянуться” сверстники.
“Конкурс художников”
Детям раздаются черно-белые рисунки с агрессивным персонажем и предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым.
“Эстафета дружбы” (ритуал окончания)
Взяться за руки и передавать рукопожатие. Начинает ведущий: “Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!”.
Используемая литература.
- Хухлаева О.В. “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет”, психологические игры, упражнения, сказки, - М.: Генезис, 2003
- Романов А.А. “Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик” - М.: “Романов”, 2001
- Далинина Т.А. “В мире детских эмоций“ - пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004