Вступление
И снова предо мной тридцать пар таких разноцветных и таких еще незнакомых глаз. Какую мысль прячут они в себе, когда изучая разглядывают кабинет, когда открывают коробочки с акварелью или смотрят на меня. Темноволосый мальчик с большими грустными глазами задумчиво остановил свой взгляд на мазке серой краски. А его соседка, шустрая, конопатая девчонка, беззаботно улыбается, успев испачкать акварелью ладошки и нос.
Дети, как похожи они на журчащие ручейки, прокладывающие себе путь через неожиданные преграды, спеша к своей заветной цели – большой воде, к взрослой жизни. Но как же нелегко этим малышам! Сколько трудностей, скрывающихся за поворотами, возникают на их пути от самого источника. Каким будет ручеек, когда войдет в большую жизнь? Не растворит ли его в себе первая волна шторма? И не станет ли он самим штормом для других?
Конечно, я не могу предсказывать будущее, но знаю твердо, что человек, искренне восторгающийся звуками скрипки, солнечным зайчиком на стене, красивой картинкой в книге, грациозными линиями природы, никогда не станет плохим человеком и не упадет духом от невзгод бытия. Как важно помочь ребенку постичь такое восприятие мира и сохранить его навсегда.
А пока я смотрю на вас, вихрастые макушки и нарядные бантики. Это мне поручила жизнь направлять вас в художественном отражении действительности. Это она дала мне наказ научить вас любить искусство изображения мира. И я для этого сделаю все возможное.
Урок 1 (Приложение)
- Жила-была на свете Мама-Радуга. И было у нее семеро разноцветных малышей, которые очень-очень любили раскрашивать собой мир…
Так я начинаю один из первых своих уроков. Пусть это будет сказка, но именно через нее мои художники узнают много важного. А раз это сказка, значит слушать ее нужно очень внимательно. На моем столе стоит кукла, наряженная в костюм Радуги, и семь ярких гуашевых баночек с веселыми глазками – это ее детишки. Мы в гостях у госпожи Радуги. Так познакомимся же с ее семьей:
Жила-была Радуга. А вместе с ней
Семеро чудных, но разных детей.
И все же всех сразу любила она,
Хотя и бранила детей иногда.
Послушайте, Радуга-Мама сейчас
О детях нескучных расскажет для вас.
- Ребятки мои – это краски, цвета.
И есть у детишек забава одна:
Любят малютки носиться по свету,
Поэтому мир узнаешь ты по цвету.
А это, ты знаешь, очень ведь важно.
Ну а теперь расскажу я о каждом.
Самый старший мальчик – Красный.
Очень яркий и прекрасный.
С земляникой дружит он.
И в закат давно влюблен.
Красной шапочке в лесу
Он поможет. Расскажу
О втором своем сынишке.
Ах, Оранжевый, плутишка!
Он морковь собой раскрасил,
И в нору к лисичке лазил.
Стала рыжею лиса.
Он с прической чудеса
Гражданину учинил.
И тот дядя поступил
В цирк, чтоб вас, друзья, смешить.
Желтый – третий. Он светить
Любит солнцем на тропинки
И на желтые песчинки.
Этот милый, добрый мальчик
Так похож на одуванчик!
А Зеленый – средний сын.
Он хозяин тех картин,
Где весенняя листва,
Луговая где трава.
Он в глаза забрался кошке,
Что сидела на окошке.
Где шумел машин поток,
Помнишь, он тебе помог.
Пятый парень – Голубой.
Небом лег над головой.
И с космической ракеты
Им раскрашена планета.
Он без спроса, налету
Сделал голубой мечту.
Синий-то шестой ребенок.
Он спокоен, но и звонок.
В море плещет он волной.
Кран с холодною водой
В ванной комнате покажет.
Север стрелкою укажет.
Засияет на рассвете
Васильком в твоем букете.
А седьмой – он меньший самый
В фиолетовой панаме.
Непоседливый малыш,
Что в тетрадках ты шалишь?
Не тревожь чернил же плаксу -
Фиолетовую кляксу.
И рисует всем сирень
Мой малыш в осенний день.
Что ж, осталось мне сказать:
- Дружат сыновья на “пять”.
Нет, не ссорятся братишки,
Хоть они и шалунишки.
Вот такая вот семья
С Мамой- Радугой жила.
С той семьей дружил художник.
Рисовал он подорожник,
Море, землю и цветы…
Подружись с семьей и ты. (Рогачева Н.М.)
