Цель: Дать представления о музыкально-сценическом жанре – балет.
Задачи:
- Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения.
- Развивать музыкальные и творческие способности детей.
- Развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание.
- Формировать понятие о ритме, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки.
- Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус.
Тип урока: Урок углубления темы.
Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, портреты композиторов, фрагменты видеофильмов оперы “Садко” Н.А.Римского-Корсакова, балета “Золушка” С.С.Прокофьева; аудиозапись “Вальс” из балета С.С.Прокофьева “Золушка”, рабочие тетради для 2 класса под редакцией Е.Д.Критской,
Ход урока:
Исполнение песни Ю.Чичкова “Здравствуй, Родина моя!”
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкально-театральными жанрами, будем продолжать знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Постараемся с вами найти различия между театральными жанрами, ответить на вопрос : “Куда нас ведет танец?” Что такое “ритм”?
Учитель: На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическим жанром. Что же это за жанр? Посмотрите фрагмент видеофильма.
Показ видеофрагмента оперы “Садко”. Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки!”/ Н.А.Римского-Корсакова.
Дети: Мы знакомились с оперой.
Учитель: С помощью каких признаков вы определили, что это опера?
Дети: В опере все действующие лица поют.
Учитель: Ребята, а может быть, кто-то из вас скажет, из какой оперы мы посмотрели фрагмент?
Дети: Опера “Садко”.
Учитель: Назовите фамилию композитора этой оперы?
Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в оперу?
Дети: В оперу нас привела песня.
Учитель: Так что же такое опера? Дайте определение.
Дети: Музыкальный спектакль, в котором главные герои поют.
Работа в рабочих тетрадях: раздел “Музыкальная азбука. Формирование представлений о ритме.
Учитель: Сейчас мы попробуем дать определение одному из основных средств выразительности - ритму. Найдите в нотной записи интонации кукушки (ку-ку), тиканья часов (тик-так), зов трубы (тра-та-та). Дети определяют. Прохлопайте ритмический рисунок этих интонаций. Учитель вызывает несколько ребят.
Учитель: Ребята, как вы поняли, что именно та или иная запись изображает эти интонации?
Дети: По длительности нот.
Учитель: Какие длительности использованы в этих интонациях?
Дети: Восьмые и четвертные.
Учитель: Все ли звуки одинаковы в этих примерах?
Дети: Нет. Есть короткие по длительности звуки, а также длинные.
Учитель: Ребята, подумайте и скажите, так что же такое – ритм?
Дети: Это чередование коротких и длинных звуков.
Учитель играет мелодию песни “Хлопай-топай”. Знакома ли вам эта мелодия?
Дети: Это мелодия песни “Хлопай-топай”.
Учитель: Прохлопайте ритмический рисунок этой песни.
Дети все вместе выполняют задание.
Учитель: Ребята, а теперь давайте исполним песню с движениями, которые вы подобрали к мелодии припева самостоятельно дома. Какие движения придумал Саша? Аня? Молодцы.
Физкультпауза. Исполнение песни муз. Б.Савельева на сл. М.Лазовского “Хлопай-топай” из сборника “Веселые уроки Радионяни” выпуск 1.М., Музыка, 1984.
“Хлопай-топай”
1.
Лучше танца “Хлопай-топай”
Ничего на свете нет!
Только хлопай! Только топай!
Лишь бы выдержал паркет!
Припев:
Эх. Раз! Еще раз!
Целый класс пустился в пляс!
Хлопай-топай! Топай-хлопай!
Нет ребят счастливей нас!
2.
Мы танцуем “Хлопай-топай”
Утром, днем и вечером.
Лучший танец – “Хлопай-топай”
Если делать нечего!
Припев.
З
авуч, няня и директор
Стали с нами танцевать!
За такое поведенье –
Можно им поставить “пять”!
Припев.
4.
Кем бы ни был ты- отличник
Иль совсем наоборот-
Разучи-ка этот танец
И танцуй хоть целый год!
Припев.
Учитель: Можем ли мы сказать, что это просто песня?
Дети: Нет.
Учитель: Что мы делали во время пения?
Дети: Танцевали во время припева.
Учитель: А может ли песня встречаться в опере? Приведите примеры.
Дети: Да. В опере “Садко” гусляр пел и танцевал во время песни “Заиграйте, мои гусельки!”
Учитель: Ребята, а можем ли мы по мелодии определить, какой танец звучит?
Дети: Да.
Учитель: Что же нам помогает это почувствовать?
Дети: Ритмический рисунок.
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент из произведения знакомого нам композитора.
Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.
Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал?
Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке.
Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева “Золушка” и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали?
Дети: Танцевали.
Учитель: Давайте посмотрим эпизод из балета “Золушка”. Ребята, постарайтесь во время просмотра определить, сколько частей вы услышите в произведении? Будет ли изменяться
Характер и настроение музыки? Как вы думаете, какой характер будет у следующей темы? (Дети дают предположительные ответы).
Просмотр фрагмента “Вальс” из балета “Золушка” С.С.Прокофьева.
После просмотра видео фрагмента, беседа с детьми. На доске таблички со словами настроения: тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты.
/Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты/.
Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? / Дети отвечают./ Ответы ребят сравниваем со словами на доске.
Учитель: Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке?
Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.
Учитель: Настя, попробуйте ответить, так что же такое - балет? Что делали главные действующие лица?/Варианты ответов детей/. Дайте определение.
Дети: Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.
Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? /Танец/.
Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева. Фамилии подписаны неверно. Детям ставится задача исправить ошибки. На столах у детей карточки с названием произведений этих композиторов. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями. Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.
Соедините стрелками фамилию композитора и его произведения. |
|
Петр Ильич Чайковский |
|
Сергей Сергеевич Прокофьев |
После выполнения задания сравнивают свои ответы с ответами учеников у доски.
Учитель: Какое произведение мы теперь запишем в колонку С.С.Прокофьева?
Дети: Балет “Золушка”.
Учитель: Так что же такое балет? В чем разница между балетом и оперой? Какие музыкальные жанры нас ведут в оперу и балет? Ответы детей. Дома в рабочей тетради на стр.44-45 постарайтесь передать в цвете чувства, настроения музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла.
Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер. Тому раскроется мир музыкального искусства, с которым мы будем знакомиться на следующих уроках.