Цель:
1. Формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень
2. Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия
3. Учить обобщать, делать выводы, находить закономерность.
4. Развитие памяти и речи на языке предмета.
5. Воспитание внимания, аккуратности, четкости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказать помощь товарищу, умения провести самооценку.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Улыбнулись друг другу, ребята. Пожелаем удачи себе и друг другу.
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы, которые задал древнегреческий учёный Фалес:
– Что быстрее всего?
– Что приятнее всего?
И сравним наше мнение с мнением ученого.
Откройте тетради и запишите число…
II. Актуализация знаний.
км, см/сек., м/мин., сут., км/ч., см, кг, мин., ц, сек..
Выпишите единицы измерения:
1) Скорости.
2) Расстояния.
3) Времени.
- Какие величины отсутствуют? (площади и объема)
2) Следующее задание на внимание: зрительно-слуховая игра “Да/Нет”
I вариант II вариант Устно S=t*V
t=V*:S
V=S*:t
Зрительно V=S: t
S=V:t
t=S: V
Проверка.
3) Блиц-турнир
1) Сверхзвуковой самолёт ТУ-144 движется со скоростью 2450 км/ч.; в 2 раза быстрее звука.
Найти скорость звука? (1225км/ч)
2) Реактивный самолёт Ил-86 пролетает от Москвы до Владивостока расстояние в6417 км за 9 часов. Найти скорость Ил-86. Является ли Ил-86 сверхзвуковым?
3) Скорость света 300.000км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле. Если расстояние от Земли до Солнца 150.000.000 км (500сек.=8мин.20сек.)
Проверка.
4) Проверка индивидуальной работы у доски.
Определить какому животному принадлежит скорость.
Рыба-парусник – 100км/ч = 33м/сек.
Сокол-сапсан – 250км/ч = 69м/сек.
Скаковая лошадь – 70 км/ч
Таракан – 30см/сек
Гепард – 96 км/ч.
Эти данные я взяла из книги “Тайны живой природы”.
Мы знаем, что в эти дни проходит зимняя Олимпиада в Турине, где соревнуются самые лучшие спортсмены планеты:
Вот некоторые результаты….
Мы видим, что результаты лучших спортсменов, только приближаются к результатам животных.
А теперь определите место скорости звука, света, самолёта ТУ-144 в нашей таблице.
Скорость света 300.000 км/сек
Скорость звука 1225 км/ч
Сокол-сапсан – 250 км/ч
Мы готовы ответь на первый вопрос:
Что быстрее всего?
– А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь рядом с солнцем
– Кто представил, поднимите руку.
– За сколько секунд вы это сделали?
– Так что же на свете всего быстрее (наши мысли).
Физкультминутка.
А знаете ли вы, что скорость воздуха при выдыхании равна 2км/ч, а при чихании 170км/ч. Поэтому при чихании мы прикрываем рот. А чтобы не чихать сделаем массаж биологически активных точек.
III. Постановка проблемы:
создание проблемной ситуации
А теперь решим несколько задач.
1) 2 объекта движутся навстречу друг другу. Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.
На каком расстоянии они будут друг от друга через час?
Как найти скорость сближения? Vсб=V1+V2
2) 2 объекта движутся в противоположных направлениях. Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.
На каком расстоянии они будут друг от друга через час?
Как найти скорость удаления? Vуд=V1 +V2
3). Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.
(Эту задачу невозможно решить, т. к. не указано направление движения)
Зададим направление движения.
Учащиеся предлагают разные направления движения, учитель выбирает движение в одном направлении и предлагает решить задачу.
Учащиеся – Такие задачи мы ещё не решали.
подводящий диалог:
– Как называется направление движения зад.1 и 2 ( в противоположном направлении)
– Как движутся точки А и В в задаче 3. (в одном направлении).
– Догонит ли объект со скоростью 5 км/ч - объект со скоростью 6 км/ч, или будет отставать (будет отставать).
– Как могут называться такие задачи ? (ответы детей)
сообщение темы:
Такие задачи называются: задачи на движение в одном направлении с отставанием. Попытаемся их решить.
IV. Поиск решения
Класс делиться на группы. Каждая группа решает задачу самостоятельно.
Обсуждение всех гипотез.
Анализ правильного решения
– Почему расстояние между А и В будет увеличиваться? | ( VВ>VA) |
– На сколько? | (на 1) |
– Как узнали 6-5=1. Чему равна скорость удаления | (Vуд=VВ –VА) |
– Чему будет равно расстояние через час? | |
– Было 30 увеличивалось на 1 стало. 31 км | (30+ (6-5)*1=31 км) |
– Чему будет равно расстояние через 2 часа. 32 км | (30+ (6-5)*2=32 км) и т.д. |
– Что такое V*t ? | расстояние |
Vуд*t – расстояние на которое будет удаляться объект. |
Можно записать так (V1-V2)*t.
Заменим числа переменными, получим формулу: S=S+(V1-V2)*t/
Вывод:
Решая задачи на движение, мы должны обращать внимание на направление движения, и какое это движение с отставанием или вдогонку.
Vуд=V1 –V2
S=S+(V1-V2)*t/
На следующих уроках мы познакомимся с задачами на движение вдогонку.
Физкультминутка.
Профилактика остеохондроза.
V. Продуктивные задания
Определите движение с отставанием
В задаче 3 скорости выражены разными величинами.
VI. Первичное закрепление
Для закрепления материала решите следующую задачу:
Расстояние между собакой и лисицей 600м. скорость собаки 750м/мин, а лисицы 800м/мин.
Догонит ли собака лисицу через 8 минут?
Другими словами, нам нужно узнать, какое расстояние будет между собакой и лисицей через 8 минут? Если S= 0, то догонит, если S увеличится, то не догонит.
1) Vуд =800-750=50м/мин.
2) 600+50*8=1000м.
Расстояние увеличится, следовательно, собака не догонит лисицу.
VII. Итоги:
- Что нового мы узнали на уроке?
- Мы узнали, как решать такие задачи?
Ответим на второй вопрос Фалеса: - Что приятнее всего?
- Достичь желаемого.
Самооценка.
Я работал самостоятельно без ошибок. Получил 5.
Я работал с подсказками без ошибок. Получил 4.
Я работал с подсказками, допустил ошибки. Получил 3.
VIII. Рефлексия.
Поднимите руку кто ответил на уроке хотя бы один раз.
Поднимите руку кто достиг желаемого.
Поаплодируйте себе.
Д.з. №369с.99.