Сохранение здоровья при обучении на примере применения музыкотерапии на уроке физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Сохранение здоровья при обучении на примере применения музыкотерапии на уроке физики

С древних времен музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Целебная сила музыки заслужила признание у многих народов мира. В Индии пение долгие годы включалось в лечебные средства.

Многие известные деятели медицины рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психическое состояние больного, а через него и на весь организм.[1.]

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:

“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:

  • физическое здоровье;
  • психическое здоровье;
  • благоприятную социально-психологическую адаптацию.

По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным, психогенным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто являются психосоматические заболевания у учащихся и педагогов (вегетососудистая дистония, головные боли, мигрени, повышенное артериальное давление, бронхиальная астма, нарушение аппетита, желудочно-кишечные расстройства и др.).

М.М. Безруких указывает, что причинами, вызывающими эту тревогу являются школьные факторы риска, снятие ответственности за здоровье детей с родителей и с общества, сложившаяся система образования в России как огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для школы. Многолетние наблюдения за состоянием здоровья по результатам медицинского осмотра, показал большой рост детей, имеющих заболевания, причем при более детальном обследовании оказывалось, что таких заболеваний несколько у одного и того же ребенка. [2]

Ухудшение здоровья детей вызывает особую тревогу. Здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие на него, формируются в основном в детском и подростковом возрасте, поэтому необходимо учитывать влияние школы на здоровье обучающихся. Выводы отечественных и зарубежных гигиенистов, педиатров, педагогов и психологов, о том, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье человека, были сделаны еще в середине XIX столетия. Изучения врачей в этой области в 50-60-х гг. XIX в. в результате наблюдений позволили установить распространение среди школьников различных заболеваний. Преимущественное его распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися были неоспоримыми, и такие недуги считали неизбежными средствами школьного обучения, в результате чего их стали называть школьными болезнями. Это название дал Р. Вихров в работе “О некоторых вредных для здоровья влияния школы” (1870).Основоположник Ф. Эрисман в 1891 г. писал, что “гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ”. [4]

К школьным факторам риска, которые существуют на сегодняшний день, по мнению М.М. Безруких, относятся:

  • стрессовая тактика педагогических воздействий (постоянные микрострессы. Мало кто из родителей обращает внимание на плохой сон, аппетит ребенка, его плаксивость без причины);
  • стресс ограниченного времени (это— один из самых тяжелых стрессов, который накапливается в течение 2-х недель без отдыха, а наши дети в таком состоянии живут годы);
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся (например, когда мы наших детей заставляем читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80-90 слов в минуту);
  • интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
  • отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников. [2]

Можно назвать и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля над здоровьем школьников; плохая организация питания; низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья. На уровень физического развития учащихся влияет состояние физического воспитания в школе. На психическое здоровье и социальную адаптированность учащихся и учителей влияют факторы внутришкольной жизни: перегрузка школы (3 смены), как следствие сокращения продолжительности перемен, большое количество детей в классе (в некоторых классах 31 учащийся), перегруженность детей основными и дополнительными занятиями (невозможность откорректировать расписание, из-за недостаточного количества учебных кабинетов). Большой урон физическому и психическому развитию ребенка и его здоровью наносит гиподинамия, результатом которой являются многочисленные невротические, сердечно-сосудистые заболевания, расстройства органов пищеварения и др.

Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Поэтому, если нет возможности уменьшить влияние факторов учебно-воспитательного процесса, то есть возможность уменьшить эти факторы на уроке самим учителем предметником. Учитывая, что нарушения состояния здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала, можно учителю на уроке направить свою деятельность на сохранение физического здоровья средствами музыки.

Для таких людей необходима научно-методическая база здоровьесберегающей деятельности в школе, это актуально, так как именно учитель находится у истоков развития личности школьников. Для этого учителю необходимо создать на уроке:

  • психологический климат на уроке - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, комментарий к небольшим стихотворениям, музыкальных минуток и т.п. – не будет микрострессов;
  • задавать посильное домашнее задание, желательно разноуровневое, для того, чтобы у ученика был выбор, учитывать плотность урока (норма - не менее 60% и не более 75-80%) – уменьшится стресс ограниченного времени;
  • учитывать психоцоциотипы (экстраверт, интроверт), сенсорную типологию (чувственное восприятие), и другие психологические аспекты, приемы и методы, направленные на сохранение здоровья детей на уроке – улучшится понимание учителя большим количеством учеников, так как все дети разные;
  • учитывать возрастные, психические особенности учащихся при подборе методик и технологий обучения – уменьшится психологический дискомфорт непонимания изучаемого материала;
  • урок организовать с учетом разнообразия видов учебной деятельности и соблюдением временного промежутка каждого вида - уменьшит физическую, психологическую усталость;
  • работать систематически, комплексно - только система даст результат.
  • формировать ценности здоровья и здорового образа жизни через преподаваемый предмет – мотивация к принятию здоровья, здорового образа жизни;
  • постоянное самостоятельное изучение вопросов возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников – повышение квалификации педагога.

