Программа “Музыка и творчество” направлена на создание условий для художественно-эстетического развития детей и их творческой самореализации.
“Экспериментальная работа в дошкольном учреждении свидетельствует: педагог достигает поразительного эффекта в музыкально-творческом и общем развитии детей, если использует гибкие методы и формы организации деятельности, если создает условия для самовыражения на основе прочувствывания и положительной оценки произведений высокого искусства” (О.П. Радынова).
Каждый ребенок индивидуален и с этим нужно считаться. Ребенок-личность, а к этому нужно стремиться.
Теория развития личности разрабатывалась выдающимися учеными и педагогами. Это известные всем имена: Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Ребенок становится личностью только в процессе культурного развития, - подчеркивал Л.С. Выготский.
Главным действующим лицом образовательного процесса в программе “Музыка и творчество” является ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие дошкольника, наиболее значимым является культура. Музыка, литература, изобразительное искусство-это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому программа “Музыка и творчество” обращена к синтезу искусств, она способствует раскрытию способностей личности ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Гипотеза заключается в том, чтобы в процессе эмоционального и осознанного восприятия музыки, художественного слова и изобразительного искусства выявить уровни эстетического развития детей дошкольного возраста и на основе этого разработать психолого-педагогические условия, способствующие индивидуальному подходу к осуществлению комплексной работы по эстетическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Цель программы: научить детей передавать свои чувства, эмоциональное состояние через речь, творческое движение, рисунок, то есть уметь самовыражаться.
Задачи:
- Учить понимать красоту произведений искусства, эмоционально реагируя, испытывая при этом радость.
- Развивать художественно-образное мышление ребенка, как основу развития творческой личности.
- Способствовать формированию творческой личности, способной самостоятельно применять выразительно-изобразительные средства для передачи эмоциональных переживаний и чувств.
- Воспитать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
Программа представлена системой интегрированных занятий, которые объединяют музыкальную и изобразительную деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающей действительностью.
Структура и содержание программы
.Блочно-тематическое планирование содержания занятий.
Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это природа, искусство, сказка, человек. Содержание программы основывается на следующих тематических блоках-циклах:
- “Музыка родной природы”.
- “Сказка, сказка-приходи”.
- “Мама всех родней”.
- “Игрушки”.
- “Музыкальный городок”.
У детей формируется представление о том, что искусство отражает разные эмоциональные состояния человека средствами музыкальной выразительности: темпа, мелодии, ритма, динамики. Свое отношение к музыкальному произведению ребенок может выразить словом, пластикой, рисунком. Именно рисование дает возможность легко выразить то, что чувствует ребенок. Рисунок ребенка-это его рассказ, “выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать”. Рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунке ребенок чаще всего передает с помощью цвета, величины изображения, динамичности движений. Рисунки наиболее выразительны только тогда, когда дети способны выделить выразительные средства музыки. Интересным оказывается соединение творческого движения, выразительного слова, музыки и рисования. Творчество ребенка приобретает в таком случае больше свободы.
Педагог также формирует систему умений и навыков, необходимых детям для осуществления творческого процесса в различных видах деятельности.
- Музыкальной.
- Изобразительной.
- Художественно-речевой.
- Двигательной.
Содержание программы “Музыка и творчество” строится на принципах:
Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
Содержание программы “Музыка и творчество” ориентировано на воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, творческому движению. А еще на умение слышать музыку, видеть, чувствовать и сопереживать эмоциональным различным состояниям, которые переданы в произведениях искусства.
Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, развивается мышление и воображение. Это пробуждает у детей стремление к самовыражению через рисунок, движение, речь. Именно к этому мы и стремимся.
Реализация программы “Музыка и творчество” обусловлена диагностикой, выявляющей уровни эстетического развития по следующим критериям (по О. П. Радыновой):
- Желание слушать музыку.
- Уровень развития творческих способностей в движении.
- Уровень развития творческих способностей в рисунке.
- Самостоятельность в творческих действиях и проявлениях.
Для определения уровня развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений руководствовались критериями Т.С.Комаровой.
- Содержание выполнения изображения, его компоненты и разнообразие.
- Цвет (яркие или бледные, темные или холодные, многоцветная гамма или используется 1-2 цвета.)
- Передача формы (форма простая или сложная, передача точно или искаженно).
- Уровень самостоятельности во время работы.
- Уровень творческого выполнения задания.
- Точная передача строения предмета, пропорций в изображении, завершенность выполненного изображения.
- Характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).
Предполагаемый результат реализации программы
“Музыка и творчество”:
Апробация программы “Музыка и творчество” проходила на протяжении нескольких лет (2002-2005) на базе МДОУ д.\с13,
ЗАТО поселок Свободный Свердловской области.
Опыт внедрения программы показал доступность реализации ее содержания, освоения детьми программного материала (благодаря высокому уровню мотивации и учету индивидуальных особенностей каждого ребенка).
Можно отметить, что в программе “Музыка и творчество” методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.
Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет).
