Проблемный метод обучения. Урок математики в 4-м классе по теме: "Задачи на движение в одном направлении"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель:

1. Формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень

2. Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия

3. Учить обобщать, делать выводы, находить закономерность.

4. Развитие памяти и речи на языке предмета.

5. Воспитание внимания, аккуратности, четкости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказать помощь товарищу, умения провести самооценку.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Улыбнулись друг другу, ребята. Пожелаем удачи себе и друг другу.

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы, которые задал древнегреческий учёный Фалес:

– Что быстрее всего?
– Что приятнее всего?

И сравним наше мнение с мнением ученого.

Откройте тетради и запишите число…

II. Актуализация знаний.

км, см/сек., м/мин., сут., км/ч., см, кг, мин., ц, сек..

Выпишите единицы измерения:

1) Скорости.
2) Расстояния.
3) Времени.

- Какие величины отсутствуют? (площади и объема)

2) Следующее задание на внимание: зрительно-слуховая игра “Да/Нет”

I вариант II вариант
Устно

S=t*V

t=V*:S

V=S*:t

Зрительно

V=S: t

S=V:t

t=S: V

Проверка.

3) Блиц-турнир

1) Сверхзвуковой самолёт ТУ-144 движется со скоростью 2450 км/ч.; в 2 раза быстрее звука.

Найти скорость звука? (1225км/ч)

2) Реактивный самолёт Ил-86 пролетает от Москвы до Владивостока расстояние в6417 км за 9 часов. Найти скорость Ил-86. Является ли Ил-86 сверхзвуковым?

3) Скорость света 300.000км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле. Если расстояние от Земли до Солнца 150.000.000 км (500сек.=8мин.20сек.)

Проверка.

4) Проверка индивидуальной работы у доски.

Определить какому животному принадлежит скорость.

Рыба-парусник – 100км/ч = 33м/сек.

Сокол-сапсан – 250км/ч = 69м/сек.

Скаковая лошадь – 70 км/ч

Таракан – 30см/сек

Гепард – 96 км/ч.

Эти данные я взяла из книги “Тайны живой природы”.

Мы знаем, что в эти дни проходит зимняя Олимпиада в Турине, где соревнуются самые лучшие спортсмены планеты:

Вот некоторые результаты….

Мы видим, что результаты лучших спортсменов, только приближаются к результатам животных.

А теперь определите место скорости звука, света, самолёта ТУ-144 в нашей таблице.

Скорость света 300.000 км/сек

Скорость звука 1225 км/ч

Сокол-сапсан – 250 км/ч

Мы готовы ответь на первый вопрос:

Что быстрее всего?

– А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь рядом с солнцем

– Кто представил, поднимите руку.

– За сколько секунд вы это сделали?

– Так что же на свете всего быстрее (наши мысли).

Физкультминутка.

А знаете ли вы, что скорость воздуха при выдыхании равна 2км/ч, а при чихании 170км/ч. Поэтому при чихании мы прикрываем рот. А чтобы не чихать сделаем массаж биологически активных точек.

III. Постановка проблемы:

создание проблемной ситуации

А теперь решим несколько задач.

1) 2 объекта движутся навстречу друг другу. Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.

На каком расстоянии они будут друг от друга через час?

Как найти скорость сближения? Vсб=V1+V2

2) 2 объекта движутся в противоположных направлениях. Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.

На каком расстоянии они будут друг от друга через час?

Как найти скорость удаления? Vуд=V1 +V2

3). Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.

(Эту задачу невозможно решить, т. к. не указано направление движения)

Зададим направление движения.

Учащиеся предлагают разные направления движения, учитель выбирает движение в одном направлении и предлагает решить задачу.

Учащиеся – Такие задачи мы ещё не решали.

подводящий диалог:

– Как называется направление движения зад.1 и 2 ( в противоположном направлении)

– Как движутся точки А и В в задаче 3. (в одном направлении).

– Догонит ли объект со скоростью 5 км/ч - объект со скоростью 6 км/ч, или будет отставать (будет отставать).

– Как могут называться такие задачи ? (ответы детей)

сообщение темы:

Такие задачи называются: задачи на движение в одном направлении с отставанием. Попытаемся их решить.

IV. Поиск решения

Класс делиться на группы. Каждая группа решает задачу самостоятельно.

Обсуждение всех гипотез.

Анализ правильного решения

– Почему расстояние между А и В будет увеличиваться? ( VВ>VA)
– На сколько? (на 1)
– Как узнали 6-5=1. Чему равна скорость удаления (Vуд=VВ –VА)
– Чему будет равно расстояние через час?
– Было 30 увеличивалось на 1 стало.  31 км (30+ (6-5)*1=31 км)
– Чему будет равно расстояние через 2 часа.   32 км (30+ (6-5)*2=32 км) и т.д.
– Что такое V*t ? расстояние

Vуд*t – расстояние на которое будет удаляться объект.

Можно записать так (V1-V2)*t.

Заменим числа переменными, получим формулу: S=S+(V1-V2)*t/

Вывод:

Решая задачи на движение, мы должны обращать внимание на направление движения, и какое это движение с отставанием или вдогонку.

Vуд=V1 –V2
S=S+(V1-V2)*t/

На следующих уроках мы познакомимся с задачами на движение вдогонку.

Физкультминутка.

Профилактика остеохондроза.

V. Продуктивные задания

Определите движение с отставанием

В задаче 3 скорости выражены разными величинами.

VI. Первичное закрепление

Для закрепления материала решите следующую задачу:

Расстояние между собакой и лисицей 600м. скорость собаки 750м/мин, а лисицы 800м/мин.

Догонит ли собака лисицу через 8 минут?

Другими словами, нам нужно узнать, какое расстояние будет между собакой и лисицей через 8 минут? Если S= 0, то догонит, если S увеличится, то не догонит.

1) Vуд =800-750=50м/мин.

2) 600+50*8=1000м.

Расстояние увеличится, следовательно, собака не догонит лисицу.

VII. Итоги:

- Что нового мы узнали на уроке?

- Мы узнали, как решать такие задачи?

Ответим на второй вопрос Фалеса: - Что приятнее всего?

- Достичь желаемого.

Самооценка.

Я работал самостоятельно без ошибок. Получил 5.

Я работал с подсказками без ошибок. Получил 4.

Я работал с подсказками, допустил ошибки. Получил 3.

VIII. Рефлексия.

Поднимите руку кто ответил на уроке хотя бы один раз.

Поднимите руку кто достиг желаемого.

Поаплодируйте себе.

Д.з. №369с.99.