Ученик устает на уроке не от объема полученных знаний, не от интенсивности урока, а от отсутствия интереса, отсутствия развития творческой деятельности на уроке, именно развития, так как доказано, что научиться творчески мыслить, возможно, для этого необходимо твердое желание научится этому. Цель учителя разбудить это желание и постоянно поддерживать его так, чтобы для ученика было незаметно время, потраченное на данный урок. Всем известно собственное чувство, когда время “летит”, если занимаешься любимым делом и очень долго “идет”, если делаешь то, что не желаешь.

Музыкотерапия - один из методов сохранения духовного, психического и физического здоровья школьников на уроке физики.

По мнению А.В. Курпатова, Г.Г. Аверьянова (2001) соматика и психика связаны между собой. Воздействуя на психику, можно изменить соматику, и наоборот. 1927 году Д.Д. Плетнёв писал: “Нет соматических болезней без психических, из них вытекающих отклонений, как нет психических заболеваний, изолированных от соматических симптомов”.

А И.Р. Тарханов (1893) экспериментально проследил действие музыки на частоту сердечных сокращений и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. В.М. Бехтерев отметил, что удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и состояние удовольствия или, наоборот, ускорение пульсации крови с соответствующим ощущением усталости и неудовольствия.[1]

Любопытные исследования проводились для выяснения влияния музыки на работу мышц. Оказывается, мышечная деятельность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание разнообразных произведений. В большинстве случаев мажорные аккорды усиливают работу мышц, минорные ослабляют. Картина меняется, когда музыку слушает утомленный человек.

В своих работах В.М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди сбрасывали с себя усталость благодаря музыке. [1]

Поэтому, создавая на уроке комфортные психологические условия с любой точки зрения и применяя музыку, тем самым можно говорить и о сохранении физического здоровья.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона на уроке, что может привести к гармонии взаимоотношений в коллективе. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Учитель должен ставить перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.

Для молодежи лучше всего подойдет современная музыкальная группа, в арсенале которой - световые и музыкальные приемы своеобразного массового гипнотизма. Ритм и темп воздействия (частота 4-5 Гц) рассчитан на здоровый молодой организм и вызывает синхронизацию цветомузыкальных взаимодействий с биоритмами участников представления.

Для публики постарше - и музыка, и темп другие. Синхронизация идет более сложная - от мажорного к минорному, от подъема к спаду переживаний, от оптимизма к пессимизму и т.д.

Для того, чтобы правильно определить свое состояние, необходимо тщательное тестирование эмоциональных состояний (тревожности, раздражительности) и свойств личности (подозрительности). Кроме того, существует большая вариативность субъективных предпочтений того или иного музыкального произведения. Это связано с эмоциональной памятью каждого.

В любом случае для работы над собой, своим духовным миром надо пройти, хотя бы самостоятельно, школу музыкальных чувств. Для этого предлагается в таблице 1 семь пакетов программ, описанных Н.Н. Обозовым, в брошюре “Типы личности, темперамент и характер” [3]

Таблица 1

1. Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувств бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься. Бах “Кантата №2”, Бетховен “Лунная соната”, Прокофьев “Соната “Ре”, Франк “Симфония ре-минор”.
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего. Шопен “Мазурка и прелюдии”, Штраус “Вальсы”, Рубинштейн “Мелодия”.
3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть. Бетховен “Шестая симфония” 2 часть, Брамс “Колыбельная”, Шуберт “Аве Мария”, Шуберт “Анданте из квартета”, Шопен “Ноктюрн соль-минор”, Дебюсси “Свет луны”.
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей. Бах “Итальянский концерт”, Гайдн “Симфония”, Сибелиус “Финляндия”.
5. Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. Бах “Концерт ре-минор для скрипки”, Барток “Соната для фортепиано”, Бруквер “Месса ми-минор”, Бах “Кантата № 21”, Барток “Квартет №5”
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением. Бетховен “Фиделио”, Моцарт “Дон Жуан”, Лист “Венгерская рапсодия №1”, Хачатурян “Сюита “Маскарад”, Гершвин “Американец в Париже”.
7. Для поднятия общего жизненного тонуса:
  • улучшения самочувствия;
  • повышения активности;
  • улучшения настроения.
Бах “Прелюдия” и фуга “Ми-минор”, Бетховен “Увертюра “Эгмонт”, Чайковский “Шестая симфония”, 3 часть, Шопен “Прелюдия”, Оратории №28, №1, Лист “Венгерская рапсодия №2”.

