Цель: Формирование готовности будущих педагогов ДОУ к осуществлению работы с родителями по защите прав ребенка в семье.
Задачи: Познакомить студентов педагогического колледжа с работой дошкольного образовательного учреждения по правовому просвещению родителей; учить выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Помочь овладеть диагностическими методиками и учить правильно использовать их на практике. Подготовить студентов к организации коррекционной работы в группах риска и с семьями, в которых выявлено нарушение прав детей, формировать активную жизненную позицию, развивать эмпатию.
Этап деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность студента |
Методический комментарий |
1. Первичное погружение в проблему | Предлагаю расслабиться, сесть удобно. - Попробуйте оживить свои воспоминания, вспомните свое детство, какое оно было, что вам больше всего запомнилось, какие были яркие впечатления, что вас больше всего волновало, огорчало в детстве? - Какого цвета было ваше детство? Почему? (Даю возможность высказаться всем студентам). Нарисуйте (схематично) дом своего детства. Разделите его на две половины. В одну — впишите слова, которые согревали вас в детстве, “теплые” слова. В другую — “холодные” слова, которые вас ранили в детстве, которые приносили вам огорчение, наносили боль. Предлагаю озвучить “теплые” слова и проанализировать, какие чувства возникают, когда слышишь эти слова. Затем предлагаю каждому про себя прочитать “холодные”, горькие слова и поделиться своими чувствами. — Какие чувства вы испытывали, когда читали эти слова? Почему эти слова причиняют вам боль, воскрешают неприят-ные воспоминания? Почему, будучи взрослыми, вы вновь испытываете те же чувства, что испытывали в детстве? Какое влияние оказали на вас эти негативные чувства? Какие выводы вы можете сделать сейчас? |
Студенты распределяются по желанию в четырех
микрогруппах (МИГ). Определяется лидер,
регистратор идей, визуализатор. Студенты озвучивают свои воспоминания, обмениваются мнениями, делятся чувствами, переживаниями, выходят на осмысление важности периода детства для дальнейшего становления и развития личности ребенка. Вывод: психологические травмы, которые ребенок получил в детстве, запоминаются надолго и могут повлиять на всю остальную жизнь. |
Тихо звучит легкая минорная музыка. У каждого — лист белой бумаги (А-4), набор каран-дашей, фло-мастеров. Важно создать атмосферу доверия, чтобы все слушали и слышали не только себя, но и другого. |
2. Целеполагание | Всегда ли родители задумываются над
последствиями своего неправильного поведения,
своих поступков? Может ли ДОУ помочь семье
научиться воспринимать личность ребенка как
объект и субъект воспитания, не ущемлять права и
достоинство маленького ЧЕЛОВЕКА? Что для этого
нужно? Рассматривая тему “Работа ДОУ по защите прав ребенка в семье”, какие цели вы ставите перед собой как будущие педагоги? |
Студенты формулируют цели индивидуально, обсуждают и согласовывают их в МИГах, озвучивают перед аудиторией. | Действуют принципы неотрицания мнения другого, дополнительности, согласования смыслов. |
3. Исследование проблемы | Предлагаю предметные области обсуждаемой
проблемы:
Государство призвано заботиться о своих гражданах, в том числе и о маленьких — детях. Конституция РФ гарантирует права и свободы детям наравне со взрослыми. Существует ряд документов, гарантирующих охрану материнства и детства, предусмотрены меры государственной помощи семьям, имеющим детей. В чем выражается забота государства о своих маленьких гражданах? Каков размер пособий на детей в настоящее время? Соответствует ли этот размер реальным потребностям семьи? Назовите государственные документы, подтверждающие заботу государства о детях, их правах, т.к. в должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание этих документов. Всегда ли в жизни соблюдаются те гарантии, которые дает государство? Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическими проблемами обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения. Приведите примеры, подтверждающие это. К сожалению, некоторые родители не осознают, что своими действиями ущемляют права ребенка (физические наказания, запирание ребенка одного на длительный срок, унижение чувства собственного достоинства и т.