Завершая изучение курса алгебры, необходимо ещё раз остановиться на общих подходах к решению уравнений - это будет и подведением итогов, и хорошей подготовкой к предстоящим экзаменам.
Здесь мы остановимся на функционально-графическом методе решения уравнений. Этот метод замечательно прорабатывается в УМК А.Г.Мордковича “Алгебра и начала анализа”, в котором именно функционально-графическая линия выбрана в качестве приоритетной из основных содержательно-методических линий школьного курса алгебры.
Данный метод помогает найти точное или приближённое значения корней, позволяет найти количество корней уравнения. При построении графиков и решении уравнений мы используем свойства функций, поэтому метод и называется функционально-графическим.
В данном случае мы рассматриваем только решении уравнений, хотя с помощью данного метода могут решаться и системы уравнений, и неравенства, и системы неравенств.
Для решения уравнений “делим” его на две части, вводим две функции, строим их графики, используя свойства функций, находим координаты точек пересечения этих графиков – абсциссы этих точек и есть корни нашего уравнения. В процессе решения уравнений повторяются и свойства различных функций.
Приведённые ниже уравнения можно использовать для работы в классе, для домашних заданий, для самоподготовки и т.д.
Уравнения, решаемые функционально-графическим методом
1. Решение уравнений P(x) = 0, где Р(х) – многочлен, степень которого больше 2
Уравнение |
Функции |
Ответ |
х3 + х – 10 = 0 |
f(x) = х3, |
2 |
х5 + х – 34 = 0 |
f(x) = х5, |
2 |
х4 + 5х – 6 = 0 |
f(x) = х4, |
– 2; 1 |
х3 + 3х2 = (х + 2)6 + 4 |
f(x) = х3 + 3х2, |
– 2 |
2. Решение уравнений с квадратным корнем
Уравнение |
Функции |
Ответ |
– 2х = 0 |
f(x) =, |
1 |
– х + 1 = 0 |
f(x) =, |
3 |
4 –= х |
f(x) = –, |
2 |
3 –– 3х = 0 |
f(x) = – |
1 |
3. Решение уравнений с модулем
Уравнение |
Функции |
Ответ |
| х + 2 | + х = 0 |
f(x) = | х + 2 |, |
– 1 |
| х – 3 | – х + 1 = 0 |
f(x) = | х – 3 |, |
2 |
х2 – | х | = 0 |
f(x) = х2, |
– 1; 0; 1 |
х2 – 2 + | х | = 0 |
f(x) = х2 – 2, |
– 1; 1 |
х2 – 2х + | х – 2 | = 0 |
f(x) = х2 – 2х, |
1; 2 |
х2 + 2х + | х + 4 | = 0 |
f(x) =(х2 + 4х), |
– 4; – 2 |
| х | – = 0 |
f(x) = | х |, |
1 |
| х | + = 0 |
f(x) = | х |, |
– 2 |
4. Решение уравнений с тригонометрическими функциями
Уравнение |
Функции |
Ответ |
sin х – х + p = 0 |
f(x) = sin х, |
|
sin х – + 1 = 0 |
f(x) = sin x, |
|
sin х – (х – )2 – 1 = 0 |
f(x) = sin х, |
|
sin х + (х – )2 + 1 = 0 |
f(x) = sin х, |
|
sin х – | х –| – 1 = 0 |
f(x) = sin x, |
|
sin х – | х +| + 1= 0 |
f(x) = sin х, |
– |
sin х += 0 |
f(x) = sin х, |
0 |
sin х – =0 |
f(x) = sin х, |
|
cos х – х – 1 = 0 |
f(x) = cos х, |
0 |
cos х – х + = 0 |
f(x) = cos х, |
|
cos х – х2 – 1 = 0 |
f(x) = cos х, |
0 |
cos х + (х – p )2 + 1 = 0 |
f(x) = cos х, |
|
cos х + | х | –1 = 0 |
f(x) = cos х, |
0 |
cos х –= 0 |
f(x) = cos х, |
5. Решение уравнений с показательной и логарифмической функциями
Уравнение |
Функции |
Ответ |
3х + х – 4 = 0 |
f(x) = 3х, |
1 |
3х – – 2 = 0 |
f(x) = 3х, |
1 |
3х – = 0 |
f(x) = 3х, |
1 |
log2х + х – 3 = 0 |
f(x) = log2х, |
2 |
log3х + х – 1 = 0 |
f(x) = log3х, |
1 |
log2х – = 0 |
f(x) = log2х, |
2 |
log2х – (х – 1)2 = 0 |
f(x) = log2х, |
1; 2 |
Надеюсь, подборка пригодится учителям в их работе.