Тема: “РАСТЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ: КАМЫШ И РОГОЗ”
Программное содержание:
- познакомить детей с растениями Астраханского края камышом и рогозом;
- учить узнавать их по внешнему виду и называть, выделять существенные признаки, группировать;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать любовь к природе родного края, бережное к ней отношение.
Обогащение словаря: рогоз, камыш, соцветие "султан", "колос", густые заросли, микроскоп, увеличительное стекло (лупа).
Оборудование: микроскопы, лупы, растения камыш и рогоз. Иллюстрации с изображением рогоза и камыша в природных условиях. Листы бумаги, краска, карта-схема впадения Волги в Каспийское море.
Предварительная работа: беседа с детьми о родном городе, о его природе. Знакомство детей с увеличительным стеклом.
Организация детей: дети располагаются в группе за столами.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, я хочу вам загадать загадку. Отгадать ее, я думаю, вам будет не трудно.
У Лукоморья город белый
Стоит на страже пять веков
Живет народ в нем добрый, смелый,
Край лотоса, край рыбаков.Названье города узнаем -
Два слова сложим и прочтем.
Мы хорошо свой город знаем.
Мы родились в нем и живем.В саду растет цветочек астра,
А во дворце - великий хан.
Цветок и хана ставим рядом
Получим город...
Дети. Астрахань.
- Правильно, Астрахань. Это город, в котором мы живем. В нашем городе растут много деревьев, кустарников, цветов. Они есть и на участке нашего детского сада и около вашего дома. Как их можно назвать одним словом? (Растения).
- Давайте вспомним и назовем растения, которые вы знаете. (Ответы детей).
- Молодцы, много знаете растений. А сегодня мы с вами познакомимся с новыми растениями. Они также растут в нашем Астраханском крае. (Показываю детям рогоз и камыш).
- Это камыш, а это рогоз. (Еще раз повторяю названия и прошу нескольких детей назвать эти растения).
- Давайте вместе скажем: камыш, рогоз. А вы знаете, где растет камыш и рогоз? Тогда послушайте. (Выставляю иллюстрации, где камыш и рогоз изображены в естественных условиях. Показываю с опорой на схему, где Волга впадает в Каспийское море).
- Наша река Волга течет в Каспийское море и перед самым морем Волга делится на множество маленьких речек. Эти речки не глубокие. Именно в таких речках и на болотах растет камыш и рогоз. Эти растения очень любят воду и растут там, где она есть. Корни их находятся под водой в земле, а над водой - стебель и листья. Кто покажет, где у камыша стебель, листья, корни? (Дети показывают).
- Где стебель, листья у рогоза? (Показ детьми).
- Ребята, похожи ли между собой камыш и рогоз? Давайте сравним. Что общего есть у камыша и рогоза? (Стебель и листья одинаковые, камыш и рогоз растут в воде).
- А чем они непохожи?
- Да, различие у них на верхушке стебля. У рогоза - соцветие, которое называется “султан”, а у камыша соцветие “колос”. Действительно похож на колос. Кто нам покажет эти отличия? (Раздаю камыш и рогоз детям).
- Давайте внимательно рассмотрим рогоз. Ощупайте соцветие. Какое оно на ощупь? (Ответы детей).
- Ребята, на столе у каждого лежит лупа и находятся коробочки с соцветиями рогоза и камыша. В коробочке под № 1 соцветие рогоза “султан”. Давайте его рассмотрим через увеличительное стекло. Что вы видите? (Ответы детей).
- Правильно. На волосках маленькие, коричневые точки. Это семена. Когда рогоз высыхает, ветер разносит семена, они падают в воду и из них вырастают новые растения.
- Теперь рассмотрим соцветие камыша “колос”. Он в коробочке под № 2. Что вы видите?
- Да, это тоже семена, но уже другого вида.
- А теперь давайте немного отдохнем.
Провожу физкультминутку.
Встанем прямо, не сгибаясь,
Как растет камыш.
И представим, что вокруг
Речка, солнце, тишь...
Руки в стороны, как ветви
Широко раздвинем.
Прямо голову держите
Вы под небом синем.
Но поднялся ветерок
В небе облака.
Руки вправо, руки влево,
Головою закачали,
Словно шмели зажужжали.
Наклонились, прямо встали
И все дружно разом сели.
А теперь посмотрите на эту картину (Показ иллюстрации с рогозом и камышом). Камыш и рогоз растут очень близко друг к другу. Они образуют густые заросли. Сквозь них трудно проплыть на лодке. А вот для маленьких уточек эти заросли очень удобны. Там птицы вьют гнезда, выводят птенцов, пряча их в зарослях. Как вы думаете, от кого они прячут птенцов? (Ответы детей).
- Камыш и рогоз приносят пользу не только птицам, но и людям. Из камыша и рогоза делают бумагу и картон. Их срезают и везут на астраханский целлюлозно-картонный комбинат, там мелко режут, варят и получают бумагу.
А теперь я хочу загадать вам загадки.
Послушайте внимательно
Над водой качается
Тихо шелестя,
Голову курчавую
Низко наклоняя.
У пруда, у речки,
Что растет, малыш?
Ну конечно, правильно…… /Камыш/
У стебля на верхушке
Вырос вдруг “султан”.
Осенью “султан”
Легким пухом стал.
Пух тот легкий ветерок
Вдоль реки разнес
Где упал пушок
Весной вырастет …. /Рогоз/
- Молодцы. Но мои загадки на этом не закончились. Вот у меня волшебные листочки бумаги. Я предлагаю вам закрасить весь лист синий краской. А что получится, увидите после окончания работы.
/Дети закрашивают листы бумаги, на которых свечой нанесен рисунок рогоза или камыша/.
- Что же удивительного получилось у вас?
- Поднимите рисунки те, у кого получился рогоз, а теперь те, у кого камыш.
- Ребята, давайте вспомним, с какими растениями Астраханского края мы сегодня познакомились?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
- Почему птицы строят гнезда в зарослях этих растений?
- Какую пользу камыш и рогоз приносят людям?
- Молодцы, я довольна вашими ответами, очень хорошо вы сегодня поработали на занятии.
Свои рисунки и образцы картона вы можете взять домой, и рассказать своим родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам о растениях, с которыми вы сегодня познакомились. Занятие закончено.
/После занятия предлагаю детям подойти к столу, на котором стоит микроскоп и рассмотреть более пристально соцветия рогоза и камыша в его увеличительное стекло./