Теперь разбудим краски в коробочках и нарисуем на листе веселую радугу.
Ну вот, теперь вы знакомы с семьей Мамы- Радуги. Но на этом наша сказка только начинается.
Урок 2 (Приложение)
Однажды в солнечный летний день пошел грибной дождик. Мама-Радуга и ее детишки вышли на полянку, чтобы порадоваться теплым каплям и порезвиться. Но они не знали, что на высокой сосне сидит сердитый господин по прозванию Ветер. Он живет высоко в горах, где холодно и очень одиноко. А теперь он смотрит на веселую семью и завидует им:
- Как хорошо, если бы у меня в горах появились такие вот яркие краски вместо серых!
И недолго думая, господин Ветер ураганом налетел на поляну и унес четверых братишек, которые больше всего ему понравились: Оранжевого, Зеленого, Голубого и Фиолетового.
Как же плакала Мама-Радуга и оставшиеся сынишки! Как умоляли они Ветра вернуть пленников! Ветер долго отказывался, но потом придумал вот что:
- Нарисуйте мне домик. Я буду в нем жить. Но нарисуйте так, что бы крыша у него была зеленая, труба голубая, стены оранжевые, дверь фиолетовая.
Ветер был хитрым. Ведь цвета, которыми он требовал раскрасить домик, он же и унес. Как же быть?
Получение цветов путем смешивания на палитре.
Рассказывая и показывая эту сказку, я с большим интересом наблюдаю за выражением лиц ребят. Как резко исчезают их веселые улыбки, как напрягается каждый мускул, когда налетает Ветер. Они чуть не плачут вместе с Мамой- Радугой. И когда я предлагаю стать друзьями- художниками для Радуги, они лихорадочно стараются придумать какой-нибудь выход. И как они вздыхают, когда мы вместе его находим.
Мы открываем волшебный секрет красок: получим нужные цвета из тех, которые оставил Ветер. Желтый смешаем с красным и получим оранжевый. Красный и синий – фиолетовый. Желтый и синий – зеленый. Добавим в синий немного воды – получим голубой. Нарисуем полученными на палитре красками домик для Ветра. Вот и все.
Детишки вернулись домой, а у Ветра теперь есть красивый домик. Злюка уже подобрел, и с тех пор прилетает во время грибного дождика на ту же полянку поиграть с новыми друзьями.
Вот подобревший Ветер сидит на дереве и смотрит на вас с детского рисунка.
Урок 3 (Приложение)
Граф Черно-белый познакомит ребят с другой группой цветов - графической (ахроматической).
И снова у меня в руках кукла. Черный фрак графа и белая рубашка помогает ребятам заметить, что строгий костюм нового героя резко отличается от пестрого платья госпожи Радуги. Когда школьники станут старше, я напомню об этих куклах. Через Маму- Радугу мы узнаем о живописи, об основных и составных цветах. Через графа откроем мир графики.
А пока для нашего графа пытаемся нарисовать машину, дом. Пусть только пытаемся. У нас все еще впереди.
Урок 4 (Приложение)
Однажды наш знакомый художник выглянул в окно и с удивлением заметил, что все в мире переменилось. Его взору предстала необыкновенно пестрая, но очень красивая картина,- наступила Осень.
Конечно же, художник решил изобразить это чудо. Но вот беда, он никак не мог решить, какая же краска у Осени самая главная. И тогда художник отправился в путешествие, чтобы спросить об этом у самой Осени. Шел он долго, но вдруг заметил, что
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник. И зарделись клены.
В пурпуре осеннем только дуб зеленый…
Так Осень и художник познакомились. Понял наш друг, что у госпожи Осени все краски очень важны, что ее красота и заключается в многообразии цветов. Я показываю ребятам репродукции известных художников с изображением осени. Предлагаю им рассмотреть осенние деревья по дороге домой, собрать самые красивые листочки. А нарисовать прошу образ самой Осени, представив такой, какой увидел ее художник на опушке леса.
Каждый рисует этот образ по-своему. У Батановой Ралины Осень состоит из ярких листочков. А авторы другой Осени – Чурзина Таня и Джуманьязова Альфия, совместили аппликацию и акварель – получилось очень своеобразно.
Урок 5 (Приложение)
Все знают, что Осень не приходит с пустыми руками. Ее подарки- овощи, фрукты, арбузы. А если собрать все это вместе на одном рисунке – получится натюрморт.
