Разработка урока для студентов педагогического колледжа по теме: "Работа дошкольного образовательного учреждения по защите прав ребенка в семье"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: Формирование готовности будущих педагогов ДОУ к осуществлению работы с родителями по защите прав ребенка в семье.

Задачи: Познакомить студентов педагогического колледжа с работой дошкольного образовательного учреждения по правовому просвещению родителей; учить выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Помочь овладеть диагностическими методиками и учить правильно использовать их на практике. Подготовить студентов к организации коррекционной работы в группах риска и с семьями, в которых выявлено нарушение прав детей, формировать активную жизненную позицию, развивать эмпатию.

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность студента

Методический комментарий

1. Первичное погружение в проблему Предлагаю расслабиться, сесть удобно.

- Попробуйте оживить свои воспоминания, вспомните свое детство, какое оно было, что вам больше всего запомнилось, какие были яркие впечатления, что вас больше всего волновало, огорчало в детстве?

- Какого цвета было ваше детство? Почему?

(Даю возможность высказаться всем студентам). Нарисуйте (схематично) дом своего детства. Разделите его на две половины. В одну — впишите слова, которые согревали вас в детстве, “теплые” слова. В другую — “холодные” слова, которые вас ранили в детстве, которые приносили вам огорчение, наносили боль.

Предлагаю озвучить “теплые” слова и проанализировать, какие чувства возникают, когда слышишь эти слова. Затем предлагаю каждому про себя прочитать “холодные”, горькие слова и поделиться своими чувствами. — Какие чувства вы испытывали, когда читали эти слова? Почему эти слова причиняют вам боль, воскрешают неприят-ные воспоминания? Почему, будучи взрослыми, вы вновь испытываете те же чувства, что испытывали в детстве? Какое влияние оказали на вас эти негативные чувства? Какие выводы вы можете сделать сейчас?

Студенты распределяются по желанию в четырех микрогруппах (МИГ). Определяется лидер, регистратор идей, визуализатор.

Студенты озвучивают свои воспоминания, обмениваются мнениями, делятся чувствами, переживаниями, выходят на осмысление важности периода детства для дальнейшего становления и развития личности ребенка.

Вывод: психологические травмы, которые ребенок получил в детстве, запоминаются надолго и могут повлиять на всю остальную жизнь.

Тихо звучит легкая минорная музыка.

У каждого — лист белой бумаги (А-4), набор каран-дашей, фло-мастеров.

Важно создать атмосферу доверия, чтобы все слушали и слышали не только себя, но и другого.

2. Целеполагание Всегда ли родители задумываются над последствиями своего неправильного поведения, своих поступков? Может ли ДОУ помочь семье научиться воспринимать личность ребенка как объект и субъект воспитания, не ущемлять права и достоинство маленького ЧЕЛОВЕКА? Что для этого нужно?

Рассматривая тему “Работа ДОУ по защите прав ребенка в семье”, какие цели вы ставите перед собой как будущие педагоги?

Студенты формулируют цели индивидуально, обсуждают и согласовывают их в МИГах, озвучивают перед аудиторией. Действуют принципы неотрицания мнения другого, дополнительности, согласования смыслов.
3. Исследование проблемы Предлагаю предметные области обсуждаемой проблемы:
  • Государство на страже интересов ребенка и защиты его прав.
  • Диагностика нарушений прав ребенка в семье.
  • Профилактика нарушений прав ребенка в семье.
  • Коррекционная работа в группах риска и с семьями, в которых выявлено нарушение прав ребенка.

Государство призвано заботиться о своих гражданах, в том числе и о маленьких — детях. Конституция РФ гарантирует права и свободы детям наравне со взрослыми. Существует ряд документов, гарантирующих охрану материнства и детства, предусмотрены меры государственной помощи семьям, имеющим детей. В чем выражается забота государства о своих маленьких гражданах? Каков размер пособий на детей в настоящее время? Соответствует ли этот размер реальным потребностям семьи? Назовите государственные документы, подтверждающие заботу государства о детях, их правах, т.к. в должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание этих документов.

Всегда ли в жизни соблюдаются те гарантии, которые дает государство?

Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическими проблемами обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

Приведите примеры, подтверждающие это.

