Методическая разработка по внедрению регионального компонента

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Познакомить детей с экспонатами выставки.
  • Познакомить детей с предметами, которые относятся к жизни и быту народов Севера, учить выделять эти предметы из общей массы работ, выставленных на выставке.
  • Развивать интерес к жизни и быту народов Севера и нашего края.
  • Воспитывать любовь к родному краю, внимание, речь.
  • Предварительная работа: беседа о днях рождения, о Севере

Словарь: чум, ханты, нарты,

Ход занятия

Сегодня, ребята, мы с вами пойдем на экскурсию, на выставку разных интересных предметов, которые ко дню рождения нашего Северного края Ямала изготовили дети, родители, работники нашего д/с “Снежинка”.

По приходу на выставку обращаю, внимание детей как много людей трудилось, чтобы сделать подарок на день рождения Ямала, и вот они все подарки перед вами.

Дети самостоятельно рассматривают экспонаты, задают вопросы. Воспитатель обращает внимание на девочку хантыйку, как она одета, элементы узора на одежде, также на санки – которые называются нарты, на которых ездят ханты, запрягая оленей или собак. Дом, который называется чум, покрытый оленьими шкурами, там живут ханты.

Дети рассматривают внимательно, беседуют друг с другом, воспитателем.

По окончании экскурсии воспитатель с детьми договаривается, что они вместе сделают в группе чум, нарты, девочку хантыйку и будут играть с ними, чтобы подружиться.

Художественный труд

Тема: Закладка в книгу с использованием орнамента народов ханты, ненцев

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с северным краем, с особенностями национальной одежды ханты и ненцев, их орнаментом и украшениями.
  • Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни.
  • Воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма
  • Развивать вкус, побуждения детей к проявлению инициативы и творческой самостоятельности при выборе орнамента.

Предварительная работа:

  • Беседа о Северном крае, чтение сказок, рассказов народов Севера.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением народов ханты и ненцев в национальных костюмах, игры с мозаикой.

Словарь: малица, кисы, нарты, ненцы, орнамент – зайчик, оленьи рога, уточка.

Материал: куклы в национальных костюмах, заготовки орнаментов, закладки.

Ход занятия

Ребята, где мы живем? (На Севере, Ямале)

Как называется город, в котором мы живем? (Муравленко)

Какие коренные жители населяют наш край. (Ханты, ненцы, селькупы)

Как называется одежда ненцев и ханты? (Малица, кисы)

Чем украшена одежда? (Орнаментом, бисером, тесьмой)

К нам в гости пришла кукла хантыйка в своем национальном наряде (рассматривание куклы и ее одежды).

Каким видом орнамента украшена одежда хантыйки? (Заячьи ушки, оленьи рога, уточка)

Сегодня мы с вами сделаем закладки книг с использованием разных орнаментов, которые вы сами выберете.

Самостоятельная работа детей.

В конце занятия поощрить детей за самостоятельный подбор орнамента и цветовые решения.

Занятие по познавательной деятельности

Тема: Наш Северный край

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с нашим краем, Севером, Ямалом, г. Муравленко.
  • Развивать интерес к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни; речь, память.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

  • Фото-выставка “Природа Севера”, “Жители Севера”.
  • Чтение сказок, рассказов о природе, жителях, животных севера.

Материал: фото и иллюстрации с изображением природы севера, жителей севера.

Ход занятия

1. Разминка для ума

Дидактическая игра, “Какой? Какая? Какое?”

Зима, какая? (Красивая, белоснежная, морозная, холодная ит.д.)

Снег, какой? (Холодный, белый, хрустящий, искристый, грязный, мягкий, твердый)

Небо, какое? (Голубое, белое, серое, черное, лунное, звездное)

2. Чтение стихотворения

Мы на Севере живем
Домом мы его зовем.
Здесь и холод, и мороз
Он доводит нас до слез.
Но мороз не страшен нам
Мы гуляем по дворам.
Одеваемся тепло,
Чтобы нас не занесло.
(авт. Убушеева 12 лет)

Беседа

Дети, в каком крае мы живем? (Север, Ямал)

А как называется город, в котором мы живем? (Муравленко)

Какой национальности люди живут на Севере? (Коренные – ханты, ненцы, селькупы; русские, киргизы, украинцы, татары, башкиры)

А вы знаете, что людей, которые живут на Севере, на Ямале называют северянами. Северяне не боятся ни холодной зимы, ни жаркого лета, они живут здесь и работают.

Самые главные люди это те, которые добывают нефть и газ их профессия – нефтяники. В городе живут люди, которые тоже много полезного делают для нашего города. Это врачи, учителя, водители, пожарные и др.

Физкультурная минутка

Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем,
Наши ножки топ, топ,
Наши ручки хлоп, хлоп.

Ребята, а ваши родители кем работают? (Дети рассказывают о профессии своих родителей)

3. Игра “Узнай свой город”

Дети рассматривают фото и называют знакомые места, затем обмениваются и рассказывают друг другу о городе.