Система интегрированных занятий, в процессе которых решаются задачи посредством нескольких видов деятельности рассчитано на 12 часов старшая группа и 16 часов подготовительная группа.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, поэтому занятия ведутся подгрупповые по 8-10 человек. Некоторые занятия, такие как (занятие №9 подготовительная гр.), где предусматривается просмотр видеоматериала, а также экскурсии - проводятся фронтально.
Исходя из возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и согласно Сан Пин 2.4.1. 124903, занятия не превышают 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной.
В результате практической работы сложилась следующая структура занятий:
- Вводная часть-2 минуты.
- Основная часть-10 минут.
- Изобразительное творчество-10-15минут.
- Заключительная часть-3 минуты.
Общее время проведения занятий 25-30 минут.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, желании повторить встречу с музыкой. И поэтому можно смело сказать, что девиз программы
“Музыка- это радость, улыбка и творчество!”
Примерный перспективный план.
Старшая группа (приложение 1)
Месяц |
№ |
Название занятия |
Сентябрь |
1 2 |
Экскурсия в осенний лес, парк. “Настроение моего листочка”. |
Октябрь |
3 |
“Осень загадывает загадки”. |
Ноябрь |
4 |
“Сундучок Осени”. |
Декабрь |
5 |
“Новогодние фантазии”. |
Январь |
6 |
“Шубка Снегурочки”. |
Февраль |
7 8 |
“Сны Оле Лукойе”. “Сказочные превращения”. |
Март |
9 |
“Мамочка любимая”. |
Апрель |
10 11 |
“Дымковские игрушки” Экскурсия в фольклорный кружок “ Муравушка” |
Май |
12 |
“Веселые музыканты” |
Подготовительная группа (приложение 2)
Месяц |
№ |
Название занятия |
Сентябрь |
1 2 |
Экскурсия в осенний лес, парк. “Красота Осени”. |
Октябрь |
3 4 |
“Осенние фантазии”. “Разноцветные зонтики”. |
Ноябрь |
5 |
“Вспомним Осень-золотую”. |
Декабрь |
6 |
“Зимние фантазии”. |
Январь |
7 8 |
“Жар-птица в балете”. “Жар-птица”. |
Февраль |
9 10 |
“Щелкунчик”. “Сказочные герои”. |
Март |
11 12 |
. “Мамочка самая красивая”. “Подарок маме”…(цветы, шляпка, платье, скатерть). |
Апрель |
13 14 |
“По небу плыли облака”. “Городок дымковских игрушек”. |
Май |
15 16 |
Экскурсия в фольклорный кружок “Муравушка”. “Музыкальный городок”. |
Тема занятия: “Сундучок Осени”.
Старшая группа.
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
- Развивать тактильную чувствительность.
- Побуждать передавать настроение в изодеятельности.
- Способствовать формированию творческой активности в разных видах деятельности.
Материал к занятию:
- Магнитофон.
- Диск с музыкой Баха “Сюита №2 для флейты с оркестром”.
- Альбом, или бумага для рисования.
- Краски или гуашь.
Ход занятия
:Педагог надевает на голову осенний венок, в руках несет сундучок.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я – Осень.
(Педагог включает музыку Баха и на фоне музыки рассказывает стихотворение).
По дороге золоченной Осень щедрая идет.
Убранный листами клена сундучок она несет
Сундучок с ее приданым полон солнечных даров,
Много тут брусники рдяной, спелых яблок и грибов.
(Пальчинскайте).
Ребята, а вы ничего не хотите меня спросить?
Хоровод-игра “Здравствуй, Осень”.
Описание игры:
Дети стоят по кругу, лицом к центру. В центре Осень.
Дети: Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит, будут пирожки.
Осень: Принесла вам гречки.
Дети: Каша будет в печке.
Осень: Принесла вам овощей.
Дети: И для супа и для щей.
Осень: А уж яблоки, что мед.
Дети: На варенье и компот.
Осень: Принесла я меду полную колоду.
Дети: Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба
принесла.
А хорошую погоду нам в подарок припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.
Осень: Кто под дождик попадет, тот сейчас с игры уйдет.
(Осень детей догоняет, дети разбегаются).
Осень: Ребята, а давайте успокоим дождик.
Массаж спины “Дождик”.
Описание:
Дети встают друг за другом “паровозиком” и выполняют движения.
Дождь, дождь! Надо нам расходится по домам. | Хлопают ладонями по спине. |
Гром! Гром. Как из пушек Нынче праздник у лягушек. |
Поколачивают кулачками. |
Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят. |
Постукивают пальцами. |
Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин. |
Поглаживают спину ладошками. |
(Дети поворачиваются на 180 и делают массаж еще раз).
Осень: Ребята, я знаю, что вы много рисовали Осень. Расскажите, какие цвета я больше всего люблю?
Ответы детей.
Осень: Вы видите, какой красивый сундучок я принесла с собой. Я хотела и в ваших альбомах нарисовать такие же, да не успела. А сейчас я думаю, что вы еще лучше меня сможете это сделать.
