Цели:
1. Дать представление о зимних птицах и их жизни зимой.
2. Познакомить детей с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой.
3. Продолжать прививать любовь к родной природе.
4. Развивать умение отгадывать кроссворды.
Оборудование:
1. Таблица “Зимующие птицы”.
2. Листочки с кроссвордами индивидуально на каждого ученика.
ХОД УРОКА
Вступительная беседа:
– Мы с вами продолжаем изучать тему “Зима”. На прошлом уроке мы узнали о живой природе зимой, о растениях зимой. Сегодня мы изучим тему “Птицы зимой”, но прежде проверим, как вы подготовились дома.
Проверка домашнего задания:
– Как изменилась погода с наступлением зимы?
– Какие изменения произошли с растениями зимой по сравнению с осенью?
– Есть ли на растениях плоды и семена?
– Действительно, плодов и семян на растениях
стало очень мало, а вместо
опавших листьев на ветках деревьев и кустарников
остались только почки.
– Можно ли встретить зимой насекомых?
Новый материал:
– Можно ли встретить зимой птиц?
– Все ли птицы с наступлением зимы могут найти для себя необходимый корм?
– Вот именно поэтому некоторые птицы улетают осенью в теплые края.
– Каких птиц можно встретить сейчас?
Показ таблицы “Зимующие птицы”:
– Посмотрите, здесь изображены зимующие птицы.
– Как вы думаете, почему они не улетели?
– Чем они питаются?
– Где они находят корм зимой?
– Почему многие птицы изображены около жилья человека?
– Многие птицы зимой (не только вороны,
галки, воробьи, но и синицы, снегири, сороки)
держаться ближе к жилью человека в поисках корма.
Клесты-еловики встречаются главным образом в
еловых лесах, и основным кормом для них служат
семена хвойных растений. Клесты употребляют в
пищу также семена некоторых лиственных растений
– клена, ясеня. Семенами и плодами растений
питаются щеглы и снегири. Дятлы и зимой находят
животную пищу, доставая с помощью клюва и
длинного языка насекомых из-под коры деревьев.
Кормятся они также и семенами хвойных.
Таким образом, не все птицы осенью улетают. Некоторые остаются в нашей местности на зиму. Это зимующие птицы.
Работа с учебником:
– Рассмотрите рисунок на стр. 69 и давайте ответим на вопросы к нему по заданию.
– В сильные морозы птицам нужно больше корма, но они его не всегда находят и нередко погибают от голода. Отсутствие пищи – основная причина отлета птиц в теплые страны. Так, например, утки-кряквы с наступлением осени улетают из Подмосковья на юг, т.к. зимой лишены возможности добывать себе корм. Реки, озера, пруды замерзают. А в Московском зоопарке утки-кряквы остаются зимовать ежегодно, потому что работники зоопарка постоянно делают проруби на прудах, где утки могут плавать и отыскивать себе корм. Кроме того, уток подкармливают.
В настоящее время птиц подкармливают везде, чтобы спасти их от смерти. Для этого делают кормушки, куда постоянно насыпают корм: крошки белого хлеба, крупы семечки.
Работа с учебником:
– Давайте на стр. 70 посмотрим, как делают кормушки.
– Систематическую подкормку птиц начинают с появлением первого снега. Наиболее распространенная и самая практичная кормушка – домик. Его делают из фанеры размером 30 ? 20 см с боковыми планками шириной 2 см, на которое прикрепляют крышку. Она состоит из фанерок, скрепленных проволокой. По бокам кормушки укрепляют жердочки, куда развешивают кисти ягод. Для синиц хорошо устроить кормушку – жердочку. Она может быть из проволочки, либо крепкой лучины, на которые нанизывают несколько кусочков бараньего, свиного или говяжьего несоленого сала.
Просто можно сделать кормушку из пакета из-под молока. Одну из сторон пакета вырезают таким образом, чтобы в получившееся отверстие могла пролезть небольшая птица. Вешают кормушку с помощью веревочной петельки.
Вывод
– Почему птицы улетают в теплые края?
– Как называют птиц, которые живут у нас всю зиму?
– Как охраняют птиц зимой?
– Давайте обобщим то, что узнали сегодня на уроке.
Откройте стр. 72. Прочитайте вывод.
Работа в тетради:
– Запишите в тетради тему “Птицы зимой”.
– Спишите со стр. 72 вывод в себе в тетрадь.
Выставление оценок за урок.
Запись домашнего задания:
Стр. 68–72, разгадать кроссворд.
Каждому ребенку раздается листочек с кроссвордом, который нужно разгадать дома:
По горизонтали:
1. У него клюв крестом. (Клест.)
2. Он ползает по деревьям вниз головой. (Поползень.)
3. Красногрудый. (Снегирь.)
4. Черна, крупна, помойки обожает. (Ворона.)
5. О ком написано в книге, но он не нарисован. (Королек.)
6. Добывает пищу из щелей в коре дерева. (Дятел.)
7. Бела, хорошо видит ночью. (Сова.)
10. Черна, но меньше вороны. (Галка.)
По вертикали:
4. По полям он летает, крошки собирает. (Воробей.)
8. У неё на голове синяя шапочка. (Синица.)
9. Снежная курица. (Куропатка.)
11. Очень пушистый, на голове ярко-оранжевый хохолок. (Щегол.)
12. Приносит она новости на хвосте. (Сорока.)