Занятие по познавательной деятельности

Тема: Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого)

Цели:

  • Познакомить детей с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого) показать детям сходство и различия в облике разных народов, различия в языке.
  • Развивать интерес к другим народам, их одежде, языку, быту, обычаям и традициям.
  • Воспитать патриотические чувства.

Предварительная работа: Чтение сказки “Гуси-лебеди”, ненецких сказок, рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей; игра “Давай поприветствуем друг друга”.

Словарь: шуба, малица, кисы, кокошник, валенки, рукавицы, ненцы, ненка, обруч.

Материал: куклы в костюмах (русский, ненецкий).

Ход занятия

В группу входят дети и здороваются, затем приветствуют друг друга по-разному или на другом языке.

Сегодня мы с вами узнаем много интересного. К нам сегодня приехали гости на санках из сказки “Гуси-лебеди”, как их зовут?

Конечно, это сестрица Алёнушка и братец Иванушка (появляются). Алёнушка и Иванушка собрались к вам в гости, принарядились. Посмотрите внимательно на их наряды.

Расскажите, во что одета Алёнушка.

А теперь скажите что надето на Иванушке.

У Алены на голове кокошник, у Иванушки, обруч.

Как вы думаете, ребятки, в чём Алёнушка с Иванушкой зимой ходят в гости, в какой одежде. (Шуба, валенки, шапки)

Давайте оденем и обуем кукол в зимнюю одежду.

Пока дети заняты одеванием кукол, в группу входит кукла-ненка.

Я к вам долго добиралась, на улице очень холодно.

Я оделась очень тепло. Моя шуба и шапка сшиты из оленьих шкур.

Моя шуба называется – малица, а сапожки – пимы кисы.

Со своей мамой я разговариваю на другом языке. Каждое утро я ей говорю не “доброе утро”, а “амдерлым”.

Хотите, я вас научу здороваться по ненецки?

А хотите, послушаем песенку на незнакомом языке? (Звучит музыка)

Правда, интересно?

Наши гости, погостят у нас, поиграйте с ними, познакомьте с группой.

Занятие по познавательной деятельности

Тема: В гостях у северных птиц и животных

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с животными и птицами Севера.
  • Расширять знания о жизни животных и птиц в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить различать животных и птиц по внешнему виду, месту обитания.
  • Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных.
  • Воспитывать любовь и понимание к животным и птицам, желание им помочь в трудное время.

Предварительная работа: Рассматривание картинок, иллюстраций о животных и птицах, чтение рассказов, сказок, д\игры; имитация движений, голоса.

Материал: Иллюстрации, картинки животных и птиц Севера; муз. произведение “Северные мелодии”, игрушка зайка, волшебный сундучок.

Словарь: тундра, ягель – мох, нарты.

Ход занятия

Разминка

Ребята мы сегодня совершим путешествие в гости к животным и птицам, которые живут у нас на Севере. Давайте подумаем, на чём мы можем поехать к ним. (Дети называют виды транспорта, а затем выбирают один из видов транспорта, который не напугает животных и птиц; не навредит природе, это нарты на которых по тундре передвигаются ханты, ненцы.)

Давайте представим себе, что мы сели на нарты с оленями и помчались быстро, быстро в тундру. Посмотрите налево, направо, вперёд, вверх, вниз.

Ребята, а что это такое, давайте посмотрим, да это же волшебный сундучок, кто его здесь оставил? Давайте откроем и посмотрим что в сундучке, да здесь же письмо. (Читаем).

Здравствуйте, ребята, вы решили поехать в гости к жителям тундры, значит вы смелые, сильные, умные, вы ничего не боитесь. Вас в пути ждут интересные приключения и преграды, но вы не сдавайтесь, мы ждём вас в гости птицы и звери Севера.

Ну тогда продолжим путешествие. (Звучит муз. “Северные мелодии”)

Ой, ребята посмотрите, это кто там впереди сидит. (Зайка) Он наверное нас встречает, да нет, что-то случилось, зайка грустный, давайте у него спросим. (Дети спрашивают, слушают рассказ зайчика.)

С моими друзьями зверями и птицами Севера случилась беда, их заколдовала злая колдунья, она не хочет, чтобы вы приехали в гости и встретились.

Ребята, что же нам делать, надо зверей, птиц выручать. Поможем? Зайка, а что же надо делать, подскажи нам?

Ну слушайте. Злая колдунья очень боится загадок. Если мы разгадаем загадки, некоторые звери и птицы освободятся. (Загадки о зверях и птицах.)

Молодцы, ребята!

Вот мы и помогли некоторым птицам и животным. Но самые славные животные и птицы Севера ещё в беде. Если мы им не поможем, то они исчезнут навсегда, и мы их не увидим никогда.

Зайка, что же нам дальше делать?

Ребята, давайте отдохнём, а потом решим, что делать дальше.

Физ. минутка

У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко,
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук-тук дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай,
Лапку мне давай.

Ребята, а зайка придумал, как выручить Северных друзей. Надо поиграть в игру “Знаешь, отвечаешь”. (Детям воспитатель задаёт вопросы на северную тематику).

