Урок-сказка по теме: "Безударные окончания имен существительных 1-го и 3-го склонений в родительном и дательном падежах. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепление правописания безударных окончаний имен существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах.
  2. Развитие умений распознавать существительные 1 и 3 склонения в родительном и дательном падеже.
  3. Воспитывать любовь к чтению русских народных сказок.

Оборудование:

  • карточки,
  • иллюстрации Бабы-Яги, леса, реки, камня,
  • дворец Кощея,
  • березка,
  • шкатулка,
  • Кощей Бессмертный,
  • учебник “Русский язык” автор Т.Г. Рамзаева.

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Девиз урока.

Учите, дети, русский к ряду
Учите с душой, с усердием, трудом,
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Запись числа и классной работы.

II. Вводное слово в сказку.

Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену Прекрасную. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено правилам русского языка”.

Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли, шел он на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута. Если он справится с заданием, значит удержится на веревке и перейдет через реку.

- Поможем Ивану-Царевичу?

Задание № 1

а) Минутка чистописания

Рр  гг  рр  гг  ррр  ггг

б) Подбор однокоренных слов к слову река и разбор по составу.

чьк   е__

Р … ка, ре чк а, р и чушка .

в) Грамматический разбор предложений. Определение склонения и падежа имен существительных.

Берега речки заросли камышом. К речке трудно подойти.

Учитель: С Вашей помощью, ребята, Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная полянка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником русского языка. Увидела Царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел”. Но сначала помоги мне разобраться с этим заданием:

- Что такое склонение?

Задание № 2

а) Просклонять имена существительные береза и ель.

Учитель: Вот теперь – говорит Баба-Яга – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.

“Нет!” - говорит Иван-Царевич, мне надо скорее. Дай мне лучше свою ступу. Что ж, бери, только помни, что она работает на окончаниях имен существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падеже. Если правильно сделаешь задание, то взлетишь.

Задание № 3

- Восстановить деформированное предложение, определить склонение и падеж существительных. (Работа на два варианта)

I вариант. Вела, к, узкая, роще, дорожка.

II вариант. Из, доносилось, птиц, пение, рощи.

Учитель: Молодец Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, сделав написанное на ней задание.

Задание № 4

- Чтение правила по учебниук стр 91.

- Выборочное списывание. Упр. 200 стр. 91.

- Поблагодарил Иван-Царевич Бабу-Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два фразеологизма. Тут понял Иван, что ему надо вставить пропущенную букву и доказать ее правописание и объяснить значение этого фразеологизма.

Задание № 5

  • Делать из мух… слона.
  • Капля мала, а по капл… море.
  • Стрелять из пушк … по воробьям.

Учитель: Обрадовался Иван-Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немного размяться.

III. Физминутка.

Учитель: Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал, дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич справился с заданием, которое ему дала Баба-Яга, и разгадал секрет замка.

(Нажимает музыкальную кнопочку от музыкальной открытки).

“За невестой пришел?” - говорит ему Кощей. Давай мирно договоримся. Задам я тебе всего одно задание. Справишься? – забирай Елену Прекрасную, а не справишься голова твоя с плеч долой. Делать нечего, согласился Иван.

Задание № 6

а) Творческая работа. Восстанови по этим словам русскую народную сказку про лесных зверят, а потом определи склонение и падеж имени существительного. (Заюшкина избушка)

У лисы, у зайца, весна, растаяла, выгнала из избушки.

Учитель: Сделал дело Иван, но не захотел Кощей выполнять свое обещание. Выхватил Иван меч и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил шкатулку с иглой. А на шкатулке загадка:

Задание № 7

упр. 201 стр 91.

Учитель: Отгадал Иван-Царевич загадку, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная.

Стал Иван рассказывать о своих приключениях, которые ему пришлось встретить на пути. Елена прекрасная восхищалась и спросила, может ли он выполнить еще одно задание.

Иван-Царевич согласился.

Задание № 8. Итог урока.

- На какие вопросы отвечают Р.п. и Д. п.?

- Как их различить?

- Какое окончание имеют существительные в Р.п. и Д. П.?

- Какие окончания имеют существительные 3-го склонения в Р.п. и Д. п?

- “Молодец Иван-Царевич” - похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

- Оценки за работу учащихся на уроке.

Домашнее задание: стр.91 правило, упр. 203 стр 92.