Тема урока: Обобщение знаний об именах существительных. (4класс).
Цели:
- Закрепить правописание изученных орфограмм.
- Развивать речь учащихся, наблюдать над языком стихов, прививать любовь к русскому языку.
- Воспитывать умения получать радость от общения с поэзией земляков.
Оборудование:
- портрет А. Дешина,
- рисунки сделанные на уроках изобразительного искусства,
- аудиозаписи из альбома П. И. Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит тихая музыка П. И.Чайковского.
На доске портрет Анатолия Дешина и стихотворение:
Здесь, где сопки и туманы,
Воздух рыбою пропах,
Мы живем у океана…
- Ребята, с каким поэтом мы сегодня встретились?
- Анатолий Дешин очень любит свой край, сахалинскую природу, своих земляков, а особенно детей. Мы не раз уже встречались с ним. Сегодня продолжим наше знакомство. И отправимся путешествовать по родному краю, не забывая о русском языке.
II. Упражнения по распознаванию имен существительных.
- Рассмотрите выставку рисунков и вспомните стихотворение, к которому мы их рисовали.
Сквозь бурелом, звериной тропкой,
И через облачность вершин,
Преодолев крутые сопки,
Июнь пришел на Сахалин.
И вот цветет беспечно весел
Леса, поля согрел теплом.
Июнь, он как весенний месяц
На Сахалине островном.
(Выразительное чтение 2-3 учениками)
- Я предлагаю выписать из текста имена существительные определить род, число и падеж.
III. Словарная работа.
- Невозможно в лесу не встретиться с любимыми животными, птицами. Внимательно прослушайте стихотворения и запишите слова с непроверяемыми безударными гласными в единственном числе, именительном падеже, распределяя их по склонениям.
Я принес ежа из леса
До чего ж он интересный!
Хлебом стал кормить ежа,
Под диван он убежал.
Воробей сидит на бревнышке
И на солнце сушит перышки.
Береза выросла в лесу
Ветвистой, рослой, стройной.
Сама всех задирает,
Слабеньких бодает,
А тронь эту корову,
Замучает всех ревом.
IV. Упражнение по склонению имен существительных.
- Просклоняйте слова:
1 вариант – береза
2 вариант – корова
- Повторите правило о правописании безударных окончаний имен существительных женского рода.
V. Минута поэзии.
(На фоне тихой музыки П. И. Чайковского дети читают стихи А. Дешина)
Еще в лесах снега не стаяли.
И холодно еще по-прежнему.
Но на открывшихся проталинах
На свет проклюнулись подснежники.
Зима уйти хоть не торопится,
Но солнышко вовсю старается.
Ему согреть всю землю хочется.
И верба пышно распускается.
(“Еще в лесах снега не стаяли”)
Расплескалось солнце
Теплыми лучами
Запестрило поле
Черными грачами
Ручейки певучие
Весело запели.
И снежком умылись
Бархатные ели.
(“Расплескалось солнце”)
Ветер тучи разогнал
С неба после ночи, день с рассвета засиял
И тепло, и солнечно.
Засиял во всей красе,
Солнцем опоясанный.
И мы радуемся все
Лету, небу ясному.
(“Радуемся лету”)
VI. Физкультминутка. (А. Дешин “Кто поможет сосчитать?”)
Бью рукою по мячу, (дети имитируют движения)
Вместе с ним сама скачу: (дети хлопают в ладоши)
-Раз, два, три, четыре, пять! (прыгают на месте)
И еще пять раз по пять. (прыгают на правой ноге)
И еще пять раз по пять. (прыгают на левой ноге)
Кто поможет сосчитать (хлопают в ладоши)
VII. Работа с деформированным текстом.
(“Надевают березки сережки”).
Лесных, на, тропинках, и. дорожках,
На, травинки, свет, показались.
(На тропинках лесных и дорожках.
Показались травинки на свет.)
VIII. Самостоятельная работа.
- Вставьте окончания, объясните правописание.
На березах почк…
Уже надули щечк…
Может, этой ночкой
Проклюнутся листочк….
Не елка, а в иголк…
Носит он их с толк…
Если нападают,
Иголки в ход пускает.
IX. Итог урока.
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- С каким сахалинским писателем, вы хотели бы еще встретиться?