Цели урока:
- формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
- развивать орфографическую зоркость;
- формировать у детей чувство языка (умение выражать свои мысли и понимать других);
- познакомить со структурой и правилами написания синквэйна; развивать письменную и устную речь учащихся;
- воспитывать духовность, чувство патриотизма, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- саженцы берёзы
- плакат с рисунком берёзы
- бумажные берёзовые листики (желтый, зелёный)
- лист-помощник (каждому ученику)
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Наш урок мы посвятим русской березе – любимому дереву всех Россиян.
Опять о них, кудрявых и белесых,
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
У каждого народа есть свои любимые деревья-символы. У украинцев – калина, у канадцев – клен, а у россиян – береза.
Пожалуй, нет ни одного такого дерева, которое может сравниться с березой по количеству относящихся к нему эпитетов. В народе эту белоствольную лесную красавицу называют белой, пушистой, кудрявой, стройной, тонкой, веселой, душистой олицетворяя её с образом юной девушки в белом сарафане и зеленой косынке – символом Родины и весны.
2. Актуализация знаний.
Прочитайте на доске четверостишие:
Мы идем путем-дорогой
По ручью лесному вброд.
Под березкой белокорой
Подберезовик растет.
- Объясните значение слов вброд, белокорой.
- Спишите, обратите внимание на правильное соединение букв.
- Сколько предложений вы записали? (2)
- Найдите и назовите глаголы.
- Что вы знаете о глаголе? Составьте небольшой текст о глаголе пользуясь вопросами, записанными на листке-помощнике. (Задание 1 см. листок-помощник)
- Определите спряжение у глаголов и выделите окончания.
- Обратимся опять к листку-помощнику. Задание 2. Прочитайте глаголы. О каком предмете идет речь? Какие окончания у глаголов? Определите спряжение.
3. Постановка проблемы.
- Прочитайте словосочетания на доске.
Весна приход. т (1 или 2 ? е или и ?)
Солнышко гре. т (1или 2 ? е или и ?)
-Можно ли определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием? Попробуйте. Определить спряжение поможет глагольный суффикс. У каких глаголов мы найдем глагольный суффикс? (На доске запись меняется. )
2 2
Весна приход. т (приходить)
- На что указывает суффикс и? (на 2 спр. )
- Какая же тема сегодняшнего урока?(Как определить спряжение у глаголов, если окончание безударное. )
- Чему мы должны научиться?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Мы определили спряжение. Какая гласная пишется в окончании глагола во 2 спряжении? (и)
- (Разбираем аналогично Солнышко гре. т)
- Как же определить спряжение у глаголов с безударным окончанием? (по неопределенной форме)
-А теперь проверим совпадают ли наши выводы с правилом. Читаем правило в учебнике. (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Русский язык” 4 кл.)
Динамическая смена позы и зарядка для глаз. (Дети стоя слушают).
- Береза - поистине крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную избу, русскую печь, половики, курочку рябу. А кора старых берез напоминает мозолистые крестьянские руки. Именно березе посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. (С. Есенин)
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
И горят зеленые сережки,
И звенят серебряные росы.
Любит наш народ свою березоньку-красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.
- Какую пользу приносят березы? (Отдых, бумагу, дрова, посуду, мебель, сок, почки).
Загадка.
За то, что завял он зелёным в чулане,
Зимой отхлестал он хозяина в бане. (Веник)
-Зарядка для глаз. Посмотрите глазками на кружок, наклеенный на стекло окна, теперь посмотрите вдаль за окно.
5. Первичное закрепление.
- Для чего нужно определять спряжение у глагола с безударным личным окончанием? (Чтобы правильно написать гласную)
Составление алгоритма (по шагам). Дети проговаривают, учитель записывает на доске.
________ что делать? _________ и - 2
________ что сделать? _________ а,о,я,е,у - 1
- Обратимся к листочку-помощнику, задание 3а. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов. Комментируем по алгоритму.
6. Самостоятельная работа.
Задание 3б. Самопроверка по эталону.
7. Включение в систему новых знаний. Составление синквэйна.
- Напишем текст по особому плану.
- Тема. ( Береза).
- 2 прилагательных.
- 3 глагола.
- Предложение из 4 слов, которое выражает ваше отношение к березе.
- Слово-ассоциация.
8. Рефлексия деятельности.
- Чему учились на уроке? Домашнее задание на листе- помощнике.
- У вас на столе 2 листочка. Если вам на уроке было легко, интересно, комфортно, то приклейте на эту “березку” (на ватмане рисунок) зеленый листик; если вас что-то тревожило или вам было неуютно – желтый.
Пусть береза вам будет напоминать о торжестве добра, любви, здоровья. Пусть в ваших сердцах останется этот образ, пусть он всегда побуждает быть щедрыми к людям, любить землю, на которой родился, людей с которыми живешь и да поможет вам в этом Берёза! Весна пора посадки деревьев. Этот саженец березы мы посадим в школьном сквере.
Листок-помощник
Тема урока: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?
1.
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что такое спряжение?
- Как определить спряжение глагола с ударным окончанием?
2. Идёт, цветёт, шумит, поёт, звенит, журчит (…)
3.
а)
- встрет. . м (встретить) весну
- пиш. . шь (писать) письмо
- удивля. . м (удивлять) друзей
- люб. . м (любить) школу
б)
- шага. . шь ( ) в школу
- чита. . м ( ) сказки
- стро. . м ( ) пирамиду
- изуча. . шь ( ) правило
4. Домашнее задание. Синквэйн о весне.
1 существительное ____________________
2 прилагательных ____________________________
3 глагола ______________________________________________
Предложение (4 слова) _________________________________________
1 слово-ассоциация _____________________________
Спасибо за работу!