В век всеобщей компьютаризации и телевидения очень трудно приобщить детей к чтению, сложно привить у ребенка интерес к книге. А ведь опыт многих учителей показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на “4” и “5”) в старших классах, если 4-й класс они закончили, имея навык чтения от 80 до 100 слов в минуту и более.
Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя 1 класса.
Для того, чтобы заинтересовать ребенка чтением нужен интересный доступный букварь. Очень хорош в этом плане “Букварь” Д. Б. Эльконина. Сейчас большинство “Азбук” рассчитаны на читающего ребёнка. И слишком увлеклись развивающим обучением. А ведь в школу ребенок идет учиться. И учебник в первую очередь должен учить, поэтому он и назван учебником. “Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения, - писал Д. Б. Эльконин, подводя итоги пятнадцатилетних экспериментов. – Этот ключ – содержание обучения”. Основное внимание в учебнике уделено механизму обучения чтению. “Букварь” не только помогает первокласснику научиться читать, но формирует и совершенствует навыки чтения, учит работать с текстом и книгой, развивает знания учащихся об окружающем мире. Вместе с героями учебника Амом, Тимом, Томом, Звуковичками дети с увлечением “шагают” от одной странички к другой, развивая речь, мышление, нравственно-эстетические чувства, знакомясь с орфограммами, знаками препинания, с элементарными знаниями по русскому языку. И, самое главное, по “Букварю” интересно учиться как читающим, так и не читающим детям.
Чем ребенок быстрее научится читать, тем лучше. Поэтому я считаю, что букварный период должен длиться 4-5 месяцев. В каждом классе среди первоклассников есть читающие дети. В процессе обучения не читающий ребенок стремится достичь уровня читающего, и независимо от времени обучения (4 или 8 месяцев) в конце букварного периода 99% учащихся читают. Кто-то хуже, кто-то лучше, но читают все.
В конце букварного периода даю карточки с заданиями по чтению.
Карточка № 8
Прочти рассказ. Прономеруй вопросы по порядку. Какой вопрос будет 1, 2, 3, 4, 5?
- Кто помог бабушке?
- Как старушка несла воду?
- Кого встретили ребята?
- Что сказал Толя?
- Куда возвращались Толя и Митя?
Горькая вода.
Толя с Витей возвращались в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдет несколько шагов – и остановится отдыхать.
Подожди, - сказал Витя, - надо помочь.
Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.
Куда ты? – крикнул Толя. – Разве всем поможешь?
Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести ведро.
Через несколько дней Толя шел один по лесу. Ему страшно хотелось пить. Толя решил зайти в первую избу и попросить воды. Только он открыл дверь – увидел ту же самую старушку.
Пей, сыночек, пей, - ласково сказала старушка, подавая ему воду.
Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. А вода показалась ему горькой.
В. Осеева
- Правильно ли поступил Витя? Подчеркни: да, нет.
- А Толя? (Да, нет.)
- Как встретила Толю старушка? Отметь галочкой это место.
- Что чувствовал Толя, когда пил воду? Подчеркни эти слова.
- Объясни название рассказа.
(Карточки разные по сложности, по объёму и разного характера задания.)
(Даю дифференцированно, учитывая способности учеников.)
Изучив “Букварь”, дети знакомятся с учебником “Литературное чтение”. Л. Н. Толстой, как учитель, полагал, что для того, чтобы полюбить чтение “нужно было, чтобы читанное было понятно и занимательно. Ребенка надо учить читать на высокохудожественных текстах. Невыразительные тексты не вызывают интереса”. Интересные учебники в плане подобранных произведений и заданий “Литературное чтение” Н. А. Чураковой (система Л. В. Занкова) и “Литературное чтение” Кубасовой (система “Гармония”). Учебник Горецкого В. Г. в настоящее время переработан. Но, по моему мнению, не вызывает интереса у детей.
Со второго класса дети ведут тетрадку по чтению, в которой записывают основную мысль произведений, определяют жанр, рисуют иллюстрации, записывают сказки, сочиненные ими.
Вот такие сказки дети сочинили после прочтения произведения В. Одоевского “Городок в табакерке”.
“Однажды папа принес часы после ремонта и поставил их на стол. Потом он взял масленку и открыл заднюю дверцу. Я стала наблюдать за часовым механизмом. Папу позвала мама. Он вышел из комнаты.
Вдруг на шестеренке появилась девочка-минутка. И она позвала меня к себе. Я спросила я смогу поместиться в часы? Она сказала: не бойся, иди сюда. Я пошла, и она подала мне ручку. Мы прошли золотую шестеренку. Она была небольшая с острыми зубцами. Потом я хотела посмотреть на нее еще раз и увидела, что она начала крутиться. Я спросила, почему она стояла на месте, а потом закрутилась. Минутка мне ответила: потому что за ними наблюдает звонок, он самый главный в часах. Вот мы пришли. Я вошла как будто в сказку.
