Тема урока: "Среднее арифметическое и определение его значения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

1. Познакомить со средним значением числа.
2. Формировать вычислительные навыки при работе с многозначными числами.
3. Развивать логическое мышление, воображение детей, интерес к предмету.
4. Расширять математический кругозор детей, их представления о многообразии мира чисел.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дорогие друзья, нам с вами предстоит напряженная интеллектуальная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание с помощью массажа рук: покатаем между ладонями ручку.

2. Актуализация знаний.

1.Устный счёт.

- Выполнив действия и расположив ответы примеров в порядке возрастания - вы узнаете как называется наука о числах.

А 6900- 900= 6000 И120 Ч5 =600
Р 720: 90= 8 Е 32Ч10 =320
И 360: 90= 40 А 5098Ч0+1=1
Т 483+7= 500 М 6+8Ч7=62
К 210Ч3= 630 Ф 6Ч2 +8Ч6=60
1 8 40 60 62 320 500 600 630 6000
А Р И Ф М Е Т И К А

- Как вы понимаете смысл выражения: « Арифметика есть основание всей математики.»

Арифметика - наука о числах. Название «арифметика» происходит от греческого слова «аритмос», что означает «число». - Что мы с вами знаем о числах и что мы умеем с ними делать?

- В арифметике изучаются простейшие свойства чисел и правила вычислений. С одним из таких правил вычислений мы познакомимся сегодня.

2. Найдите значения выражений.

(240+360+390): 3=330
(300+270+240):3= 270
(196+404+180):3 = 260

- Что общего у этих выражений? (Три слагаемых делим на число три.) - А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?

3. Постановка проблемы и открытие новых знаний.

- Работа в группах. Ребята вам нужно решить задачу.

В 4 «А» классе- 28 учеников, в 4 «Б» - 29 учеников, в 4 «В» - 26 учеников, в 4 «Г» -27 учеников,

в 4 «Д» -25 учеников. Сколько учеников в среднем в каждом классе?

- Прочитайте задачу. Что необычного для вас в задаче? (Что значит в «среднем»?) - Ваши предложения по решению этой задачи? Кто может ответить на второй вопрос? (как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?)

(28+29+26+27+25):5=135:5=27

- Что искали в задаче? (среднее значение числа)

4.Первичное закрепление.

- При решении этой задачи вы определили среднее арифметическое нескольких чисел.

- Давайте решим ещё одну задачу.

1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.70,найдите №166.

- Ребята решают задачу в группах – оформляют решение задачи на листах ватмана.

(93+89+97+96+90): 5 = 465: 5 =93(с) - средняя всхожесть семян.

- Найдите среди решённых раньше задач похожую. Объясните, в чём их сходство?

- Подумайте, как находят среднее арифметическое. Сравнить свой вывод с выводом из учебника на странице70 .

2. Задача Г.Остера.

В одной капле воды сидит 4468 микробов, в другой капле микробов сидит в 2 раза больше, чем в первой, в третьей - в 4 раза меньше, чем во второй, а в четвёртой - на 2128 микробов больше, чем в третьей. Сколько микробов засядет у четверых мальчишек, если они выпьют их поровну

по рекомендации учёного с мировым именем Иннокентия, если он перепутал эти капли с валерьянкой?

- О чём эта задача? Что надо узнать? Какие нужны данные, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Кто может решить эту задачу сам, решает её самостоятельно.

( Решение с комментированием)

1) 4468Ч2=8936(м) – во второй капле
2) 8936: 2= 2234(м) – в третьей капле
3) 2234+2128= 4362(м) – в четвёртой капле
4) 4468+8936+2234+4362=20000(м) – всего
5) 20000:4=5000(м)

Ответ: каждый мальчишка выпьет в среднем 5000 микробов.

3.Самостоятельная работа.

- Откройте тетрадь по математике на печатной основе на странице 61 №120.

- Найдите среднее арифметическое всех чётных чисел, удовлетворяющих неравенству

50<Х.<60.
Х=52,54,56,58
(52+54+56+58):4=220:4=55

- Проверка работы заключается в сверке с эталоном.

5. Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке? Что мы называем средним арифметическим? Как находят среднее арифметическое?

- Д/З - по выбору:

1) №166(5)

2) Придумать задачу об озеленении родного края с5-6 слагаемыми. Найти среднее арифметическое в этой задаче.