Проблема преемственности в обучении математике приобрела особое значение в связи с широкой диверсификацией школы, ставшей реальностью, с которой уже не могут не считаться как непосредственные участники учебного процесса – учителя, так и организаторы школьного образования, общество в целом.
Острота этой проблемы определена как минимум тремя обстоятельствами: широким распространением различных типов общеобразовательных учреждений, профильной дифференциацией обучения на старшей ступени и в основной школе, наличием большого числа учебников в одной и той же параллели… Поэтому относящаяся к разряду вечных проблема совершенствования обучения математике приобрела на современном этапе качественно иной аспект. В последние десятилетия, впрочем, как и практически всегда, эта проблема решалась исходя, по существу, из единственной цели – сделать более эффективным так называемое традиционное обучение, с более или менее устоявшимися содержанием и соответствующими требованиями к математической подготовке школьников, адекватными столь же устоявшими целям школьного математического образования и, главное, представлениям о роли математики в обществе и в жизни конкретного человека.
Что ценнее всего для человека? “Здоровье”, - не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: “Мысль”. Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. Вот почему ведущая идея в педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед ребенком спектр приложений математических знаний, основная задача – передать увлеченность предметом воспитанникам.
По проблеме активизации познавательной деятельности печаталось и печатается много трудов. В данной работе я предлагаю несколько приемов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.
Все предложенные приемы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей. Часть из книг, методических пособий, но все они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне как учителю.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счету, так и урокам вообще. Поэтому в запасе имею арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбием ребят. Предлагаю примеры, оформленные в виде блок-схем, большие примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты, строить алгоритмы.
Следующий вид заданий исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Предлагаю ребятам задачи-шутки, задания на внимание. А сочинительство задач, сказок, составление контрольной работы по теме – это целый раздел в методике работы с детьми.
Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Предлагаю следующие виды:
- Программированный опрос.
- На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании счета у ребят появляется новое слово, об этом слово дается интересная историческая справка или готовится дополнительный материал
- Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом.
- Математическое лото.
В своей работе для активизации познавательной деятельности я использую:
- Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
- Различные формы работы с книгой.
- Использование различных поощрений: жетоны, дифференцированные домашние задания, проверка домашних заданий у одноклассников.
- Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
- Использование на уроках элементов историзма, занимательности
- Использование проблемных ситуаций.
- Изложение материала блоками.
- Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой, анкетирование, тестирование.
- Наблюдение за речью, рецензирование ответа.
Положительный эффект индивидуальных заданий несомненен, особенно домашних, так как ученики выполняют их в основном самостоятельно. Просматривая индивидуальные работы вместе с учащимися, которые их делали, вовлекаю ребят в беседу, расспрашивая об испытанных трудностях, о примененных законах, определениях и т.д.
Наиболее ценным методическим приемом является проблемное изложение. Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемы, которая логически вытекает из ранее пройденного и ведет к необходимости более высокой ступени познания окружающего мира.
В своей работе я перечислила лишь маленькую толику того, что можно использовать в работе для придачи ей разнообразия, большей увлекательности, яркости. Все это можно использовать и в высшей школе.