Цели:
- Формировать эвристические навыки - учить детей находить правильное решение и доказывать правильность своего выбора.
- Развивать умение работать в группах. Развивать память, внимание, мышление, логику.
- Воспитывать чувство коллективизма. Прививать интерес к математике. Показать необходимость знания математики.
Оборудование:
- Звёздная Карта Галактики Знаний (планета “Литературная”, “Математическая”, планета “Грамотеев”, “Любителей Природы”, планета Земля)
- Звездочёт или астроном.
- Рабочие листы с заданиями для каждого ученика.
- Слова для заданий на карточках.
- Картинки с изображением животных.
- Плод манго.
Ход урока
1. Организационный момент:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ждут нас интересные задачи,
Пожелаем всем удачи!
2. Введение в тему:
Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, но для этого мы должны выбрать транспорт, на котором мы будем путешествовать. Отгадайте загадку Звездочёта:
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную ... (ракету).
Именно в нашей стране, первым полетел в космос человек. Назовите его. Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин. А произошло это давно, 44 года тому назад, 12 апреля 1961 года. И эта дата вошла в мировую историю. Теперь каждый год 12 апреля мы отмечаем день Космонавтики. Ну что, готовы к полёту? Тогда, поехали!
Скомандует диктор: “Внимание! Взлёт!”
И наша ракета уж мчится вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Путешествие начинается:
1) Планета “Литературная”, здесь живут люди, с которыми вы встречаетесь на страницах ваших любимых книг, а уж этого рассеянного вы должны знать. Это герой из стихотворения С.Я. Маршака “Вот какой рассеянный”. Помните историю, которая произошла с ним, когда он сел в отцепленный вагон?
Перед вами тест-кроссворд “В отцепленном вагоне”
Разгадав его, мы сможем дальше отправиться в путешествие по другим планетам:
По горизонтали:
- Вместо рубашки рассеянный надел: мешок, брюки, трусы?
- Какую чужую вещь пытался одеть рассеянный: калоши, пальто, платье?
- Около “вокзая” рассеянный попросил вожатого остановить: “трамвам”, “трамваш”, “трамвал”?
- На перроне рассеянный сел в: ведро, такси, вагон?
- Чужая вещь, которую натянул рассеянный: гамаши, платье, чепчик?
- Однажды на голове у рассеянного оказалась: кастрюля, сковорода, балалайка?
- В буфете рассеянный хотел купить: совок, вафли, билет?
В выделенных клетках по вертикали:
Остановка, которую рассеянный первой назвал в отцепленном вагоне.
Ответы: 1. брюки; 2. пальто; 3. “трамвал”; 4. вагон; 5. гамаши; 6. сковорода; 5. билет
В вертикальном ряду: Бологое.
Ждёт нас быстрая ракета
Для полёта на планету.
Отправляемся сейчас.
Звёзды, ждите в гости нас!
2) Планета “Грамотеев”, которые никак не могут научиться грамоте. А любят жители этой планеты ... прочитайте, что? Разделите слова на слоги, поставьте ударение, подчеркните согласные, которые обозначают мягкий согласный звук. А теперь сравните слова: чем похожи, чем отличаются? Какое слово “лишнее”? Почему?
море
молоко
манго
Дети:
- Все слова на букву “м”.
- Во всех словах есть буква “о”.
- Молоко, манго – съедобные предметы.
- “Лишнее” слово – молоко, т.к. в нём 3 слога, а в остальных словах 2 слога; в этом слове ударение ставится на последний слог, а в остальных словах – на первый; в этом слове три буквы “о”, а в остальных по одной.
- “Лишнее” слово – море, т.к. в нём есть мягкий согласный звук [р'], а в других словах все согласные звуки – твёрдые.
МАНГО, род вечнозеленых деревьев семейства сумаховых. Ок. 40 видов, произрастает в Юго-Вост. Азии. Некоторые виды, напр. манго индийское, разводят в тропиках ради съедобных плодов. Также называют и плод этого растения.
(Показать плод растения, рассмотреть, если возможно, предложить попробовать на вкус)
Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости наших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас
И вот мы готовы к полёту сейчас!
3) Планета “Математиков”, которые умеют решать сложные задачи, используя различные логические приёмы. Давайте попробуем, может, и у нас получится? Прочитайте задачу.
Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше Вася или Серёжа?
Продолжи логическую закономерность:
Ждёт нас быстрая ракета
Для прогулки по планетам.
На какую захотим –
На такую полетим.
4) Планета “Любителей природы”. Жители этой планеты – знатоки и любители природы, они зашифровали названия животных, живущих у них. Расставь буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово. (По мере отгадывания на доске размещаются картинки с животными)
бруска (барсук) берза (зебра) аблек (белка) кута (утка) путех (петух) лёсо (осёл) обкаса (собака) цурика (курица)
На какие группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие) Я предлагаю вам высказывания, о каждом из которых можно сказать верно (истинно) оно или неверно (ложно). Если высказывание верно – встают девочки, если неверно – встают мальчики.
а) Все животные, нарисованные на картинках, умеют лазать по деревьям. Н б) У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть. Н в) Ни одно животное, нарисованное на этих картинках, не умеет летать. В г) У некоторых животных, нарисованных на картинках, есть лапы. Н д) Некоторые животные, нарисованные на картинках, живут в норах. В е) У всех животных, нарисованных на этих картинках, есть когти. В ж) На этих картинках нет ни одного животного без усов. Н з) Все животные, нарисованные на картинках – млекопитающие. Н и) Некоторые животное, нарисованные на этих картинках, откладывают яйца. В к) Не все животные, изображённые на картинке – птицы. В
Жители этой планеты очень любят природу, они хотят, чтобы на планете были САДЫ, ЛЕСА, РЕКИ, но не знают, что для этого нужно. Давайте поможем им выявить существенные признаки для этих слов-понятий.
Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятых отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
“Учимся находить существенное” Найдите и подчеркните два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
- САД (растение, собака, забор, лопата, земля)
- ЛЕС (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)
- РЕКА (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
4. Путешествие заканчивается, мы летим домой, в Россию.
Леса России... Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес. Лес является жилищем и домом для зверей и растений, птиц и насекомых. Очень полезно дышать лесным воздухом. В лесу очень красиво!
Я думаю, что каждый из вас не только знает правила поведения в лесу, но и выполняет их. Я призываю вас научиться понимать язык животных и растений, уважительно и разумно относится к ним. Послушайте обращение ваших одноклассников:
Ученик:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Ученик:
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Ученик:
Любите природу! Храните природу!
Не жгите траву! Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость.
5. Награждение.
Все ребята активно участвовали в нашем путешествии, проявляя смекалку, сообразительность, находчивость. В Галактике Знаний ещё много планет, на которых вам придётся побывать. Ваше путешествие ещё только начинается, и впереди целая жизнь. Поэтому звездочёт решил помочь нам и дальше формировать умение мыслить и пользоваться различными мыслительными операциями. Он просил передать вам подарки: учебники “Информатика”, которые помогут вам продолжить путешествие по Галактике Знаний.
Лист с заданиями для учащихся (Приложение)