Урок природоведения по теме: "Птицы зимой". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1. Дать представление о зимних птицах и их жизни зимой.

2. Познакомить детей с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой.

3. Продолжать прививать любовь к родной природе.

4. Развивать умение отгадывать кроссворды.

Оборудование:

1. Таблица “Зимующие птицы”.

2. Листочки с кроссвордами индивидуально на каждого ученика.

ХОД УРОКА

Вступительная беседа:

– Мы с вами продолжаем изучать тему “Зима”. На прошлом уроке мы узнали о живой природе зимой, о растениях зимой. Сегодня мы изучим тему “Птицы зимой”, но прежде проверим, как вы подготовились дома.

Проверка домашнего задания:

– Как изменилась погода с наступлением зимы?

– Какие изменения произошли с растениями зимой по сравнению с осенью?

– Есть ли на растениях плоды и семена?

– Действительно, плодов и семян на растениях стало очень мало, а вместо
опавших листьев на ветках деревьев и кустарников остались только почки.

– Можно ли встретить зимой насекомых?

Новый материал:

– Можно ли встретить зимой птиц?

– Все ли птицы с наступлением зимы могут найти для себя необходимый корм?

– Вот именно поэтому некоторые птицы улетают осенью в теплые края.

– Каких птиц можно встретить сейчас?

Показ таблицы “Зимующие птицы”:

– Посмотрите, здесь изображены зимующие птицы.

– Как вы думаете, почему они не улетели?

– Чем они питаются?

– Где они находят корм зимой?

– Почему многие птицы изображены около жилья человека?

– Многие птицы зимой (не только вороны, галки, воробьи, но и синицы, снегири, сороки) держаться ближе к жилью человека в поисках корма.
Клесты-еловики встречаются главным образом в еловых лесах, и основным кормом для них служат семена хвойных растений. Клесты употребляют в пищу также семена некоторых лиственных растений – клена, ясеня. Семенами и плодами растений питаются щеглы и снегири. Дятлы и зимой находят животную пищу, доставая с помощью клюва и длинного языка насекомых из-под коры деревьев. Кормятся они также и семенами хвойных.

Таким образом, не все птицы осенью улетают. Некоторые остаются в нашей местности на зиму. Это зимующие птицы.

Работа с учебником:

– Рассмотрите рисунок на стр. 69 и давайте ответим на вопросы к нему по заданию.

– В сильные морозы птицам нужно больше корма, но они его не всегда находят и нередко погибают от голода. Отсутствие пищи – основная причина отлета птиц в теплые страны. Так, например, утки-кряквы с наступлением осени улетают из Подмосковья на юг, т.к. зимой лишены возможности добывать себе корм. Реки, озера, пруды замерзают. А в Московском зоопарке утки-кряквы остаются зимовать ежегодно, потому что работники зоопарка постоянно делают проруби на прудах, где утки могут плавать и отыскивать себе корм. Кроме того, уток подкармливают.

В настоящее время птиц подкармливают везде, чтобы спасти их от смерти. Для этого делают кормушки, куда постоянно насыпают корм: крошки белого хлеба, крупы семечки.

Работа с учебником:

– Давайте на стр. 70 посмотрим, как делают кормушки.

– Систематическую подкормку птиц начинают с появлением первого снега. Наиболее распространенная и самая практичная кормушка – домик. Его делают из фанеры размером 30 ? 20 см с боковыми планками шириной 2 см, на которое прикрепляют крышку. Она состоит из фанерок, скрепленных проволокой. По бокам кормушки укрепляют жердочки, куда развешивают кисти ягод. Для синиц хорошо устроить кормушку – жердочку. Она может быть из проволочки, либо крепкой лучины, на которые нанизывают несколько кусочков бараньего, свиного или говяжьего несоленого сала.

Просто можно сделать кормушку из пакета из-под молока. Одну из сторон пакета вырезают таким образом, чтобы в получившееся отверстие могла пролезть небольшая птица. Вешают кормушку с помощью веревочной петельки.

Вывод

– Почему птицы улетают в теплые края?

– Как называют птиц, которые живут у нас всю зиму?

– Как охраняют птиц зимой?

– Давайте обобщим то, что узнали сегодня на уроке.

Откройте стр. 72. Прочитайте вывод.

Работа в тетради:

– Запишите в тетради тему “Птицы зимой”.

– Спишите со стр. 72 вывод в себе в тетрадь.

Выставление оценок за урок.

Запись домашнего задания:

Стр. 68–72, разгадать кроссворд.

Каждому ребенку раздается листочек с кроссвордом, который нужно разгадать дома:

По горизонтали:

1. У него клюв крестом. (Клест.)

2. Он ползает по деревьям вниз головой. (Поползень.)

3. Красногрудый. (Снегирь.)

4. Черна, крупна, помойки обожает. (Ворона.)

5. О ком написано в книге, но он не нарисован. (Королек.)

6. Добывает пищу из щелей в коре дерева. (Дятел.)

7. Бела, хорошо видит ночью. (Сова.)

10. Черна, но меньше вороны. (Галка.)

По вертикали:

4. По полям он летает, крошки собирает. (Воробей.)

8. У неё на голове синяя шапочка. (Синица.)

9. Снежная курица. (Куропатка.)

11. Очень пушистый, на голове ярко-оранжевый хохолок. (Щегол.)

12. Приносит она новости на хвосте. (Сорока.)