Практическое применение:

Музыкотерапию я успешно использовала на протяжении нескольких лет во время работы в школе учителем физики. Исходя из собственного опыта, этот метод рекомендуется использовать в старших классах. Начинать можно постепенно с 9-го класса, при выполнении учащимися различного рода самостоятельных работ. Подбирая музыку для урока, необходимо учитывать класс, предыдущий урок в этом классе, номер урока, кабинет (если нет постоянного) и другие факторы, которые могут проявиться во время работы. При подборе музыки, чтобы не влиять на эмоциональную память учащихся, лучше использовать классику, так как молодые люди ее редко слушают. Наиболее выигрышный момент в подборе музыки может быть тувинская национальная музыка (или, другая национальная музыка) с элементами звучания бубна, горлового пения, звуков природы. Ритм музыки может регулировать темп урока, В настоящее время есть возможность приобретения таких музыкальных произведений, которые в названии указывают их назначение.

К таким произведениям относятся в сери “Галерея Энергий” альбомы ANGELIGHT, имеющих названия №1 - “Энергия Жизни” №3 - “Энергия Мысли”, №5 - “Энергия Творчества”, №6 - “Энергия Мудрости ”, №7 - “Энергия Просветления”, № 8 - “Энергия Гармонии”.

ANGELIGHT – творческий псевдоним молодого русского композитора, основоположника трансформационного направления в музыке. Его музыка будоражит чувства, развивает визуализацию, через услышанное, и имеет действительно то направление действия, что написано на этикетке, не зависимо от того видел ли это название перед звучанием. Он своим мастерством проникает в тайны воздействия ритмов и мелодий на сознание человека. После прослушивания такой музыки становишься энергичнее, здоровее, уверенным в себе. Его музыка – это музыка его души.

Применение нового, требует доказательства, поэтому каждый учитель сможет проверить результативность метода, применив простой тест для определения уровня тревожности, который не займет много времени.

Перед уроком и после урока проводится тест, сокращенный вариант “Шкала самооценки”, который занимает 10-15 секунд при постоянном применении. Этот тест служит для оценки динамики состояния тревожности. По его показателям можно делать выводы о целесообразности применения.

В таблице 2 предлагается содержание теста, по подсчету результатов которого можно судить о влиянии музыки для активизации деятельности учащихся, уменьшения тревожности при умственном напряжении и тем самым способствовать сохранению психического, физического, духовного здоровья школьников.

Шкала самооценки. Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже в таблице №2 предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.

Таблица №2

№ самочувствие Нет, это не так Пожалуй так Верно Совершенно верно
1. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
2. Я нервничаю 1 2 3 4
3. Я не чувствую скованности 1 2 3 4
4. Я доволен 1 2 3 4
5. Я озабочен 1 2 3 4

Ответы. Показатель РТ (реактивной тревожности как текущего состояния) высчитывается по формуле: РТ = - + 15, где - сумма вычеркнутых цифр по пунктам шкалы 2, 5. - то же по пунктам 1,3,4. Затем тревожность “до” и “после” прослушивания музыкальных программ. Можно определить влияние музыки на эмоциональное состояние человека.

В каждом классе свое начальное эмоциональное состояние, которое зависит от многих факторов и, в том числе от предыдущего урока. Это при тестировании нужно учитывать, т.е. сравнивать результаты изменения напряженности в один и тот же день недели, а не от урока к уроку.

Я умышленно не привожу результатов своего исследования. Результаты применения этого метода каждый получит свои, но лишь один вывод будет общий – результат, применяя музыкотерапии, будет положительный и направлен на сохранение здоровья.

Возможно применение этого метода и для психологического просвещения педагогов, которые не верят в воздействие музыки на здоровье человека с акцентом на то, что музыкой можно снять напряжение, эмоциональный накал, регулировать темп урока и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого отметить, какое влияние “тревожность” может оказать как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Это необходимо, так как некоторые учителя “тревожность” считают положительной чертой характера в том смысле, что этот ребенок беспокоится о своих результатах. Педагоги должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых действий по применению этого метода, соблюдая и уважая права ребенка.

Применение этого метода должно быть с учетом интересов учащихся, места – материал темы, времени – как часто применять на продолжении изучения всей темы, ситуации – после какого урока учащиеся приходят, и в других случаях, возникающих в процессе обучения и направленных на сохранение здоровья школьников.

В перспективе необходимо продолжать исследования, открывая новые направления положительного воздействия музыкотерапии.

Литература:

  1. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни \ Предисл. В.Н. Мошков. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999. – 560 с.: ил.
  2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм., 2002 – 114 с.
  3. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. – СПб.:ЛНПП “Облик”, 2001 – 44 с.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2005.-320 с.