И тут я проснулась мама подошла и сказала: “Пора вставать”.
Юля Горбунова, ученица 3 “а” класса
“Один раз я попала в один маленький городок. Я вошла в дверь и увидела много игрушек: куклу, медвежонка, зайчика и многое другое. И я поняла, что попала в городок игрушек. “Ля-ля-ля”, - отвечала незнакомка. Мы слышали, что вам хочется побывать у нас в гостях, ля-ля-ля. Игрушки сказали мне: “Пошли с нами девочка”. И я пошла. Там были комнатки для них. Я увидела зайку, и он мне сказал: “Ля-ля-ля, ты пришла к нам в гости?” Он познакомил меня со своими друзьями. Мы с ними целый день играли, разговаривали. Знаете что, побывайте там обязательно, там так хорошо. Мне там очень понравилось”.
Смурыгина Оля, ученица 3 “А” класса
“Я очень люблю шить. У меня есть собственная швейная машинка, иголка, любимые ножницы и разноцветные нитки.
Я вышила себе салфетку, на которой была полянка. После этой работы я очень устала и решила вздремнуть, но через несколько минут я проснулась от крика, смеха и визжания. Я открыла глаза и увидела “Карусели”, но они не были похожи на карусели, которые сейчас есть у нас во Вселенной. Они были похожи на пружинки. И люди были не похожи на нас, они были похожи на иголочки, пуговки, катушечки, ножницы и даже на игольницу. Тогда я подошла к катушке и спросила у нее в чем дело, а она ответила мне, что у них идет карнавал. Мне тоже захотелось повеселиться, и попросила отвести меня иголочке на какую-нибудь карусель. Она повела не к такой карусели, где катались все, а где каталась девочка похожая на наперсток. Она сидела такая грустная, что мне ее стало жалко и я спросила почему она такая грустная, но она не ответила мне, а иголочка сказала, что она не разговаривает с того времени как потеряла своих родителей. И мне показалось это очень подозрительным. Потому что когда вышивала салфетку у меня было три наперстка, но я два потеряла и у меня остался один наперсток. И тогда сказала девочке, что я знала когда-то твоих родителей, тогда она повернулась и улыбнулась мне и я ей тоже. Она меня спросила: “Так где же они?”, а я побоялась ответить. Девочка смутилась и замолчала. Тогда все потемнело, потом побелело. Передо мной стояла мама и улыбалась как та девочка”.
Валера Шнайдер, ученица 3 “А” класса
Часто на уроках со 2-го класса дети работают с карандашом в руках, выполняя такие задания:
- подчеркните непонятные по смыслу слова;
- подчеркните труднопроизносимые слова;
- подчеркните слова, позволяющие нам ощутить радость, грусть, восхищение, удивление и т. д.;
- подчеркните мораль басни;
- с помощью каких слов автор выразил свои чувства.
Итак, на протяжении четырех лет я обучаю:
- Чтению
- Выразительному чтению
- Не стесняясь говорить своё мнение, мысль
- Анализировать произведение
- Фантазировать, сочинять
- Давать оценку героям, их поведению
- Чувствовать и сопереживать.
Воспитание является неотъемлемой частью обучения. Рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. Осеевой помогают создать коллектив, формируют такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга.
И, конечно, 4 года контролирую технику чтения. Сейчас существует много разногласий по поводу этого вопроса. Я думаю, что здесь никаких сомнений не должно быть. Контроль нужен. Проверяя каждую четверть темп чтения, я стараюсь не ставить отметки (“5”, “4”, “3”, “2”), а оцениваю результат словесно “Молодец”, “Хорошо”, “Надо еще поработать” и если ребёнок на 2 слова прочитал больше, не выполняя норму я его поощряю. Ведь главное не определенное количество слов, а повышение темпа чтения.
Но если чтение не улучшается или стало ниже, я даю рекомендации родителям (три основных правила):
- Контролировать выполнение домашнего задания по чтению.
- Ежедневно ребёнок должен читать 15 минут вслух.
- Не наказывать чтением.
Есть и такие ученики, у которых техника чтения, практически не меняется со второго класса. Чаще всего эти дети имеют психофизические недостатки, заикание, пониженный процент зрения, чрезмерная медлительность. С такими детьми должен работать не только учитель, но и специалисты – логопед, психолог, социальный педагог в тесном содружестве с родителями.