Внимательно рассмотрим, как природа сотворила яблоко. Одна щечка красная, другая желтая, где красный незаметно переходит в желтый. Нет никаких границ. Все очень плавно, нежно.
А получится ли у нас так изобразить акварелью? Возьмем густую краску, добавим немного воды и разотрем. Осторожно добавим другую и легкими движениями сольем ее с предыдущей. Какой же цвет появляется там, где красный соединяется с желтым?
Урок 6 (Приложение)
Когда на следующий урок ребята вошли в кабинет, они увидели большую, сиротливо лежащую на подоконнике ветку тополя. И я говорю:
- Ветер сорвал ее с дерева, сдернул листочки, а дождь жестоко намочил. Мне стало ветку жалко, вот так она и попала в класс. Давайте ее оживим!
И тут же детские глаза загораются. Они изумленно смотрят на меня. Но ведь сделать это просто. Нужно нарисовать на бумаге красивые листочки и вырезать их. Ветку посадить в горшок с землей и наклеить наши листочки.
Немного терпения и старания. Какое нарядное получилось дерево! И каждый может отыскать на нем свой листочек. С выздоровлением, дерево!
Минутка отдыха
Сидеть за партой 40 минут очень сложно. Поэтому на каждом уроке у нас проходят физкультминутки. Хорошо немного попрыгать и взяться снова за работу.
Взял я в руки карандашик (сидя за столом, положить руки перед собой).
Раз и два – стоит барашек (встали из-за стола).
А потом я взял резинку (руки вверх, держим большую стерку).
Три, четыре – стер картинку (руки плавно опускаем вниз как бы стирая).
Взял тогда я кисть и краски (руки перед собой ладонями вверх).
Рисовал цветы из сказки (руки вверх изображая раскрытые бутоны).
Им не хочется стоять (покачивание руками и корпусом).
Им бы прыгать, танцевать (прыжки на одном месте, кружение).
Вдруг пошел проказник- дождь (руки резко опускаются).
Ничего не разберешь (садимся на места).
А теперь работаем дальше.
Заключение
Заканчивается первая четверть. Что-то мы уже умеем, что-то еще не очень. Но у нас все еще впереди. В следующей четверти нас ждет плащ для Снежной королевы. Мы будем вырезать снежинки, потом их склеим все вместе. Вот и плащ из снежинок.
Попытаемся и изобразить человека. А поможет в этом следующая история:
- Когда-то давным-давно на берегу огромного озера жил древний человек. Занимался он добычей пищи и огня, потому было у этого человека много забот. А на другой стороне озера жил хороший друг, которого наш знакомый древний человек давно не видел. Лодку он уже сделал, выдолбив ее из ствола целого дерева, но плыть в гости ему совершенно было некогда.
И тогда герой этой истории придумал написать другу письмо, взяв кусочек коры дерева и уголек из очага. Букв, конечно, еще не было, но на то он и человек. Мужчина стал рисовать палочки-человечки. Много человечков, каждый из которых – отдельное сообщение. Так и рассказал человек своему другу об удачной рыбалке, отправив с первым на свете письмом своего сынишку.
Задача ребят – написать ответ способом древнего человека, уловив самое основное в том или ином движении, жесте.
Много еще интересных историй услышат ребята, решат в своей жизни много сложных задач, но я надеюсь, что останутся в памяти повзрослевших людей познавательные сказки уроков изобразительного искусства, и что вспоминать о них будут вчерашние школьники с доброй улыбкой и с легким сердцем.
К миру доброго, к миру прекрасного
Начинаются в детстве пути.
Шалунишке с макушкой вихрастою
Нашу Землю согреть и спасти.
Позабыла душа о полетах
И теряет остатки любви.
Так в делах и ненужных заботах
Наши серые тянутся дни.
Отчего человечество слепо?
Отчего только сон и тоска?
Это небо, бескрайнее небо,
Сколько мучить мы будем тебя!
Но шалун нас разбудит однажды.
Улыбнется и скажет:
- Пора.
И поймет, и поймет тогда каждый
Как мы жили. И жили ль вчера?
На Земле, озаренной искусством,
Расцветут вдохновенья сады.
И когда-то оставленным чувством
Защемит в утомленной груди.
К миру доброго, к миру прекрасного
Начинаются в детстве пути.
Шалунишке с макушкой вихрастою
Нашу Землю согреть и спасти.