Цель:
1. Познакомить со средним значением числа.
2. Формировать вычислительные навыки при работе с многозначными числами.
3. Развивать логическое мышление, воображение детей, интерес к предмету.
4. Расширять математический кругозор детей, их представления о многообразии мира чисел.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Дорогие друзья, нам с вами предстоит напряженная интеллектуальная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание с помощью массажа рук: покатаем между ладонями ручку.
2. Актуализация знаний.
1.Устный счёт.
- Выполнив действия и расположив ответы примеров в порядке возрастания - вы узнаете как называется наука о числах.
А 6900- 900= 6000 | И120 Ч5 =600 |
Р 720: 90= 8 | Е 32Ч10 =320 |
И 360: 90= 40 | А 5098Ч0+1=1 |
Т 483+7= 500 | М 6+8Ч7=62 |
К 210Ч3= 630 | Ф 6Ч2 +8Ч6=60 |
1 | 8 | 40 | 60 | 62 | 320 | 500 | 600 | 630 | 6000 |
А | Р | И | Ф | М | Е | Т | И | К | А |
- Как вы понимаете смысл выражения: « Арифметика есть основание всей математики.»
Арифметика - наука о числах. Название «арифметика» происходит от греческого слова «аритмос», что означает «число». - Что мы с вами знаем о числах и что мы умеем с ними делать?
- В арифметике изучаются простейшие свойства чисел и правила вычислений. С одним из таких правил вычислений мы познакомимся сегодня.
2. Найдите значения выражений.
(240+360+390): 3=330
(300+270+240):3= 270
(196+404+180):3 = 260
- Что общего у этих выражений? (Три слагаемых делим на число три.) - А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?
3. Постановка проблемы и открытие новых знаний.
- Работа в группах. Ребята вам нужно решить задачу.
В 4 «А» классе- 28 учеников, в 4 «Б» - 29 учеников, в 4 «В» - 26 учеников, в 4 «Г» -27 учеников,
в 4 «Д» -25 учеников. Сколько учеников в среднем в каждом классе?
- Прочитайте задачу. Что необычного для вас в задаче? (Что значит в «среднем»?) - Ваши предложения по решению этой задачи? Кто может ответить на второй вопрос? (как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?)
(28+29+26+27+25):5=135:5=27
- Что искали в задаче? (среднее значение числа)
4.Первичное закрепление.
- При решении этой задачи вы определили среднее арифметическое нескольких чисел.
- Давайте решим ещё одну задачу.
1. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.70,найдите №166.
- Ребята решают задачу в группах – оформляют решение задачи на листах ватмана.
(93+89+97+96+90): 5 = 465: 5 =93(с) - средняя всхожесть семян.
- Найдите среди решённых раньше задач похожую. Объясните, в чём их сходство?
- Подумайте, как находят среднее арифметическое. Сравнить свой вывод с выводом из учебника на странице70 .
2. Задача Г.Остера.
В одной капле воды сидит 4468 микробов, в другой капле микробов сидит в 2 раза больше, чем в первой, в третьей - в 4 раза меньше, чем во второй, а в четвёртой - на 2128 микробов больше, чем в третьей. Сколько микробов засядет у четверых мальчишек, если они выпьют их поровну
по рекомендации учёного с мировым именем Иннокентия, если он перепутал эти капли с валерьянкой?
- О чём эта задача? Что надо узнать? Какие нужны данные, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Кто может решить эту задачу сам, решает её самостоятельно.
( Решение с комментированием)
1) 4468Ч2=8936(м) – во второй капле
2) 8936: 2= 2234(м) – в третьей капле
3) 2234+2128= 4362(м) – в четвёртой капле
4) 4468+8936+2234+4362=20000(м) – всего
5) 20000:4=5000(м)
Ответ: каждый мальчишка выпьет в среднем 5000 микробов.
3.Самостоятельная работа.
- Откройте тетрадь по математике на печатной основе на странице 61 №120.
- Найдите среднее арифметическое всех чётных чисел, удовлетворяющих неравенству
50<Х.<60.
Х=52,54,56,58
(52+54+56+58):4=220:4=55
- Проверка работы заключается в сверке с эталоном.
5. Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на уроке? Что мы называем средним арифметическим? Как находят среднее арифметическое?
- Д/З - по выбору:
1) №166(5)
2) Придумать задачу об озеленении родного края с5-6 слагаемыми. Найти среднее арифметическое в этой задаче.