Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. развить у детей рефлексию своего поведения;
  2. учить находить альтернативу конфликтному поведению;
  3. разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей.

Материалы к занятию:

  • карандаши (фломастеры),
  • раздаточный материал (готовые рисунки, агрессивного персонажа),
  • картина с конфликтной ситуацией.

“Доброе животное” (ритуал приветствия)

Дети, с ведущим, встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: “Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!”,- все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей… “А теперь послушаем вместе!”,- вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. “Так не только дышит животное, также ровно бьется его доброе большое сердце”, - стук - шаг вперед, стук - шаг назад.

Игра “Тренируем эмоции”

Детям предлагается:

  • Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница.
  • Улыбнуться, как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто вы увидели чудо.
  • Испугаться, как заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.
  • Устать, как папа после работы; человек, поднявший тяжелое.

Мысленная картинка на тему “Я сержусь”

В процессе обсуждения делается вывод, что “сердитки” приводят либо к слезам, либо к кулакам, поэтому сердитому человеку нужно помогать избавиться от них.

Игра “Один, два, три - где зло прячется, покажи”

У детей спрашивают: “Где прячется зло и “сердитки”?”

- в обидных словах, слухах, наговорах исподтишка;
- в голове, в злых мыслях, во лбу; в глазах, на лице;
- в том, кто дразнит других;
- в груди или сердце;
- в неприятных существах;
- в ногах или носках.

Вопросы:

  • Как часто вы бываете злыми (обиженными)- иногда, часто, почти всегда, раз в день, раз в неделю?
  • Чем отличается злость от обиды?
  • Что хуже, быть обиженным или злым?
  • Что можно сделать, чтобы злость и обида ушли? (Посмеяться над злом, обидой; чаще думать о приятном; отвечать на зло (обиду) сердитым взглядом; накричать на зло (обиду); высмеять зло, гнев, обиду.)

“Почему подрались мальчики?”

Детям показывается рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики и предлагается подумать, почему ребята подрались и как можно было бы поступить по-другому.

“Что изображено на картинке?”

Детям показывается картинка, на которой изображен мальчик с эмоцией ярости на лице. Ведущий обращает внимание на внешний вид мальчика (некрасивый, искривлен рот, глаза сужены, руки сжаты в кулаки) и на чувства детей: “Скажите, ребята, хочется ли вам подойти и поиграть с ним?”

Ведущий подталкивает детей к выводу, что рассерженный человек меняется внешне, а также к нему не “тянуться” сверстники.

“Конкурс художников”

Детям раздаются черно-белые рисунки с агрессивным персонажем и предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым.

“Эстафета дружбы” (ритуал окончания)

Взяться за руки и передавать рукопожатие. Начинает ведущий: “Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!”.

Используемая литература.

  1. Хухлаева О.В. “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет”, психологические игры, упражнения, сказки, - М.: Генезис, 2003
  2. Романов А.А. “Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик” - М.: “Романов”, 2001
  3. Далинина Т.А. “В мире детских эмоций“ - пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004