К сожалению, некоторые родители не осознают, что своими действиями ущемляют права ребенка (физические наказания, запирание ребенка одного на длительный срок, унижение чувства собственного достоинства и т.д.). Важно, как это отразится на психике ребенка, к чему все это приведет. Каковы же последствия психологической травмы?

Чем она чревата? (Неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности, замкнутость, трусость или садизм.)

Многие ли родители осознают такие последствия и анализируют, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия? (Некоторые родители поступают так потому, что так с ними поступали в их собственном детстве, другие не знают альтернативных методов воздействия, третьи не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка).

Но и в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление.

Давайте выделим методы объектного и субъектного отношения к ребенку.

Какие формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям?

Какие семьи будут составлять группу риска? Попытаемся выделить такие семьи, привести примеры (семьи, где невнимание мужа к жене, властность матери, отца, агрессивные родители и т.п.)

Как вы считаете, в чем будет заключаться задача педагога? (Вести правовое просвещение родителей, повышать их компетенцию, выявлять группу семей риска и вести коррекционную работу с ними, помочь родителям наладить правильные взаимоотношения со своими детьми).

Чтобы решить эту задачу, необходимо провести диагностику нарушений прав ребенка в семье. Она проводится в 3 этапа.

1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы (неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство).

Каковы объективные основания попадания в группу риска? (Тесное жилье, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, неполная семья, много-детность).

На данном этапе заполняется анкета, отражающая социальные параметры семьи, проводятся наблюдения, беседы.

2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, т.е. применяющих к ним физическое или психическое насилие (диагностика агрессив-ности родителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, выяснение методов воспитательного воздействия в семье).

Заполняется анкета и опроссник Басса-Дарки.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где нарушаются права детей.

Используется методика определения родительских установок и реакций (по методике РАРУ).

Что же может сделать ДОУ для профилактики нарушений прав ребенка в семье?

Предлагаю в МИГах проработать план мероприятий по профилактике нарушений прав ребенка.

Как же вести коррекционную работу? С кем мы ее будем проводить? (С детьми, с родителями.) Как это можно сделать?

Какие мероприятия могли порекомендовать вы, будущие воспитатели?

 

Студенты записывают в тетрадях тему, план.

Студенты изучают и обсуждают соответ-ствующие статьи в Конституции РФ, в Законе РФ “Об образовании”, “Конвенции о правах ребенка”, “Концепцию дошкольного воспитания” и другие документы.

Документы распре-деляются по МИГам, соответствующие номера статей или положения выписываются на большой лист. Лидер руководит деятельностью группы.

Представитель каждой группы вывешивает свой плакат на доску, озвучивает содержание.

Все студенты фиксируют данные в сводной таблице у себя в тетради.

В ходе беседы студенты отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей, приводят примеры из практики.

Две группы обсуждают и формулируют методы объектного отношения, две группы – методы субъектного отношения родителей к детям. Ответы групп согласовываются, дополняются.

Визуализаторы вычерчивают схему

Методы объектного отношения – приказы, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания.

Методы субъектного отношения – добро-желательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды.

Студенты делают записи в тетрадях об этапах диагностики нарушений прав ребенка в семье, отвечают на вопросы педагога, дополняют ответы товарищей.

Каждая группа получает ролевую установку:

Заведующие — информационная и контролирующая функции

Психологи — диагностическая функция, мониторинг психологического состояния ребенка

Воспитатели — формирующая функция, мониторинг психологического состояния ребенка

Медработники — мониторинг здоровья ребенка

Обсуждение плана профилактических и коррекционных мероприятий, разработанных группами.

Для групп готовятся большие листы, магниты на доску.

Педагог дает возможность раскрыть собственную позицию, свой взгляд на проблему каждому студенту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог направляет деятельность МИГ на выполнение ролевой установки.

4. Обсуждение педагогических ситуаций. Педагог предлагает педагогическую ситуацию, дает время на принятие решения и его обоснование. Студенты в группе обсуждают ситуацию, анализируют варианты решения.  
5. Домашнее задание Провести диагностику нарушения прав ребенка в семье на практике в ДОУ, разработать рекомендации для родителей.   Педагог предлагает диагностические методики.
6. Итог.

Рефлексия

-Удалось ли реализовать поставленные цели? Насколько это получилось? Подводятся итоги. Заполняется карта рефлексивного анализа.