Дети рисуют сундучок Осени.
(На бумаге нарисованы трафареты, дети придумывают свои узоры).
В конце занятия рассматривают рисунки, делятся своими впечатлениями от работ товарищей.
Осень угощает всех из своего сундучка. Это могут быть орешки от белочки, яблоки от ежика и другие угощения.
Тема занятия: “Осень загадывает загадки”.
Задачи:
- Формировать знания о средствах раскрытия образа, используя двигательную импровизацию.
- Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве, согласовывая свои действия с действиями других детей.
- Побуждать передавать свои фантазии в изобразительной деятельности.
- Воспитывать активность, передавая образ различного характера в соответствии с музыкой.
Материал к занятию:
- Магнитофон.
- Диски или кассеты с музыкой: Бетховен “К Элизе”, С. Рахманинов “Полька”. Э. Григ “Кобольд.
- Альбом для рисования.
- Краски или гуашь.
Ход занятия
:Педагог: Жила-была волшебница Осень. Она очень любила удивлять всех вокруг. Стояли деревья в зеленых нарядах. Все было спокойно. Но что случилось утром? А вот что.
Все увидели, как белоствольная березка принарядилась в желтое платье, стройная осинка разноцветный сарафан надела, а модница рябина красные бусы всем показывает. Только осенью увидишь такое разнообразие моделей.
А еще осень очень любит наблюдать, как готовится к зиме белка и барсук, ежик и полевая мышь. С интересом смотреть на муравьев и жучков.
Давайте и мы представим раннее утро.
(Звучит музыка Бетховен “Е Элизе”.)
Тишина, птицы не поют, все вокруг спит. И вот появились первые лучи солнышка. Один очень быстрый лучик коснулся и согрел своим теплом цветок на лугу. Лепестки стали раскрываться, и что же увидел лучик? Маленький жучок спал в середине цветка.
Ребята, а вы сейчас превращаетесь в маленьких жучков.
(Дети придумывают движения по тексту).
Жучок лежал на боку, поджав лапки. Лучик стал гладить жучка по головке, и малыш лег на спинку, опять поджав свои лапки. Лучик пощекотал жучку животик, и жучок весело засмеялся, а потом стал болтать лапками быстро, быстро. Жучок потянулся, и увидел, что по небу плывут осенние облака. Он сел и подумал: “А я умею летать так, как эти облака?”
Жучок встал на коленочки и вытянулся. Вдруг за спиной у него что-то щелкнуло. Это были крылышки. Он глубоко вздохнул и полетел.
(Дети в хорошем настроении, с радостными улыбками “летают” по залу, стараясь не наталкиваться друг на друга, при этом они жужжат, как жучки).
Звучит средняя часть произведения Бетховена.
На фоне этой части педагог продолжает рассказ.
Вдруг жучок почувствовал, что ему тяжелее стало лететь. Что это? “А это северный ветер. Он бывает осенью очень холодным и сердитым”- подсказал солнечный лучик маленькому жучку. Он предложил жучку спрятаться в траве. Жучок так и сделал. Он опустился в траву и стал слушать, как шумит ветер.
(Дети присаживаются или сворачиваются калачиком на ковре)
Звучит заключительная часть произведения.
Сердитый ветер улетел, и опять стало весело жучку. Он снова расправил крылышки и полетел к своему цветку. Жучок устал. Он опустился на цветок, сложил крылышки, помахал лапкой солнечному лучику и лег спать. Цветок сложил над головкой жучка лепестки, чтобы никто не мог помешать малышу спать и расти во сне.
Педагог: Ребята, вам понравилось быть маленькими жучками? Сейчас вы снова дети и давайте вспомним, каким может быть ветер.
Упражнение на дыхание.
Дует легкий ветерок "Ф-Ф-Ф"
И качает так листок "фф-фф-фф"
Дует сильный ветерок "ФФФФ-ФФФФ-ФФФФ"
Улетает лепесток, цветок, листок "дети кружатся и садятся"
Педагог: Пока мы с вами наблюдали за жучком и ветром, Осень загадала вам загадки. Посмотрите, в ваших альбомах стоят какие-то кляксы. А еще говорят, что Осень очень хорошо рисует своими волшебными красками. Давайте отгадаем загадки Осени, и каждый нарисует отгадку. Внимательно посмотрите на кляксу и пофантазируйте, что спрятано в ней? Может нужно что-то дорисовать, пририсовать. Может малыш жучок или осенний листок, а может злой колдун спрятаны в кляксе? Может дятел или белка, а может какое-то сказочное существо скрывается под кляксой? Сейчас все зависит от вас. Фантазируйте, отгадывайте, рисуйте.
Дети рисуют.
В конце занятия каждый рассказывает о своей отгадке и показывает рисунок.
У кого изображена добрая, веселая отгадка, тот придумывает движения под музыку С.Рахманинова “Полка”.
У кого злой герой, тот двигается под музыку Э.Грига “Кобольд”.
(Музыкальный материал может быть другим).