д.). Важно, как это отразится на психике ребенка, к чему все это приведет. Каковы же последствия психологической травмы? Чем она чревата? (Неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности, замкнутость, трусость или садизм.) Многие ли родители осознают такие последствия и анализируют, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия? (Некоторые родители поступают так потому, что так с ними поступали в их собственном детстве, другие не знают альтернативных методов воздействия, третьи не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка). Но и в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление. Давайте выделим методы объектного и субъектного отношения к ребенку. Какие формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям? Какие семьи будут составлять группу риска? Попытаемся выделить такие семьи, привести примеры (семьи, где невнимание мужа к жене, властность матери, отца, агрессивные родители и т.п.) Как вы считаете, в чем будет заключаться задача педагога? (Вести правовое просвещение родителей, повышать их компетенцию, выявлять группу семей риска и вести коррекционную работу с ними, помочь родителям наладить правильные взаимоотношения со своими детьми). Чтобы решить эту задачу, необходимо провести диагностику нарушений прав ребенка в семье. Она проводится в 3 этапа. 1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы (неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство). Каковы объективные основания попадания в группу риска? (Тесное жилье, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, неполная семья, много-детность). На данном этапе заполняется анкета, отражающая социальные параметры семьи, проводятся наблюдения, беседы. 2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, т.е. применяющих к ним физическое или психическое насилие (диагностика агрессив-ности родителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, выяснение методов воспитательного воздействия в семье). Заполняется анкета и опроссник Басса-Дарки. 3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где нарушаются права детей. Используется методика определения родительских установок и реакций (по методике РАРУ). Что же может сделать ДОУ для профилактики нарушений прав ребенка в семье? Предлагаю в МИГах проработать план мероприятий по профилактике нарушений прав ребенка. Как же вести коррекционную работу? С кем мы ее будем проводить? (С детьми, с родителями.) Как это можно сделать? Какие мероприятия могли порекомендовать вы, будущие воспитатели? |
Студенты записывают в тетрадях тему, план. Студенты изучают и обсуждают соответ-ствующие статьи в Конституции РФ, в Законе РФ “Об образовании”, “Конвенции о правах ребенка”, “Концепцию дошкольного воспитания” и другие документы. Документы распре-деляются по МИГам, соответствующие номера статей или положения выписываются на большой лист. Лидер руководит деятельностью группы. Представитель каждой группы вывешивает свой плакат на доску, озвучивает содержание. Все студенты фиксируют данные в сводной таблице у себя в тетради. В ходе беседы студенты отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей, приводят примеры из практики. Две группы обсуждают и формулируют методы объектного отношения, две группы – методы субъектного отношения родителей к детям. Ответы групп согласовываются, дополняются. Визуализаторы вычерчивают схему Методы объектного отношения – приказы, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания. Методы субъектного отношения – добро-желательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды. Студенты делают записи в тетрадях об этапах диагностики нарушений прав ребенка в семье, отвечают на вопросы педагога, дополняют ответы товарищей. Каждая группа получает ролевую установку: Заведующие — информационная и контролирующая функции Психологи — диагностическая функция, мониторинг психологического состояния ребенка Воспитатели — формирующая функция, мониторинг психологического состояния ребенка Медработники — мониторинг здоровья ребенка Обсуждение плана профилактических и коррекционных мероприятий, разработанных группами. |
Для групп готовятся большие листы, магниты на
доску. Педагог дает возможность раскрыть собственную позицию, свой взгляд на проблему каждому студенту.
Педагог направляет деятельность МИГ на выполнение ролевой установки. |
4. Обсуждение педагогических ситуаций. | Педагог предлагает педагогическую ситуацию, дает время на принятие решения и его обоснование. | Студенты в группе обсуждают ситуацию, анализируют варианты решения. | |
5. Домашнее задание | Провести диагностику нарушения прав ребенка в семье на практике в ДОУ, разработать рекомендации для родителей. | Педагог предлагает диагностические методики. | |
6. Итог. Рефлексия |
-Удалось ли реализовать поставленные цели? Насколько это получилось? | Подводятся итоги. Заполняется карта рефлексивного анализа. |