Где мы с вами живём?

Как называется наш город?

Какие коренные жители живут у нас на севере?

Как называется одежда ханты?

На чём коренные жители передвигаются по тундре?

Какие деревья растут у нас на Севере?

Какие ягоды растут у нас в лесу?

Какие животные живут на Севере?

Какими видами орнамента ханты и ненцы украшают свою одежду?

Что едят олени? (ягель, мох)

Какие вы молодцы!

Злые чары колдуньи исчезли и все животные и птицы свободны.

А теперь мы порадуемся вместе со всеми и изобразим всех птиц и животных, которым мы помогали. (Дети имитируют движения и голоса птиц и животных).

Занятие по познавательной деятельности

Путешествие зайца Степашки

Цели:

  • Выявить у детей значение об окружающей среде (название группы, д.\сада, города).
  • Выявить уровень диалогической речи, звукопроизношение; умение подражать голосом, изменяя темп, тембр голоса.
  • Выявить уровень умения рассказывать сказки, обыгрывать, драматизировать.
  • Продолжать расширять, уточнять знание детей о природе родного края, о значении растений в жизни людей.
  • Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, мышление, речь, движение.
  • Воспитывать любовь и интерес к окружающей среде (людям, растениям, животным)

Материал: Кукла - заяц Степашка, атрибуты и костюмы к сказке “Колобок”.

Предварительная работа: наблюдение, рассматривание книг, открыток, чтение сказок и драматизация сказок, кукольный театр.

Ход занятия

Стук в дверь.

Дети, вы слышите, кто-то стучится? Дети, спросите, кто там!

Воспитатель прислушивается к гостю, и говорит, что гость просит помочь ему говорить, а то он простудился и голоса его не слышно.

Меня зовут заяц Степашка! А куда я попал? Как называется ваша группа, детский сад? Как называется ваш город?

(гр. Красная шапочка, д\с “Снежинка”, город Муравленко.)

Вот здорово, значит, я правильно шёл и пришёл точно по адресу, который мне ёжик  Колючка дал, ему у вас очень понравилось

Ребята, давайте познакомимся, вы знаете, как меня зовут, а я не знаю, как вас зовут. (Заяц подаёт лапу каждому ребёнку, и дети говорят ему своё имя.)

Вот мы и познакомились. Как у вас красиво в группе. Я хочу познакомиться с вашей группой и узнать вас и вашу группу. Давайте совершим путешествие по вашей группе, и вы мне всё расскажите.

Дети, а кто нарисовал эти чудесные картины? (Ответ)

Что нарисовано на картинах? (Природа нашего края.)

Какие деревья растут у нас на Севере? (Ёлочки, берёзы, сосны, осины …)

А для чего вам эти книги, открытки и о чём они? (Они о нашем городе и Севере.)

Как называются коренные жители Севера! (Ненцы, ханты и манси.)

А что это за узор красивый. (Это ненецкий узор в виде оленьих рогов.)

Как вы много знаете, теперь и я буду много знать. Но пойдёмте дальше. Зачем вам этот уголок, что вы там делаете. (Рисуем, лепим, конструируем, делаем аппликации.)

Дети, а для чего вам нужно столько книг, вы ведь не умеете читать. (Рассматриваем, взрослые читают – будем много знать и уметь.)

А это что за чудесное место? Здесь так хорошо и красиво. (Это уголок природы, здесь живут растения, животные и волшебные человечки.)

Для чего нужны вам растения? (Для красоты, растения дают чистый воздух, создают уют).

А как зовут этих человечков? (Флорик – хранитель цветов. Радужка – хранительница цвета. Осьминожка – хранительница рыб.)

Дети, а что вам нравится больше всего в уголке? (Рассказы детей)

Дети, а что там за чудесный домик, для чего он и кто там живёт? (Живут там: игрушки-зверюшки, сказки и игры.)

Ребята, а какие вы сказки знаете? (Три медведя, Гуси-лебеди, Колобок, Заюшкина избушка, Репка и др.)

А вы мне покажите сказку? Я их очень люблю.

Да, мы покажем тебе сказку, “Колобок”, усаживайся, Степашка, поудобнее и смотри.

По окончании сказки предлагаю изменить окончание сказки, (лиса не съела колобка, а подружилась с ним, и колобок пригласил всех зверей и детей в дружный хоровод). Колобок лиса и заяц угощают всех детей маленькими колбочками (Чупа-чупсами).

Работа вне занятий, предварительная и подготовительная работа по внедрению регионального компонента.

Изготовление чума, пошив одежды (малица), летний наряд ненки, хантыйки, изготовление – лепка оленей, собак, нарт.

Подборка материала о жизни, быте коренных жителей нашего края.

Подборка сказок, былин, легенд, рассказов о жизни и быте жителей Севера.

Рисование картины о Севере.

Работа с родителями: Беседы о коренных жителях Севера. Совместная выставка книг о Севере. Фото-выставка “ Природа Северного края”, “Жители Севера”, “Животные северного края”.

Литература: журнал “Ямальский меридиан”.